понедельник, 5 октября 2020 г.

Айман Экфорд. Начало истории о Вер.Б.А.


Итак, многие читатели наверное уже знают о моем с-ПТСР.

С-ПТСР в моем случае привело к появлению отдельной «субличности» - мелкой меня, или, как я ее иногда называю, Вер.Б.А. (прозвище-псевдоним, который я использовал в детстве).

Меня иногда просто «выносит» в мое детство - после очередного кошмарного сна, во время уборки по дому, в любой ситуации когда я чувствую себя одиноким, в любой ситуации которая напоминает мне о ситуации из детства хоть чем-то. Я как бы перестаю быть собой нынешней. Особенно если это состояние не «поймать». Малышка перехватывает контроль.

Я понял это во время психотерапии, когда мы с психотерапевтом пытались визуализировать ту часть меня, которая пережила травмирующее событие и понять, что она тогда хотела.

Недавно, осознав до конца какое разрушительное действие «самодеятельностью» Вер.Б.А. Оказывает на мою повседневную жизнь, я решила наконец «наладить» с ней отношения.


✅Немного о Вер.Б.А.

Вер.Б.А. малышка не признает свою трансгендерность, очень боится самостоятельности потому что ей надо как-то оправдать насилие родителей, считает себя хуже всех и жутко зависимая в вопросах быта.

Из-за этого наша бытовая жизнь просто кошмарна.

У меня с ней зачастую противоположные желания - я хочу чувствовать себя более независимым, а она - она тоже этого тайно хочет, но очень боится. Она думает что может только полагаться на других. Ей постоянно страшно. 

И моя задача сейчас успокоить ее, научить ее полагаться на меня, а не бежать за помощью к другим людям и вернуть ощущения контроля над своей жизнью - начиная от того, чтобы она (я) могла справляться с домашними делами, и заканчивая тем чтобы она (я)  не боялась нашего прошлого как будто оно представляет физическую угрозу.


Моя прошлая ошибка была в том, что все время, когда я чувствовала себя мелкой и слабой - то есть, когда Вер.Б.А. давала о себе знать я затыкала ее. Я боролась с Вер.Б.А., заставляя ее вести себя «нормально» и «дисциплинировано», точно так же как мои родители заставляли меня подавлять свои потребности.

Я боролась с частью себя, в итоге полностью теряя и связь с этой частью, и соответственно контроль над ситуацией.


Теперь я решила это изменить. Возможно, мои заметки общения с Вер.Б.А. будут полезными кому-то из вас.

Итак, итог первых трёх дней.


✅Особенности общения.

1. Мне помогла персонификация детской части себя. То есть я буквально представляю что я - старшая сестра себя из параллельной реальности, что я спасла Вер.Б.А. от наших родителей и пытаюсь ей помочь. Как дейдримному человеку мне это довольно просто - но не факт что подобный метод подойдёт всем.


2. С Вер.Б.А. было невозможно договориться, когда моя голова была занята обсессиями и компульсиями (то есть до таблеток и психотерапии), и постоянными планами что я якобы обязан сделать (мне казалось, что я вечно что-то не успею, что время мне не принадлежит, поэтому я просто не давал себе расслабиться). Для разговоров с Вер.Б.А. голова должна быть относительно свободна, и должны быть освоены базовые навыки, помогающие справится с тревогой.


3. Я решилась начать «общение» с Вер.Б.А. после довольно травмирующего разговора, когда она просто «орала» внутри моей головы, чувствуя себя виноватой за происходящее. Это одновременно и преимущество - я смог «вычленить» ощущения, когда она пытается «захватить» мое сознание и оттащить меня в прошлое. И это недостаток - я начал общение уже будучи уставшим, в не самый приятный период своей жизни.


4. Общение с Вер.Б.А. строится на том, что я стараюсь научить ее доверять мне, и раскрыть свой потенциал. То есть, скажем раньше я хотел чтобы у меня был свой дом, я пытался не просто устраивать генеральную уборку, а и делать «ремонт» в комнате, но благодаря череде событий из прошлого мои бытовые навыки теперь на уровне трехлетнего ребёнка, потому что каждый раз когда надо что-то делать по дому, появляется напуганная Вер.Б.А., которая воспринимает любого партнера по уборке как «родителя» и паникует от малейшей ошибки. Моя задача показать ей, что ей достаточно меня (взрослой, с моими нынешними правами и возможностями, с моими знаниями что мелкие ошибки не ужасны), чтобы скажем без страха открывать банки, смотреть на ценники продуктов в магазине и не забывать вытирать разлитое молоко. Моя задача - вернуть ту самостоятельность, к которой она раньше стремилась, помочь ей осознать что эта самостоятельность возможна, реальна и не опасна. В ход идут внутренние диалоги (во время которых я стараюсь следить за дыханием чтобы не начать суетиться, и обращать внимание на происходящее вокруг и на положение тела, чтобы не заваливаться в прошлое - ну или двигаюсь и стимлю), прослушивание советских песен, которые нравились мне в детстве, даже скажем небольшие «вознаграждения». 

Как в любом общении, тут важен «обратный» отзыв, то есть я отслеживаю как младшая часть меня реагирует на те или иные события и слова.


✅Первые результаты:

1. Метод работает. То есть, благодаря ему я наконец-то собрался сделать бытовые дела, которые долго откладывал, мне стало проще понимать что и как я могу делать на кухне (какие банки выкинуть, что убрать в холодильник и т.п., потому что у меня уже нет постоянного ощущения что я в гостях в нашем же доме и занимаю «чужое» место). Вывод: осваиваем бытовые дела, учим новые модели поведения в повседневных вопросах, чтобы наконец-то позволить себе быть независимыми, не мешать окружающим и освоить базовые навыки выживания. Теперь понятно как!


2. Методы выматывает. Как и все новые психологические навыки, которые надо осваивать постепенно. Я помню, как меня выматывало, когда я учился понимать чего я хочу в данный момент и какие у меня ощущение в теле (я учился этому год назад). Моя голова забита новой моделью поведения, поэтому скажем сейчас не лучшее время начинать учить что-то новое или вносить крупные изменения в жизнь даже если бы хотела. Сейчас я могу чуть более резко реагировать на триггеры. И сейчас у меня фиговое внимание (скажем, в магазине я смог проследить за всеми ценами чтобы не купить товар подороже, но спутал мучное изделие с картинки, полностью уверенный в тот момент что запомнил картинку правильно). То есть, как всегда при стрессе или освоении новых навыков сейчас я немного рыбка Дори (я везучий, блин, второй раз за последний триместр - в последний раз было при осознании трансгендерности и подготовке к переходу). В общем, у меня ощущение что я учусь ездить на велосипеде и ещё не очень хорошо держу равновесие. 


3. Вер.Б.А. стала более громкой. Поэтому если со мной кто-то говорит чуть больше «как с ребёнком» чем обычно говорят со взрослыми людьми, я это замечаю и воспринимаю очень ярко. Раньше Вер.Б.А. Бы просто «перехватила контроль», но сейчас контроль у меня и я чувствую будто... обращаются немного не ко мне. И после этого Вер.Б.А. часто «перехватывает» контроль. Либо она «перехватывает» контроль когда мы с ней немного накосячили. Так я зачем-то стал оправдываться перед Линой, почему я не отключаю блютуз на своём телефоне - раньше я тоже мог бы делать нечто подобное, но это ощущалось бы как нечто нормальное, потому что контроль был бы у Вер.Б.А. Сейчас это ощущается как что-то странное, но тем не менее меня тянет комментировать то, что происходит с точки зрения Вер.Б.А. Всегда тянуло. Но теперь я просто замечаю это стремление. Решение: внутренние диалоги, общение с психотерапевтом на эту тему, написание специальных заметок.


✅ Примечание: прошло всего три дня с того момента как я стал пытаться договориться с Вер.Б.А., но мне кажется что прошла неделя как минимум.

Мне хочется более быстрых результатов, и сложно признать грусть от того, что я не могу учится быстрее.

Но я понимаю что если я буду торопить себя и Вер.Б.А., это пойдёт только во вред....


Итак... продолжение следует.