воскресенье, 4 июня 2017 г.

Ли Любов:"Как союзничать с инвалидами и нейроотличающимися людьми в активистских и академических сообществах"

Источник: Queer Mental Health Переводчик: Валерий Качуров
Фото двух плюшевых мишек


*Эта статья основана на моем опыте участия в активистских движениях инвалидов, транс, квир и аутичных людей. Собирая этот список, я консультировалась с другими активист_ками. Я принимала участие в квирных, радикальных и академических сообществах, как студентка и просто как человек. Я не претендую говорить от имени всех нейроотличающихся людей, всех инвалидов, или любой другой группы. В этой статье просто перечислены несколько идей о том, как быть лучш_ей союзниц_ей для тех людей, которые остаются вне движений и сообществ.



Делайте ваши мероприятия и встречи доступными. Часто инвалиды, люди с нейроотличиями или с хроническими болезнями исключены из пространств, созданных для построения социальных связей. Это значит, что инвалиды нередко изолированы от общества. Жесткая изоляция до сих пор используется как наказание в медицинских тюремно-индустриальных учреждениях. Изоляция - это форма культурного насилия, и её последствия могут быть серьезны: травмы, депрессия, ощущение безысходности. Поэтому для того, чтобы быть действительно радикальными активистами надо учитывать потребности  самых изолированных и замалчиваемых людей. Доступность означает, что вы пытаетесь учитывать наши потребности - это словно теплые объятия, которые показывают, что вы цените и заботитесь о нашем самочувствии и безопасности. Доступность среды может включать в себя (но не ограничивается этим): пандусы для инвалидных кресел, доступные лифты, доступные и гендерно-нейтральные туалеты, выбор места проведения мероприятий недалеко от автобусных остановок, пространства без резких запахов, интерпретаторы и переводчики, приглашенные на мероприятия, сенсорно-дружелюбная среда (нет флюоресцентного освещения, нет давления к социализации, тихие комнаты, помещения без эха, и т.д), наличие субтитров, отсутствие алкоголя и курящих людей, наличие диванов рядом с танцплощадкой, проведение событий не очень рано или не очень поздно, а также варианты досуга для детей.

Помните об интеллектуальной привилегии. Уровень IQ раньше использовался для угнетения и социального контроля, и использовался для оправдания действий сторонников евгеники. Сейчас академический активизм “присвоил” себе борьбу маргинальных групп, он пытается говорить от их имени. Но помните, что сопротивление изначально начиналось на улицах, и там участвовали инвалиды, квиры, трансгендеры, нищие, цветные люди - все те, кто чувствовал притеснение на самых разных уровнях. Подчеркивание интеллектуализма укрепляет идею, что все люди должны соответствовать только одной форме разумности - и эта форма "разумности” была определена белыми людьми без инвалидности в академических условиях. Признайте, что есть много форм разумности, и все люди прекрасны и удивительны независимо от того, насколько адекватными они выглядят. Не забывайте о том, что все люди разные, и что всех их стоит учитывать. У всех есть что-то ценное, что они могут предложить.


Поддерживайте разнообразные формы общения. Не все люди хотят или могут общаться вербально. Некоторые предпочитают общаться невербальными или другими способами, некоторые общаются посредством своего тела. Примите то, что есть люди, которые не хотят общаться и взаимодействовать так же, как вы. Это не значит, что нам (таким людям) наплевать на вас, или что мы плохо к вам относимся. Это просто означает, что мы общаемся другими способами, которых вы можете не понимать. Не делайте предположений, основываясь исключительно на контакте глазами и языке тела другого человека. Спрашивайте разрешение, прежде чем прикоснуться к кому-то. Не принуждайте никого к зрительному контакту. Цените тот вклад, который вносят в разговор интроверты и застенчивые люди, а не только экстраверты!

Спрашивая о чьей-то инвалидности, избегайте стереотипов. Например, когда я говорю людям, что я аутистка, то многие считают, что помогают мне говорить о своей аутичности, упоминая Темпл Грандин или Человека Дождя. Предположения, основанные на стереотипах и незнании, могут быть вредными и даже оскорбительными. И не надо думать, что мы обязаны просвещать вас в вопросах, касающихся нашей инвалидности.

Не задавайте людям вопрос "Чем вы занимаетесь?". Признайте, что не все могут найти доступную работу. Из-за подобных вопросов многие безработные люди чувствуют себя неудачниками. Многие люди страдают от внутреннего классизма и эйблизма из-за того, что у них нет работы. Признайте привилегии, которые сопутствуют работающим людям: связь с обществом, более высокий доход, иногда даже медицинское страхование. Многие люди, находящиеся на социальном обеспечении, получают очень маленькое пособие - всего лишь 650 долларов в месяц. Инвалидов часто унижают и угнетают, когда они пытаются найти подходящую для них работу. Помните, что если люди живут на пособие по инвалидности, это не означает, что они ленивые и немотивированные. Это значит, что им нужна помощь, потому что система слишком требовательна к ним, и она их угнетает.

Противодействуйте тенденции общения только с “достойными” людьми. Я подробнее описывала это в посте на тему знакомств и отношений. Но противодействовать тенденции “желательных” также людей необходимо и для построения инклюзивных движений. Это тенденция определяет, кого обычно включают в общение, и кого обычно исключают. Те, кто в центре внимания, кого считают популярными, обычно обладают привилегиями белой расы, класса, привлекательного тела и не-инвалидности. Привилегия привлекательного тела означает, что их тело более соответствует доминирующим стандартам привлекательности и красоты. Хотя бывают и исключения. Но мы должны постоянно противодействовать этой тенденции желательности людей в своих сообществах, и обращать внимание на тех, кого исключают из общения. Вам стоит задуматься, не исключают ли их из-за отсутствия каких-либо привилегий. Сейчас, когда я пишу это,  я думаю о том, что у меня тоже есть преимущества в обществе из-за наличия подобных привилегий, которые делают многие сообщества и пространства более доступными. *(Противоположность десексуализации - это фетишизация и наклеивание ярлыков. И это тоже нежелательно. И тенденция “желаемости” людей  лежит гораздо глубже оценки их "сексуальности". Она показывает, считают ли этих людей полноценными личностями).

Желательность зависит от многих параметров, и она сконструирована нашим обществом. Самые “желательные” люди - чаще всего белые, с классовой привилегией, стройные, цисгендеры, и не-инвалиды. Им везде рады, а менее “желательных” людей, тех, кто выпадает  за рамки нормативных конструкций желательности, исключают. Инвалидов до сих пор часто воспринимают как не-сексуальных людей. Определение всей нашей группы в качестве не-сексуальной лишает нас человечности. Десексуализация людей - это дегуманизация, и культурное насилие.
Хотя желанность является сложной конструкцией, нам важно научиться распознавать те методы, которые использует общество, чтобы показать нам, кто является "красивым", и распознавать, как представления о "красоте" используются для создания иерархии людей, и для угнетения тех, кто не вписывается в эти представления.
Часто инвалидов, бедных людей, гендерно-неконформных людей (например, транс-женщин), и полных людей не включают в социальные и активистские круги. Меньшая желательность приравнивается к меньшей "крутости". Мы, как сообщество, должны деконструировать принципы, по которым мы стоим отношения и воспринимаем новых людей.
Для создания по-настоящему инклюзивного движения, прежде всего, стоит изучить тенденции, определяющие “желательность” людей.

Не используйте эйблистскую лексику. Например, "она такая аутистка!" (подразумевая, что аутизм - это плохо). Вы можете найти примеры эйблистских слов, и прочесть, почему мы не должны их использовать, в этой статье.

Противодействуйте идеологии "социального капитала". "Социальный капитал" означает позицию и статус человека в обществе. Чаще всего это ассоциируется с классовыми привилегиями. Люди с большим количеством классовых привилегий обычно имеют доступ к большему количеству власти и социальных связей. Инвалиды часто бедные и изолированные, и обладают меньшим социальным капиталом. У нас зачастую нет доступа к пространствам, в которых формируются социальные связи. Поэтому наше движение должно упорно трудиться над включением тех людей, у которых нет доступа к социальным пространствам.

Нас всех учили, что чем больше связей, тем лучше. Но кого мы оставляем позади, когда стремимся к социальным связям? И на чем эти социальные связи основаны? Капиталистическая система создает представления о том, что чем большим количеством людей с доступом к "власти" (к ресурсам и к социальному капиталу), мы себя окружаем,  тем больше "власти" будет и у нас. Но это мышление служит угнетению, потому что оно исключает из общества самых изолированных и маргинализированных людей.

Переосмыслите понятие "ценности" людей. Люди не являются менее "ценными", если они физически не присутствуют в активизме. Это только означает, что общество недостаточно доступно, и кому-то невозможно физически принять участие в активистских инициативах. Мы можем работать над улучшением активистских пространств - можем делать пространство более доступным, предлагать людям транспорт, оплачивать поездки. И мы можем рассматривать ценность людей как нечто неизменное и присущее всем им. Мы ценны из-за того, кто мы такие, а не из-за того, что мы делаем. Подобное представление помогает бороться с угнетающей капиталистической “системой ценностей". Мы можем работать вместе, чтобы создавать более инклюзивные движения и сообщества.