воскресенье, 4 августа 2019 г.

Переосмысляя аутизм и «привередливость в питании» 

По материалу: THINKING PERSON'S GUIDE TO AUTISM
Автор: Сара
9ooeHPd_nxo.jpg
(Фото © Melissa | Flickr / Creative Commons
Изображение: Ланч-бокс с едой разного типа, которая разложена по разным отсекам. Среди еды есть соленые крендельки, желейные конфеты, малина, нарезанные огурцы и кусок хлеба в форме бабочки)

Меня стыдили за то, что я не могу есть многие продукты, столько, сколько я себя помню. Стигма «капризули» во всем, что касается еды, преследовала меня всю жизнь, вызывая неприятные комментарии (и немалое раздражение) со стороны членов семьи, друзей, официантов и даже незнакомцев.
Недавно я обдумывала, почему мне так тяжело есть определенные виды еды, и пришла к тому же выводу, к которому пришла после самоанализа, последовавшего за аутичной диагностикой. Я поняла, что на самом деле я очень сильная, и мой нетипичный опыт реален и важен.
Почему я так «разборчива в еде»? Ок, если бы вы на несколько часов смогли ощутить то, что чувствую я, готова поспорить, что тогда вы бы гораздо меньше меня осуждали, лучше понимали, и точно очень быстро перестали бы использовать такие слова, как «капризная» и «привередливая».


Обычно я отчаянно хочу, чтобы еда мне понравилась, хочу сделать так, чтобы я могла брать наугад что-то новое или просто без колебаний есть то, что лежит передо мной на тарелке. Но в моем случае поедание еды практически всегда превращается в выматывающий процесс.
Мне может быть тяжело и неприятно не только из-за вкуса – а еще и из-за текстуры, запаха, цвета, консистенции и других подобных характеристик еды. Что, если я скажу вам, что некоторые виды еды физически тяжело есть? Что некоторые виды еды превращаются в триггеры, вызывающие очень яркие, дезориентирующие и приводящие к стрессу воспоминания? Что некоторые виды еды вызывают у меня тошноту и панику? Добавьте к этому синдром раздражения толстой кишки, другие проблемы с животом и пищеварением, аллергию на многие виды еды и повышенную чувствительность к различным продуктам. Даже удивительно, что я вообще могу хоть что-то есть.


ВКУС. 
Мне очень тяжело есть горькую, кислую и пряную пищу. Не забывайте, что я слишком интенсивно воспринимаю любую сенсорную информацию, и что эти сенсорные ощущения накапливаются и поэтому, вероятно, мы по-разному понимаем, что значит «что-то не есть». Я не просто разборчивая, капризная или придирчивая. Я действительно воспринимаю все интенсивнее, чем воспринимает большинство. То, что вы можете воспринимать как приятное с мельчайшим намеком на сильные ощущения, может восприниматься мною как атака всех органов чувств.
Кроме того, мое сенсорное восприятие иногда немного отличается от типичного, и поэтому, например, то, что вы воспринимаете, как горький привкус, мною воспринимается как желчь. Никто из попробовавших это блюдо не заметит желчи, у них таких проблем не будет, а я просто физически не смогу сунуть в рот еще один кусок, потому что от такого вкуса меня совершенно обоснованно стошнит.


ТЕКСТУРА. 
Еще один значительный фактор – текстура еды. Я не выношу текстуру персиков, салата с капустой, сельдерея, японского конняку и теплого арахисового масла. Иногда я не могу объяснить, почему мне так сложно переносить эти продукты, но ощущение от их употребления может быть настолько неприятным, что у меня сводит челюсть. Иногда, если я все же вынуждена это есть, это неприятное ощущение может распространяться по всему телу, вызывая головную (и не только) боль, озноб, дискомфорт, и тики.


СЛИШКОМ МНОГО ВКУСОВ СРАЗУ. 
Даже если мне нравятся определенные вкусы, меня иногда выматывает, если я вынуждена ощущать их все сразу. Не так много блюд я могу заказать без комментария: «я хочу это (название блюда), но без (перечисление нежелательных ингредиентов). Так что мне надо только (перечисление ингредиентов которые останутся в блюде)». Мне приходится убирать эти ингредиенты, потому что только так можно превратить блюдо, которое я физически не могу съесть без мелтдауна или очень сильного стресса, в съедобную еду.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
Я думала составить список всех продуктов, которые мне сложно есть, но потом решила этого не делать. Возможно, когда-то я это сделаю, но не сейчас. Мне все еще сложно избавиться от того стыда, который я всю жизнь испытывала из-за стигмы, вызванной тем, что некоторые продукты мне больно или сложно есть. И поэтому я решила сконцентрироваться на другом.

Сейчас я учусь принимать себя, и мне это кажется важнее составления списков того, что я могу, а что не могу делать. Прежде чем попробовать новую еду, я должна пройти длинный путь, и я стараюсь принимать то, что: 1) я функционирую не так, как большинство людей и совершенно нормально не есть те продукты, которые мне тяжело есть; и что - 2) впечатляет уже то, что я все же могу кое-что есть, так что стоит относиться к себе с большим доверием.