пятница, 21 сентября 2018 г.

Айман Экфорд: «7 примеров активистского антисемитизма»

Однажды я уже писала о двойных стандартах по отношению к сионизму и государству Израиль, которые существуют в российском и англоязычном прогрессивном сообществе.
Теперь я хочу обратить внимание на антисемитизм, который я встречала у большинства русскоязычных интерсекциональных феминисток и других «антирасистов», и на основные аспекты его проявления. Некоторые из них были мне очевидны с самого начала. Некоторые - нет.

Очень долго я надеялась, что часть этих предрассудков не антисемитизм, а нечто другое, и что вся проблема в том, что я просто не понимаю постсоветскую культуру.
Теперь я признаю, что ошибалась. Не надо быть знатоком России, чтобы понять, что для двойных стандартов нужна причина. А если двойные стандарты распространяются преимущественно на одну группу людей, то эти предрассудки относятся как раз к категории различных «-измов». К тому же, многие из этих стереотипов свойственны не только русским, а и большинству современных левых движений во всем мире.
Надеюсь, этот список поможет вам начать замечать их.

Итак, вот они.

1. Интерсекциональные феминистки и левые активисты часто оправдывают и даже превозносят сторонников чёрного превосходства вроде Малколма Икс, но при этом демонизируют деятелей вроде Жаботинского. По их мнению, американские чёрные могут говорить о ненависти к белым, и о создании государства только для чёрных, потому что они «угнетены». А вот евреи даже не могли выступать за преимущественно еврейское государство, в котором арабы будут наделены всеми правами, но как меньшинство на еврейской территории, потому что... потому что американские чёрные угнетены больше евреев? Нет, не поэтому. Ведь речь идёт в том числе об идеях, которые высказывали ДО создания государства Израиль, и даже до Второй Мировой войны (не зря я упомянула Жаботинского, который умер в 1940-м году). Двойные стандарты проникают даже в обсуждение истории.

2. В Российских «прогрессивных» группах много критики Западных стран, которые угнетали свои национальные меньшинства, но при этом, если ты зайдёшь в такую «прогрессивную» группу, и попытаешься вспомнить, как Российская Империя на протяжении веков угнетала евреев, то можешь нарваться на холивар или даже на бан за «сионизм». Ладно, оставим в сторонке отношение к сионизму и тот факт, что, по мнению этих «борцов за права», право на государство имеют все, кроме евреев. Здесь интереснее то, что сама попытка осмыслить дискриминацию национального меньшинства, которая оставила значительный след в Российской культуре и до сих пор вредит российским евреям, пресекается из-за подозрения в какой-то политической пропаганде. И чем подобная конспирология лучше «закона о пропаганде гомосексуализма?»

3. В последнее время в активистских интернет-ресурсах появляются статьи об истории российского и советского феминизма, о квир-культуре начала 20-го века, и, конечно, о левых дореволюционных движениях. На эту тему проводятся лекции, спектакли, встречи. Но как насчёт движений за права нацменьшинств? Честно, я не специалистка в Российской истории, но даже я знаю о движении за эмансипацию евреев, которое зародилось в Российской империи (а некоторые его отголоски существовали даже в СССР!). Точнее, даже о движениях. Это были великие, многогранные движения, которые существовали, несмотря на сегрегацию, погромы и кровавые наветы, и которые изменили мировую историю! Очень разные движения - начиная от левого БУНДа (чья ассимиляторская политика провалилась), заканчивая различными течениями сионизма, как левыми, так и правыми, которые были созданы - или частично созданы - российскими активистами, и без которых не существовало бы современного Израиля. Вероятно, вообще не существовало бы Израиля. То есть, в истории этих движений есть опыт успехов - великих, значительных успехов, есть опыт неудач - неудач, связанных с ассимиляцией и попытками «быть как все», тактических неудач, неудач с выбором союзников; в истории этих движений полно спорных и сложных моментов для рефлексии...
Разве не это ищут русскоязычные активисты в американских движениях за гражданские права? Разве большинство русскоязычных активистов не утверждают, что им понятнее истории, переплетающиеся с Российской историей? Тогда почему они обращают внимание на все, что угодно, в прошлом своих и чужих стран, кроме движений за права евреев? Из-за страха быть обвинёнными в сионизме? Или из-за антисемитских предрассудков в своих головах, от которых страдали и страдают их еврейские сограждане?

4. В зарубежных движениях ситуация не намного лучше. И это прямо влияет на русскоязычных активистов, которые бездумно переводят работы своих зарубежных «коллег», наполняя рунет статьями о проблемах американских чернокожих, без какой-либо рефлексии, как эти проблемы влияют на постсоветскую действительность, или даже с какими постсоветскими проблемами тут можно провести параллель. Но знаете, какие статьи (и даже посты с тумблера) были бы полезны? Статьи и посты о евреях. Статьи и посты против антисемитизма. Статьи и посты о том, как антисемитизм переплетается с другими видами дискриминации. Разве интерсекциональность не об этом? Не о том, что большинство видов предрассудков связаны на системном уровне, потому что их объединяет одна культура? Если вы верите в это, просто подумайте, как на нашей культуре отразилась многовековая антисемитская история, как она влияет на другие системы угнетения? И, главное, как она влияет на жизни вполне конкретных евреев, особенно тех из нас, кто принадлежит сразу к нескольким дискриминируемым группам, и зачастую даже не может отделить тот же «бытовой» сексизм или эйблизм от «бытового» антисемитизма. Но об этом почти никто не пишет. Даже в англоязычном пространстве. Потому что большинство интерсекциональных активистов все ещё не удосужились понять, что евреи - тоже люди, а антисемитизм - тоже система угнетения. Тема антисемитизма поднимается в основном на специальных «еврейских» проектах. Если она каким-то чудом и попадает на обычные «интерсекциональные» и «прогрессивные» ресурсы, то очень редко, и даже тогда авторы таких статей обычно вынуждены оправдываться, что они «не такие, как те сионисты», «конечно же, за создание двух государств» и т.п., и т.д. Никакого бунтарства и радикализма, который есть у чёрных активистов, у американских аборигенов, у исламских активистов, никакой идеи безусловной гордости и безусловного принятия своей национальной и/или религиозной принадлежности. Неудивительно, что такие «примиренческие» статьи на (и без того непопулярную) еврейскую тему мало интересуют русскоязычных переводчиков-активистов, которых обычно вдохновляет бунтарство.

5. Итак, еврейские активисты вынуждены постоянно извиняться. Всегда. За все. И проявлять свою еврейскую идентичность «наполовину», так, чтобы не особо светиться. Пишешь о проблеме антисемитизма? Очень важно упомянуть, что есть некие «другие группы», которые страдают больше (даже если ты всю жизнь торчишь в активистской гетто-тусовке, где это не так). Хочешь выступить в защиту сионизма? Не забудь покритиковать «правых» сионистов! (Но зато, разумеется, если ты выступаешь, скажем, за невмешательство в дела арабских государств, в «интерсекциональной» среде от тебя не будут ожидать даже критики кровавых диктаторов). Хочешь пойти на гей-прайд, чтобы почувствовать себя в безопасности среди понимающих членов своего большого и дружного сообщества? Тогда тебе не стоит брать с собой радужный флаг со звездой Давида, даже если твои знакомые все же пойдут с радужными флагами с исламским полумесяцем. Точнее, пойти-то ты можешь, но тебя там почти наверняка обзовут защитником милитаристов и оккупантов, а то и вовсе не пустят на прайд. В любом случае, гордости за принимающее сообщество тебе не видать. И нападкам ты подвергнешься, вероятнее всего, со стороны тех самых активистов, которые громче всех твердят о важности интерсекциональности и внимании к пересечению дискриминаций.

6. И это ещё неплохой вариант, потому что подобное противостояние и вообще внимание к еврейской теме (хоть и с оговорками), указывает на то, что есть хоть какой-то диалог, что еврейское меньшинство как-то заметно среди (и внутри) других меньшинств. В российских активистских сообществах чаще всего нет и этого. Конечно, есть еврейские активисты, сталкивающиеся с антисемитизмом. Но эти люди могут быть аффирмативными богословами, ЛГБТ и квир-активистами, феминистками, но не активистами за права евреев. Но если даже они умалчивают о собственном опыте столкновения с антисемитизмом, если даже для них проблемы американских чёрных более актуальны, чем проблемы российских евреев, то стоит ли удивляться, что активисты, не имеющие к еврейству никакого отношения, не спешат расставаться со своими антисемитскими предрассудками?

7. Да, и если уж мы снова заговорили о проблемах американских чернокожих, то как насчёт такой популярной темы в активистской среде, как культурная апроприация? Вот я уже который год не могу понять, почему белая женщина не может носить дреды, под предлогом того, что дреды - важнейший атрибут движения за права чёрных; но при этом эта же самая белая женщина может использовать историю Исхода евреев из Египта и их скитаний в поисках Земли Израилевой для вдохновения своей аффирмативной группы ЛГБТ-верующих? Даже если эта женщина - ярая антисионистка? Даже если она осуждает любое проявление чувства национальной гордости евреев? Двойные стандарты налицо.

***
Тема этой статьи для меня очень сложная и личная, и я долго не могла решиться на ее написание. Ведь я сама - интерсекциональная феминистка, и со многими описываемыми в посте двойными стандартами сталкивалась лично, в том числе со стороны ближайших союзников. И если они теперь вдруг решат, что я предала их движение, что же... я не верю в движение в защиту угнетенных, строящееся на угнетении. И считаю, что мейнстримному «интерсекциональному» движению давно пора пересмотреть позицию по целому ряду вопросов, и антисемитизм - один из них. То, что люди, провозглашающие себя специалистами по вопросам дискриминации, воспроизводят одну из самых древних и кровавых форм дискриминации в истории - просто позор. Такие активисты дискредитируют все движение. Им пора научиться ДУМАТЬ, анализировать свои действия и слова, а не бездумно повторять предрассудки своих предшественников, превращая движение в подобие фундаменталистской секты. Интерсекциональность должна быть основана на анализе реально существующих пересечений дискриминации, а не на «заветах» авторитетных антисемитских «борцов за социальную справедливость» из прошлого.