пятница, 6 апреля 2018 г.

Эйджизм и стереотипы о нейроотличных людях


Источник: Hyperlexic Hypatia
Эйджизм и стереотипы по отношению к нейроотличным людям - это тесно взаимосвязанные, переплетающиеся формы угнетения. Главный компонент эйблизма по отношению к нейроотличным людям основан на предположении, согласно которому нейроотличные люди никогда не станут «настоящими взрослыми» - и поэтому иногда мы всю жизнь находимся под опекой, и у нас есть только те права, которые есть у детей.
Главный компонент эйджизма (особенно эйджизма у верхней прослойки американского среднего класса), который инфантилизирует подростков и молодых взрослых, основан на нейробиологии (ссылки на псевдобиологические «данные» о том, что до какого-то «взрослого» возраста мозг молодых людей не может быть «полностью зрелым»).

Поэтому использование эйджизма для борьбы со стереотипами по отношению к нейроотличным людям, или наоборот, использование этих стереотипов для борьбы с эйджизмом - ужасная идея.

Молодые люди (вне зависимости от того, нейроотличные они или нейротипичные), совершившие акты насилия, заслуживают того, чтобы их привлекали к ответственности как людей, сделавших осознанный выбор. Акты насилия происходят не из-за «психических расстройств», «незрелости» и не из-за того, что кто-то был обязан «помочь» тем, кто их совершил.

Молодые люди заслуживают того, чтобы принимать участие в публичном и политическом дискурсе, и чтобы при этом их мнение и опыт воспринимали со всей серьезностью.

Когда в публичной политике молодые люди используют угнетение и эйблизм, их действия надо оспаривать как политические предложения любых эйблистов и защитников угнетения. Молодых людей, которые защищают угнетение, не надо оправдывать тем, что они «просто дети», и о них не надо говорить как «невежественной ребятне». Нельзя говорить о них так, будто они сами по себе слишком молоды, чтобы к ним прислушиваться.

Может показаться, что я говорю о Марше За Нашу Жизнь (March for Our Lives — масштабное политическое движение против огнестрельного оружия, появившиеся больше месяца назад в США после очередной стрельбы в школе; среди активистов этого движения и организаторов Марша очень много детей, подростков и молодых людей (прим.переводчика)). Но я говорю и о множестве других ситуаций. Некоторые из наиболее стигматизированных психических расстройств становятся заметными в подростковом и юношеском возрасте, и это используется в качестве аргумента для лишения прав людей с психическими расстройствами (потому что они Просто Дети с незрелыми мозгами, которым все равно находятся под опекой родителей, так пусть эта опека продолжается). И этот же аргумент используется для ограничения прав молодых людей (потому что они, якобы, в любой момент могут стать ментальными инвалидами). Это отражается на вопросах, которые неоднозначно воспринимаются в нашей культуре, таких как право на здоровье, отношения, сексуальность и родительство. Контроль над молодыми людьми и контроль над нейроотличными людьми во многом сосредоточен на том, чтобы не давать им проявлять сексуальность, и особенно на том, чтобы не дать им обзавестись детьми. Молодые нейроотличные родители сталкиваются со стигмой, которая гораздо больше суммы стигм нейроотличных родителей и молодых родителей. На руководство колледжей давят, чтобы они превращались в полицию «психического здоровья» для своих учеников, от имени родителей этих учеников, несмотря на то, что большинство учеников - совершеннолетние. Молодым нейроотличным людям не дают принимать решения, касающиеся их жизней, потому что они «слишком молодые», но при этом из-за их нейроотличий их никогда и не будут считать «достаточно взрослыми».

Короткий вывод: Не используйте эйджизм для борьбы с эйблизмом. Не используйте эйблизм для борьбы с эйджизмом.

____
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.