Инклюзивный класс |
Инвалидность считается "взрослой", слишком тяжелой и сложной для детей темой.
Тем не менее, инвалиды - одно из самых крупных меньшинств. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения около 15% людей в мире имеют или имели инвалидность.
То есть, практически каждый человек в своей жизни встречал людей с состояниями, по которым можно было бы поставить инвалидность, даже если он и не знал об этом.
Ваш ребенок - не исключение. Кроме того, дети-инвалиды - не редкость, и их можно встретить в любом дворе и на любой детсткой площадке.
Поэтому даже маленьким детям важно знать, что такое инвалидность.
Итак, вот 7 способов обьяснить даже самому маленькому ребенку эту непростую тему.
1. Обращайте внимание на то, что все люди разные.
Инвалидность основывается на особенностях работы тела и мозга. Для того, чтобы понять это, важно знать, что люди разные.
Обратите внимание, что у людей может быть разный цвет глаз и разный цвет кожи. Что у людей бывает разное мнение: ваш любимый цвет может быть красным, а любимый цвет вашего ребенка - зеленым. И это - нормально, и этого не стоит стыдиться.
Обращайте внимание на подобные вещи во время повседневных разговоров, обсуждения фильмов и книг, пересказов историй из жизни...
2. Не забывайте говорить о том, что у всех людей есть свои сильные и слабые стороны.
Может быть, вы - прекрасный бегун, а вот бабушке сложно даже подняться по лестнице. Зато она печет пироги намного лучше вас.
Возможно, лучший друг вашего ребенка сам научился читать и не расстается с книгами, а ваш ребенок с трудом различает буквы, но зато знает наизусть куски из любимых мультфильмов.
Замечайте такие простые, повседневые отличия. Говорите о том, что никто не идеален, что люди не могут уметь все. И что у всех есть свои ограничения, у всех у нас есть свои ограниченные возможности. Зато то, что ты не можешь преуспеть в одной области, не значит, что ты ни на что не способен в другой.
Это хорошая база для понимания того, что такое инвалидность. Если малыш поймет эти простые истины, он сможет понять и то, что неговорящий аутичный ребенок с детства может отлично понимать то, что происходит вокруг него и даже составлять уникальное и необычное мнение о происходящем, даже если он и не показывает это внешне. Или что человек может быть гениальным физиком, но при этом для передвижения ему может быть нужна инвалидная коляска.
3. Поговорите с ребенком о несправедливости общества на примере выдуманных историй.
Отличный повод начать подобный разговор - особенно если ваш ребенок любит фильмы и фантастику - фильмы, комиксы и мультфильмы о Людях Икс.
Объясните, что мутантов из этих произведений ненавидят и бояться за то, что они отличаются от большинства.
И вот тут можно даже ввести таинственное слово "Инвалидность". Например, скажите, что в нашем мире Циклоп считался бы инвалидом, потому что ему нужны специальные очки, без которых он может навредить себе и окружающим при том, что на самом деле его способность стрелять из глаз не является болезнью.
Или предложите ребенку представить, что он попал в параллельный мир (на другую планету, в сказочную страну), где все люди - глухие. Пофантазируйте, как вокруг все было бы громко и шумно, потому что никто бы не задумывался над тем, что шумящая техника может кому-то мешать. Представьте, что могло бы сделать общество и государство, чтобы слышащему человеку стало проще. Например, выдавать ему наушники чтобы он мог ходить на работу, к врачу или в школу.
Порассуждайте, как другие люди бы смеялись над человеком, который может слышать, потому что не понимали бы его, и возможно слышащему человеку стало бы так страшно, что пришлось бы обращаться к психологу.
И, наконец, скажите, что в этом мире глухих слышащий человек был бы инвалидом. Хоть слух и не является болезнью.
Очень важно помнить, что инвалидность и болезнь - абсолютно разные вещи.
Болезнь - это то, что причиняет страдание. Болезнями занимаются врачи.
Инвалидность - это юридическое и социальное понятие, означающее, что человеку нужна доступная среда.
Поэтому, скажем, многие аутичные люди не считают себя больными, хоть и признают, что они инвалиды. То есть они не считают, что аутизм сам по себе им мешает, но признают что в нынешнем обществе, созданном неаутистами, им нужна доступная среда.
И поэтому некоторые виды болезней не являются инвалидностями, а некоторые виды инвалидности - болезнями.
3. Поговорите с ребеноком о несправедливости общества на примере реальных историй.
Если ваш ребенок не любит фантастику, фантазии и выдуманные истории, вы можете привести ему примеры из жизни (Или эти примеры можно использовать и как дополнение к выдуманным).
Лучше всего в качестве примера брать те области, которые интересны вашему ребенку.
Например, если ему нравятся энциклопедии по физике, расскажите ему про инвалида Стивена Хоккинга.
Если он поклонник Покемонов, расскажите, что их изобрел аутичный геймдизайнер Сатоси Тадзири.
Если он любит семейные истории - расскажите о своей бабушке, которая к старости не смогла ходить и вынуждена была передвигаться на коляске.
Не забудьте обратить внимание ребенка на то, как было бы плохо если бы Хоккинг или ваша бабушка не могли бы пользоваться коляской, а на улице не было бы пандусов, или если бы Тадзири бы не восприняли всерьез за то, что он аутичный.
Скажите, как много теряет общество, не создавая доступную среду для инвалидов, насколько у нас было бы больше хороших врачей, мультипликаторов, ученых, если бы инвалидов всегда воспринимали как полноценных людей.
Заметьте, как странно и глупо то, что многие люди считают, что если у кого-то тело устроено не так, как у других, или у кого-то мозг работает нетипичным образом, жизнь этого человека неважна, ему не надо помогать и у него не должно быть возможностей проявить себя.
Закончите разговор тем же, чем заканчивали бы разговор о слышащем в мире глухих или о мутантах из Людей икс.
Что в инвалидности нет ничего позорного, как и в болезнях, но при этом болезнь и инвалидность - разные вещи.
Болезнь характеризует медицинское состояние здоровья человека, а инвалидность - то, насколько общество рассчитано на таких, как он.
4. Не присекайте вопросы ребенка об инвалидности.
Если ваш ребенок показывает пальцем на тетеньку с собакой-поводырем, не кричите на него.
Не говорите об этой женщине шепотом, чтобы у ребенка не сложилось ощущение, что быть незрячим - это нечто позорное, нечто страшное, о чем можно говорить только очень-очень тихо.
Лучше объясните ребенку, кто такие незрячие люди, зачем им собаки-поводыри и что эти собаки умеют делать.
5. Если ваш ребенок смеется над кем-то, кто выглядит или ведет себя странно, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя.
Напомните ему, что ему бы самому, вероятно, не понравилось бы, если бы другие вели себя так с ним.
Например, если ребенок смеялся над человеком маленького роста, скажите ему что ему бы не понравилось, если бы высокие ребята подняли его на смех.
Или если ребенок смеялся над кем-то с синдромом Дауна, заметьте, что он для людей с синдромом Дауна может казаться таким же странным, как они - для него.
6. Признавайте, что любой человек может стать инвалидом.
После того, как слово инвалидность вошло в обиход, и ребенок понял, что над инвалидностью нельзя смеяться, скажите ему, что все мы можем стать инвалидами в тот или иной момент жизни.
И что у всех нас могут быть дети-инвалиды или друзья-инвалиды.
Поэтому проблемы прав инвалидов и нормального отношения к инвалидам касаются нас всех.
7. Если у кого-то в семье есть инвалидность, хронические заболевания или ментальные расстройства, не скрывайте это от ребенка.
Ребенок не должен думать, что инвалидность или проблемы со здоровьем являются чем-то постыдным, чем-то, что человек должен скрывать, чем-то, за что он несет ответственность.
Поэтому не надо скрывать, если у матери вашего супруга болезнь Альцгеймера, вы ходите к психотерапевту из-за депрессии, а у вашего старшего сына - дальнозоркость.
Разумеется, не обязательно описывать трех-четырехлетнему ребенку, не интересующемуся медициной, какие гормональные сбои провоцируют депрессию, что такое болезнь Альцгеймера и как устроен глаз человека.
Если ваш ребенок не поклонник медицины, достаточно дать поверхностную информацию о проявлении этих состояний и о том, как можно облегчить их проявления.
Главное - чтобы тот факт, что в вашей семье есть инвалиды не воспринимался чем-то более странным, чем тот факт, что в вашей семье у людей разный рост, или что в вашей семье есть люди разного возраста.
***
Мне, как инвалиду, было бы проще, если бы общество было бы лучше информировано об инвалидности.
Если бы оно понимало, что инвалидность - это социальное понятие, а не то, чем должны заниматься только врачи.
Если бы оно считало доступную среду чем-то нормальным.
Если бы оно считало нормальным, что я использую слово "инвалид", потому что для меня, как для правозащитника и самоадвоката, важно четко указывать на свою идентичность, а кто-то использует фразу "человек с инвалидностью".
Но я понимаю, что подобные изменения маловероятны при моей жизни, потому что сейчас мы живем в культуре стыда, окружающей инвалидность.
Но спасение есть в следующем поколении, которое может воспринимать инвалидность не так, как воспринимаем его мы.
И на это могут повлиять все родители и педагоги, и все, кто так или иначе формирует массовую культуру!