среда, 24 января 2018 г.

Кассиан Асасумасу: «Ложь, которую мы должны прекратить навязывать своим детям»

Источник: Radical Neurodivergence Speaking

Еще один пост, который я все никак не могла закончить, пока не произошло нечто, заставившее меня это сделать. Мда. Раньше это были только общие идеи. Разговор с Chavisory на Chavisory's Notebook помог мне, наконец, перевести не сформулированные до конца претензии в четкие слова.

Есть два вида лжи, которые мы постоянно рассказываем аутичным детям, и детям с инвалидностью в целом. В какой-то степени, мы говорим это всем детям. Один из этих видов лжи, похоже, больше рассчитан на любых детей, которые находятся в уязвимом положении — (например, так часто говорят девочкам), другой вид лжи инвалиды слышат чаще, чем неинвалиды. И нам пора с этим покончить.

Прежде всего...

Народ, мы должны прекратить говорить девочкам, женщинам, инвалидам, и другим маргинализированным людям, что они будут в безопасности, если будут правильно себя вести. Я недавно была на конференции, на которой белый аутичный мужчина высказал свое мнение по поводу насилия со стороны полиции. И, знаешь, братан, маленькая латиноамериканская нейроотличная девочка не будет в безопасности рядом с полицейскими, даже если она последует твоим советам. Это так не работает.

При этом очень многие «программы по улучшению социальных навыков» пытаются гарантировать безопасную жизнь. Если ты сделаешь то, что говорит этот парень, тебя не застрелит полицейский. Если ты будешь использовать «правильные слова», никто тебя не будет травить. А вот тот набор слов защитит тебя от расовой агрессии. А вот если ты сейчас выполнишь вот этот фокус, все, расизм тебя не коснется.
Но на самом деле, эти советы ничего не гарантируют.

Черт, народ, посмотрите на то, как люди реагируют на тех, кто пережил сексуальное насилие. Прежде всего, они спрашивают: «Ладно, что эти люди сделали, чтобы это заслужить? Они сделали что-то, из-за чего преступник не то подумал?» Вот каковой зачастую бывает первая реакция, вне зависимости от инвалидности жертвы. Наше общество верит, что если вы исполните некий Танец Безопасности правильно, если вы все будете делать хорошо, все говорить хорошо, вы будете в безопасности. Вас не тронут фанатики. Вас не тронут преступники. Вас не собьет машина, которая едет не на тот сигнал светофора.
И мы должны прекратить говорить людям подобную ложь.

И вот вторая ложь, которая связана с первой, потому что она мешает людям отвечать, когда оказывается, что «магический круг защиты» не работает.

Прекратите говорить своим детям и клиентам, что понятие «приемлемое поведение» - это нечто, существующее вне контекста. Приемлемость ситуативная. Очень мало вещей являются приемлемыми или неприемлемыми вне зависимости от ситуации.

«Мне это не нравится» и «это неприемлемо» - разные вещи, ОК? Но люди, которые должны учить нас взаимодействовать с внешним миром, не хотят разбираться в контекстах. Вместо того, чтобы сказать «это надоедает», или «мне это не нравится» или «иногда это нормально, но зачастую — нет» они говорят нам, что наше поведение неприемлемо.

Забавно, что люди часто кричат «неприемлемо», когда неинвалиды сами делают что-то неприемлемое. Приведу пример, который уже всех достал, но я буду использовать его до тех пор, пока люди не перестанут вести себя так:

Нейроотличный мужчина пристает к нейроотличным женщинам (а иногда и к нейротипичным женщинам без инвалидности), и к людям, которых он принимает за женщин. Он хочет найти себе девушку. По какой-то причине никто никогда не говорил ему, что он не может просто загнать женщину в угол и ныть, пока она не согласиться быть его девушкой (это неуместно в любой ситуации, и это не нравится всем). Когда люди, к которым он пристает, спокойно говорят ему, что он творит какую-то хрень, использование такого языка считается неприемлемым. Когда люди кричат на него, чтобы он от них отстал, их поведение считается неприемлемым. Когда кто-то, наконец, пнет его между ног, это поведение тоже посчитают неприемлемым.

В этой ситуации есть только два человека, которые ведут себя неприемлемо: мужчина, который уверен, что он может донимать любого, кто сказал, что не хочет с ним встречаться, и тот человек (практически всегда нейротипичный), который читает лекции о том, как надо себя вести. Хотя это, кстати, одна из тех ситуаций, когда пнуть кого-то может быть наиболее приемлемым вариантом.

Маргинализированных людей чуть ли не с первых дней жизни учат тому, что сопротивляться ужасному обращению неприемлемо, и это проявляется не только в таких крайних ситуациях (хотя ситуация из примера не является «крайней» - практически у каждой женщины-инвалидки или инвалида, которого окружающие воспринимают как женщину, найдутся подобные истории). Небелые дети, квир-дети, дети-инвалиды, и многие, многие другие... Им говорят, что защищать себя «неприемлемо». На самом деле, в этой ситуации неприемлемо только то, как люди разбрасываются этим термином, пока их самих это не коснется.

Слова обозначают конкретные вещи. «Приемлемость» - оценочная и непостоянная категория. Крик всегда будет громким. Но это не значит, что кричать всегда неприемлемо.

Говорите то, что вы действительно имеете в виду.

Хватит врать людям из-за того, что вам так удобнее.
_______
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.