четверг, 28 декабря 2017 г.

Вилли Ридинг: "5 советов о том, как вы можете поддержать человека с депрессией"

(Внимание: Текст может быть сложным для восприятия некоторым людям с алекситимией. Кроме того, опыт автора может не совпадать с опытом вашего знакомого с депрессией)

Источник: Everyday Feminism

 Переводчик: Валерий Качуров
o-WOMAN-SAD-WINDOW-facebook-300x150
На фото грустный человек смотрит в окно, положив руку на щеку. Источник: Img Kid

Депрессия мешает жить. Все люди испытывают её по-разному, но все согласны, что она ужасна.

Иногда я задаюсь вопросом, понимают ли на самом деле люди без депрессии, сколько боли она может причинять.

Большинство считает, что депрессия - это просто чувства грусти и разочарования. Но на самом деле это реально существующая хроническая болезнь, и её симптомы почти всегда невидимы.
Сейчас, после многих лет изучения депрессии, мы лучше понимаем, как с ней обращаться. Но нам до сих пор непонятно, в чём причина депрессии, и почему различные виды лечения могут работать или не работать в разных ситуациях.

Эта болезнь делает жизнь мучительной. Когда вам долгое время грустно, или вы всем недовольны, или не можете спать, или не можете ничего делать, то это невыносимо. А особенно, когда вы не можете никому доказать, что вы на самом деле болеете.

Даже если вы можете управлять депрессией достаточно хорошо - например, можете выходить из дома - то она всё равно может влиять на все аспекты вашей жизни.

Она может мешать вашей продуктивности, или влиять на то, как вас видят начальники на работе. Из-за этого вашу производительность неправильно оценивают.

С вами могут перестать общаться родственники и друзья, потому что многим не нравится тот негатив, в который погружаются люди с депрессией.

В своем худшем виде депрессия может даже привести к смерти. Это серьезный и истощающий недуг.

Хорошо, что общество стало лучше относиться к людям с депрессией.
Например, вице-президент Mental Health America проводила опрос в 1996 году, и 38% людей ответили, что рассматривают депрессию как реальную проблему со здоровьем. Когда этот опрос повторно проводился в 2006 году, то уже 72% людей рассматривали депрессию как реальную проблему со здоровьем.

Общество продвинулось в том, чтобы не стигматизировать саму депрессию. Но оно так и не продвинулось в том, чтобы не стигматизировать те действия, которые приходится делать людям с депрессией.


Например, если написать в гугле "люди с депрессией эгоистичные" (“people with depression are selfish”), то выведется 1.3 миллиона результатов.

Большинство людей с депрессией не могут избавиться от своих симптомов, даже если принимают лекарства и выполняют различные техники для управления депрессией.
Хорошо, что мы стали бороться с дезинформацией и предрассудками. Но мы так и не научились относиться к людям с депрессией с сочувствием и пониманием, даже зная, что это настоящая болезнь.

И я хочу, чтобы меня окружали люди, которые на самом деле понимают мои проблемы, и знают, как поддержать меня.

Поэтому вот руководство о том, как вы можете поддержать любимого человека, у которого депрессия.


1. НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО МЫ “ВСЁ ПРЕУВЕЛИЧИВАЕМ”.
Когда человеку с депрессией говорят "Ты всё преувеличиваешь", а особенно когда это говорят близкие люди, то это может вызвать эмоциональную спираль из чувства вины, тревожности, и сокрушающей грусти.

Люди с депрессией часто искаженно воспринимают, любят ли их и поддерживают ли. И когда кто-то, кому они доверяют, говорит им, что они невыносимы, они могут решить, что они невыносимы для всех близких.

Представьте, что все люди, которых вы любите, сказали вам, что вы слишком невыносимы. Вот что делает депрессия. Вы чувствуете себя обузой для этого мира.

Это не означает, что вы должны постоянно эмоционально поддерживать человека с депрессией. Потому что заботиться о эмоциях другого человека - не ваша работа.
Поэтому оптимальный вариант - это и заботиться о себе, и не вызывать у человека с депрессией чувство вины. Например, вместо того, чтобы сказать "Ты всё преувеличиваешь", можно сказать "Тебе не обязательно говорить об этом только со мной", или обсудить другое конкретное поведение.

И никогда не помешает говорить позитивные и ободряющие вещи. Например: "Было бы хорошо, если бы ты немного погулял_а, потому что мне нужно написать письмо своему начальнику. Я горжусь, что ты заботишься о себе, и что у тебя есть желание помогать другим".

2. НЕ ВИНИТЕ ЛЮДЕЙ С ДЕПРЕССИЕЙ ЗА ИХ НЕГАТИВ.
Депрессия раскрашивает весь мир в мрачные цвета. Это значит, что когда со мной что-то происходит, мне проще объединить это с негативными эмоциями, а не с позитивными.
Например, когда начальник на работе хвалит меня, то я думаю, что испытывать позитивные эмоции вроде удовлетворенности и благодарности - это бессмысленное притворство. Потому что при депрессии сложно испытывать позитивные эмоции.

А когда кто-то меня критикует, то у меня намного быстрее появятся чувства гнева, разочарования и вины.

Люди в депрессии не выбирают "видеть только негатив, и не замечать позитив”. На самом деле позитив для них так же недоступен, как для вас недоступны шоколадки в автомате для еды, если у вас закончились монеты. Мы действительно не можем выбрать позитивные эмоции.
Если негативность людей с депрессией портит вам жизнь, то подумайте о том, чего вы хотите от общения с ними.

Например, спросите у них о хороших вещах, которые происходят в их жизни. Или, когда они начинают говорить о негативных вещах, то прервите их вопросом. Например "Твоя прическа выглядит красиво, ты её изменила"?

Иногда полезно признать, что у людей с депрессией тоже бывают дни, когда с ними не происходит ничего хорошего и позитивного. Поэтому не нужно заставлять их искать позитив там, где его нет. Лучше расскажите им о себе. Скажите, что вам нужна позитивность, и поэтому вы хотите поговорить о том хорошем, что происходит в вашей жизни.
Если они не захотят переключаться на позитивную тему, то сделайте паузу, чтобы окружить себя той позитивностью, которая вам нужна. Вы можете продолжить общение с человеком с депрессией позже.


3. ПОМОГАЙТЕ ИМ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СХЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ. НО НЕ КРИТИКУЙТЕ ИХ МЕДИЦИНСКИЕ РЕШЕНИЯ.
Иногда люди с депрессией регулярно принимают лекарство.

Иногда мне нужно принимать лекарство, после которого я чувствую себя застывшим изнутри. Да, внешне моё поведение приятное и спокойное, но внутри я чувствую себя так, как будто нахожусь в сдавливающем аквариуме.

И мне хотелось бы, чтобы мои близкие поддержали меня, и сказали "Да, это звучит ужасно. Тебе действительно стоит поговорить с доктором, и обсудить переход на другое лекарство".
Единственное правило в приеме лекарств, которое всегда нужно соблюдать - это не давать человеку нанести вред себе или близким.

Все остальные медицинские решения - например, желание пойти к другому врачу, или желание прекратить принимать работающее лекарство, или желание принять дополнительное лекарство - вам стоит поддерживать.


4. ДЕПРЕССИЯ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПЕЧАЛЬ.
У депрессии могут быть разные проявления. Например, усталость, затуманенность мышления, проблемы со сном.

Один из распространенных симптомов - это раздражительность. К людям, у которых есть этот симптом, редко проявляют эмпатию.

Да, сложно быть сострадательным к человеку, который на вас ворчит. И взрослые люди могут в некоторой степени контролировать своё поведение, поэтому вы не должны чувствовать, что вам надо терпеть плохое поведение человека с депрессией. Но знайте, что эту раздражительность так же трудно контролировать, как печаль или бессонницу.

Поэтому лучший способ помочь людям с депрессией и раздражительностью - это признавать истинность и важность их чувств.

Да, вы можете не позволять кому-то разговаривать с вами неприятным для вас образом. Но при этом вы можете признавать его чувство разочарования и общего недомогания. Например, можно сказать: "Да, это действительно ужасно. Мне жаль, что тебе настолько тяжело".


5. ПРИЗНАВАЙТЕ, ПРИЗНАВАЙТЕ, ПРИЗНАВАЙТЕ.
Признавать чувства человека - это хороший способ справиться не только с раздражительностью, но и с любыми другими симптомами депрессии.

И логика в этом не поможет.

Потому что человек с депрессией на самом деле живет не в таком мире, в котором живете вы. Те законы, которые управляют вашим миром, не работают в его мире.

Когда у вас депрессия, то вам может быть очень неприятно, если люди ведут себя так, как будто ваш опыт неважен, или как будто вы неправильно всё воспринимаете.

Например, я очень хотел бы верить себе, когда говорю во время депрессии: "Мои друзья думают, что я для них ценен и важен". Но в такое время эта фраза для меня звучит так же глупо, как "Мои брови размером со слона".

Бывает сложно объяснить эту альтернативную реальность тем, у кого нет психического расстройства. Просто поймите, что рациональное мышление не поможет. Потому что вашей логики не существует в том мире, в котором мы в это время находимся.

* *
Жить с депрессией утомительно. Хотя я и могу управлять своей депрессией, но всё равно у меня бывают очень плохие дни.

И даже в хорошие дни для того, чтобы продолжать функционировать, я трачу очень много времени и сил на управление своим настроением, сном, диетой, уровнем активности, и отношениями.

Да, требуются усилия, терпение, и сострадание, чтобы любить человека с депрессией. Я не думаю, что кто-то поспорит с этим, и скажет, что это легко.

Но мы тоже заслуживаем любви и сотрудничества.

Нам нужно ваше терпение и сострадание. А особенно тогда, когда у нас сложный день, или неделя, или месяц. Мы знаем, что это сложно для вас, и что мы не можем честно ответить на это. Но знайте, что мы любим вас и очень ценим вашу поддержку.

Мне очень повезло, что в моей жизни есть такие люди, которые поддерживают меня. И помните, что только вместе мы можем победить депрессию.

______
Вилли Ридинг - автор статей в Everyday Feminism, художник, защитник окружающей среды, и активист социальной справедливости в Берлингтоне, штат Вермонт. Он работает общественным медицинским работником в Большой Берлингтонской ИМКА, и пишет для небольшого феминистского блога Disrupting Dinner Parties. Его аккаунт в Твиттере @wreadinggo. Его статьи на словацком языке можно почитать на сайте feminist.fyi.
____________
На русский язык переведено специально для проектов Пересечения и Нейроразнообразие в России.