среда, 22 августа 2018 г.

Айман Экфорд: «О гендерно-нейтральных туалетах»

После того как в одном из своих текстов я написала о необходимости создания гендерно-нейтральных туалетов на ЛГБТ-мероприятиях (и не только), оказалось, что эта идея вызывает недоверие и непонимание даже со стороны моих друзей. Так что придётся мне написать текст и об этом.

Итак, лично мне все равно в какой туалет ходить. Иногда я по ошибке забредаю в мужские туалеты, и не испытываю от осознания этого никакого дискомфорта. Гендер значит для меня очень мало - и чужой и свой собственный, даже моя женская гендерная идентичность имеет для меня значение только потому что я к ней привыкла, и потому что мне важно говорить о правах женщин от первого лица. Ну а вопрос, какие у кого половые органы мне тем более безразличен (если этот человек не мой сексуальный партнёр).
Мне глубоко безразлично, какого пола и гендера человек в соседней кабинке в уборной, и что у него между ног.
Но для некоторых людей важен выбор «правильной» уборной. Особенно для тех, кому важна их гендерная идентичность - для некоторых людей с гендерной дисфорией, некоторые из которых могут буквально ненавидеть своё тело из-за того, что оно не соответствует их внутренним ощущениям гендер. Это может быть важно и трансгендерным людям без гендерной дисфории. Этот вопрос куда сложнее чем кажется.
Представьте что вам большую часть жизни приходилось бороться за то, чтобы ваш гендер воспринимали правильно. Что вас постоянно мисгендерят, называют не тем именем, принуждают выглядеть не так, как для вас естественно... а тут ещё и вынуждают ходить в туалет для людей другого гендера. Этот туалет - важный показатель, демонстрирующий что даже в таких простых и личных вопросах как справление естественных потребностей ваша идентичность не имеет значения.
Если вы никогда с этим не сталкивались, вам это может показаться ерундой, но не забывайте о том, что у вас есть привилегия не испытывать этот опыт. Возможно вы даже представить себе не можете что это такое!
Я тоже его не испытывала в полной мере, но после того, как я перенесла нечто подобное, я стала ещё лучше понимать насколько это важно.
Когда во время собеседования в израильской миграционной службе я была вынуждена указать что у меня в паспорте записана русская национальность, и что моя семья наполовину православная, наполовину атеистическая, у меня началась настоящая истерика. Я спокойно говорила о незаконных задержания, о том, как избивали моих друзей, о том, как люди угрожали изнасиловать или убить меня... но вот восприниматься как русская из православной семьи было слишком тяжело. Я сама не понимала, насколько это тяжело, пока мне не пришлось об этом говорить. 
Казалось бы, это мелочь. Не все ли равно что запишут на бумажке? Но для меня, для человека которого всю его долбанную жизнь ошибочно считали русской, это совсем не мелочь. 
То же самое и с гендерно-нейтральными туалетами. 
Если бы эти туалеты были бы мелочью, тысячи трансгендерных людей (включая моих трансгендерных друзей) не тратили бы столько сил и времени на их создание. Учитывая насколько часто трансгендерные люди сталкиваются с насилием и дискриминацией, несложно понять что эти туалеты должны очень много значить для них, если они находят ресурсы на то, чтобы лоббировать их появление.

Надеюсь, вы поняли идеологическую часть вопроса, ту, что касается прав трансгендерных людей. 

Теперь поговорим о том, как же цисгендерные люди могут выжить в мире с такими туалетами.

Знаете, эта история не нова: примерно полвека назад белые люди в США точно так же недоумевали, как они смогут быть в безопасности если прекратить сегрегацию и обьединить туалеты для чёрных и белых. Но когда афроамериканцы стали ходить в те же туалеты, что и белые люди, ничего страшного не произошло. «Туалетный» вопрос оказался куда проще, чем хотелось бы консерваторам. 
Вот и сейчас большинство претензий к «объединённым» туалетам абсолютно необоснованны.

Если сделать все туалеты гендерно-нейтральными люди будут смущаться, когда увидят как из кабинки выходит человек «другого пола»?
Да, поначалу будут. Точно так же как и белые смущались, когда видели что из соседней кабинки выходит чернокожий. Но со временем они привыкли, и новое поколение это уже обычно не смущает. Это того стоило.
 Ведь если какие-то культурные предрассудки мешают людям жить, надо менять предрассудки, а не людей, верно? Потому что при другом подходе мы будем жить в обществе, где не будет ни прав, ни прогресса.

Женщины будут бояться, когда увидят как мужчины застёгивают и расстегивают штаны?
Так ведь застёгиваться и расстегиваться вне кабинок неприлично! И эту норму приличия как раз стоит сохранить. 

И, наконец, самый серьезный аргумент. Действительно серьезный, потому что сексуальное насилие, к сожалению, очень распространённая проблема. 
Что если появление гендерно-нейтральных туалетов приведёт к увеличению числа сексуального насилия? Ведь мужчины смогут прятаться в кабинках и насиловать женщин... 
Да, теоретически мужчины смогут так делать. Но они могут это делать и сейчас. Ведь туалеты у нас, как известно, не охраняются. Насильники и сейчас имеют доступ в женские туалеты. Появление гендерно-нейтральных туалетов ничего не изменит.

Как видите, страх перед гендерно-нейтральными туалетами «обоснован» культурными стереотипами, которые вредят трансгендерным людям. Они в основе своей иррациональны, поэтому я надеюсь, что  появление гендерно-нейтральных туалетов станет еще одним шагом на пути к уничтожению сегрегации. Над этим надо работать.

И тогда, когда такие туалеты станут повсеместными, люди будут к этому готовы, потому что принятие такого решения требует изменения культуры. А пока мы можем создавать такие уборные на своих мероприятиях, просто повесив на двери гендерно-нейтральные таблички. Как видите, это очень просто.