пятница, 30 октября 2015 г.

Вероника Беленькая: "Вопросы, на которые у меня нет ответа. ЛГБТ-аутисты и христианство."

Я долго не могла начать писать эту статью. Слишком много тем, которые необходимо рассмотреть и слишком много проблем, которые никто не замечает и не считает значительными. Хоть я и интересуюсь христианством, я недостаточно хорошо его знаю, чтобы описать богословский взгляд на проблемы ЛГБТ-аутичных людей в различных христианских конфессиях и деноминациях. И у меня нет возможности рассмотреть данную проблему с точки зрения различных христианских конфессий и деноминаций: для этого потребовалось бы много времени и продолжительный поиск информации. Но дело не только в этом - на данный момент я не вижу смысла в более подробном рассмотрении. Все, что я хочу, это поставить вопросы, на которые я сама пока не могу ответить и надеяться, что искать ответы на них буду не только я.

Ситуация, в которой мы оказались

О верующих ЛГБТ-аутистах существует два мифа. Один о том, что верующий человек не может быть гомосексуалом, бисексуалом или трансгендером, и уж тем более не может принадлежать к ЛГБТ-сообществу. Второй о том, что аутичный человек не может быть верующим.
Начнем с того, что чисто технически эти два утверждения неверны.




Существуют общины ЛГБТ-верующих. Они есть во многих странах, в том числе в России - и да, это христианские общины, просто их прихожане разделяют другой, более либеральный подход к трактовке Библии и не воспринимают Библию так, как ее воспринимают консервативные богословы - как текст, в котором нет места человеческому восприятию и историческому контексту.  Либеральные богословы, в частности сторонники аффирмативного и квир-богословия, считают Библию совместным творчеством людей - ее авторов и Святого Духа и что на текст повлиял личный опыт авторов, в том числе исторические и культурные особенности того времени, когда был написан текст - а в то время многие научные факты были еще неизвестны и многие вещи, которые считаются неприемлемыми сейчас, считались нормой.
Так что, как видите, ЛГБТ-верующие не просто существуют. У них есть свои общины. Есть даже богословский подход, основанный на их опыте и направленный на их принятие, который признан во многих западных церквях.
Кроме того, геи, лесбиянки, бисексуалы и трансгендерные люди могут ходить в одну с вами церковь, но вы можете об этом и не знать - уж я-то, как лесбиянка, которая посещала православные храмы, знаю, что это возможно. Так что не спешите говорить, что в вашей церкви геев нет и быть не может - они могут там быть, какой бы фундаменталистской и традиционной ни была ваша вера. И они могут услышать все, что вы о них говорите на церковных собраниях, на проповедях или просто когда выходите из церкви. Они могут чувствовать себя неполноценными, могут страдать от внутренней гомофобии и ненавидеть себя, потому что они верят вашим словам и разделяют ваши убеждения. Им может быть безразлично то, что говорят о них в их церкви - они могут принимать догмы конкретного христианского учения, но при этом не принимать политику глав конкретной конфессии или деноминации. Хотя полное безразличие встречается не так часто, особенно если человек регулярно посещает церковь, и особенно если на него важно принятие и понимание со стороны других людей, и если на него оказывает влияние культура. Даже аутичным людям, на которых культура в целом оказывает меньшее влияние, чем на нейротипичных людей, приходится несладко, когда они сталкиваются с таким количеством непонимания и стигматизации со стороны других прихожан. Они боятся раскрыть себя, ведь аутичным людям чаще всего сложнее предугадать поведение других людей и понять, как они мыслят, аутичным людям сложнее понимать невербальную информацию при общении, и им непонятно, как такую информацию могут понимать другие, поэтому они вполне могут случайно устроить себе аутинг и даже не заметить этого. Для аутистов менее свойственно врать и скрываться, и они зачастую не врут и не притворяются даже в тех случаях, в каких большинство людей врет и притворяется. И дело тут не в моральных принципах и не в излишней честности - просто для них притворство такое же сложное и неестетсвенное поведение, как для вас походы в магазин на руках. Вы можете делать это, но для вас это будет странно, неудобно и вы быстро устанете. И да, многие ЛГБТ-аутисты признают, что страдают от того, что не умеют правильно притворятся. В том числе и в церкви.

Да, вы все прочли правильно. Сейчас я действительно пишу про верующих аутичных людей. И, как я уже говорила то, что нас не существует - миф. Существуют аутичные верующие. То, что нас нет, часто обосновывают тем, что, как показали исследования некоторых западных нейробиологов, во время молитвы у нас не так работают те участки мозга, которые работают у вас. Имеются ввиду участки мозга, которые отвечают за предугадывание и моделирование действий других людей при общении. Ведь если наш мозг иначе работает при общении, если мы общаемся по-другому, значит мы не умеем общаться, правда? То, что зачастую при встрече с другими аутичными людьми нам кажется, что мы наконец-то нашли кого-то с нашей планеты не обозначает, что у нас свой собственный способ общения и понимания чужого поведения. Если вы не можете взаимодействовать с большинством, вы вовсе не можете ни с кем взаимодействовать, вы не можете даже молиться Богу, ведь правда? Вы не можете воспринимать Бога так, как вы воспринимаете других аутичных людей, или себя, или животных (а многим аутичным людям понять животных куда проще, чем людей), или как вы воспринимаете технику? Если вы не можете взаимодействовать с людьми, на чьем способе общения основана доминирующая культура, вы не можете общаться с Богом и верить в него!
Так рассуждают некоторые люди. Некоторые из них практически ничего не знают об аутизме и, когда им указываешь на их ошибку, и корректно объясняешь, в чем она состоит, они понимают ее. Некоторые не хотят ее осознавать. Некоторым это просто не интересно, им лень воспринимать что-то новое и хоть немного изменить собственные представления о мире, пусть даже такую незначительную часть их представлений о мире. Некоторым гораздо удобнее не задумываться о нашем существовании. Ведь если аутичных верующих нет, значит не надо думать о создании инклюзивной среды в церкви. Не надо думать о том, что способы коммуникации некоторых прихожан могут отличаться от привычных и это может, к примеру, усложнить им исповедь. Не надо писать книги и проводить богословские лекции так, чтобы они были близки и понятны в том числе и нейроотличной аудитории, для которой в большинстве случаяев заявления миссионеров о том, что это и вот это подходит всем людям звучит как очередное игнорирование их существования. Потому что это не подходит им. Эти книги писались людьми с другим образом мышления для людей с другим образом мышления.

Но аутичные верующие есть, точно так же как есть ЛГБТ-верующие.

Другой вопрос - имеем ли мы право на существование? Я имею в виду, не являются ли верующие ЛГБТ-аутисты таким исчадьем ада, которое даже не может обращаться к Богу и не может рассчитывать на спасение? Если вы верите в это и при этом верите в то, что Бог есть любовь, тогда спросите себя, зачем он создал нас такими? Чтобы обречь на страдание? Чтобы испытать вас - но чем мы вас так мучаем?
Вопросы, которые я задала, основаны на предположениях, которые я видела в интернете. И мне очень интересно, в какого именно Бога верят эти люди, которые не считают настоящими людьми нас. В христианского? У меня возникают сомнения на этот счет.

Зависит ли то, кто мы есть, от нашего выбора. Про гомосексуальность, бисексуальность и трансгендерность часто говорят, что это "выбор человека". Причем так часто говорят именно фундаменталисты.
Аутичное поведение тоже часто считают - "выбором человека". Если бы он захотел, то не вел бы себя так странно. Если бы этот ребенок немного сдерживал бы себя, то он не стал бы валяться на полу и вопить просто от того, что вокруг шумно. Если бы он сдерживал себя, то не стал бы так размахивать руками - зачем он ими машет - видно сам решил так делать назло, а "самостимулирующее поведение" просто модное словечко из западной психиатрии, в традиционных церквях ему не место! И так далее, и тому подобное. Большинство людей в церкви считают аутизм не способом работы мозга и даже не болезнью, а поведением. То есть, аутизма по сути нет, в их представлении. Ведем мы себя аутично - значит, мы аутисты. Ведем не аутично - значит не аутисты. И мы, "люди с аутизмом", сами выбираем, как себя вести. При желании можем оставить аутизм дома, как человек с чемоданом может оставить дома свой чемодан, и пойти в церковь без него. А если мы взяли аутизм с собой - это наш выбор.

А теперь подумайте, что значит быть ЛГБТ в церкви. Это значит считаться извращенцем и грешником, который либо должен изменить свою природу, стыдиться себя и жить в принудительном целибате (чего от других людей не требуется), либо вовсе не имеют шансов на спасение, и в церкви им не место.
Что значит быть аутистом в церкви? Это значит вызывать всеобщее негодование своим странным поведением, терпеть церковные службы, которые тебе физически сложно вынести, слушать проповеди, которые не могут быть тебе близки от того, что расчитаны на людей с другим образом мышления, постоянно сталкиваться с неправильной трактовкой своего поведения и с упреками в адрес того, что ты не в силах изменить. Быть ЛГБТ-аутистом значит иметь проблемы, которые есть у ЛГБТ-верующих и проблемы, которые есть у аутичных верующих одновременно.

Думаю такой "чемоданчик" любой человек предпочел бы выкинуть на свалку, а не просто оставить дома. Если бы мог.

Добавьте к этому еще повышенную вероятность быть избитым, изнасилованным и даже убитым, непонимание в семье (а практически все аутичные дети сталкиваются с непониманием со стороны "родителей-инопланетян"), и практически гарантированной травлей в школе.

Вы уверены, что кто-то мог бы выбрать подобное добровольно?

Проблемы, которые я не могу решить.

Итак, ЛГБТ-верующие существуют, существуют также аутичные верующие и аутичные ЛГБТ-верующие, которым приходится вдвойне сложно. Мы не выбирали свою сексуальную ориентацию, гендерную идентичность и свой нейротип. Мы не виноваты в том, что мы такие.
И, если честно, когда говорят об ЛГБТ-аутичных верующих, иногда я сама удивляюсь тому что мы существуем. Я не знаю, как нам удалось сохранить веру в Бога и почему мы не превратились в ярых ненавистников всех религий. Если бы я анализировала ситуацию со стороны, если бы я не знала других ЛГБТ-аутичных верующих - в России, в США, в Австралии... Я бы тоже думала, что их практически нет, учитывая ситуацию, которую я описала выше. Наши церкви сделали все возможное, чтобы заставить нас отвернутся от нашей веры, но мы этого не сделали.
Почему этого не произошло - мой первый вопрос, и я не могу точно на него ответить.

Мой второй вопрос - почему наши церкви - я сейчас говорю о подавляющем большинстве христианских конфессий и деноминаций - будто нарочно делают все возможное, чтобы вытравить нас из церкви?
Некоторые из них глубоко убеждены в том, что нас нет. Мы могли бы доказать им обратное. И многие пытались это сделать. Чаще всего это оканчивалось неудачей. Они не стали вникать в тонкости аффирмативного богословия и штудировать книги по неврологии. Они просто отказались разбиратся с этими вопросами.
Потому что большинству священнослужителей, особенно в России, гораздо легче представить, что нас нет, что есть какие-то грешники, какие-то содомиты без эмпатии, но к их пастве это не имеет никакого отношения. Если признать обратное, - значит, появляется проблема. Хотя бы в том, что придется разбираться, что же собственно это за "содомиты" такие, почему они ходят в церковь, и почему они не считают себя грешниками. Придется искать информацию и переосмысливать ее - а, возможно, еще и менять собственное представление о мире, и, того хуже, выступить против официальной позиции собственной церкви.

Если признать, что среди прихожан есть аутисты - вне зависимости от того, какая у них сексуальная ориентация и гендерная идентичность - это либо признать их "недочеловеками", недостойными посещения церкви - а такая позиция сильно напоминает политику фашистской Германии и, насколько я знаю, такое отношение к инвалидам не является приемлемым для всех крупных христианских конфессий и деноминаций. Либо придется признать аутичных людей равными себе, своими братьями и сестрами, для которых церковь должна создать приемлимые условия. О том, как грамотно создать инклюзивную среду для аутичных людей в России не знают даже большинство специалистов по аутизму, не то что священнослужители! Как и о том, чем аутичный образ мышления отличается от нейротипичного - и поэтому проповедникам и духовным наставникам придется изучать множество информации.

Так что признать существование в своей церкви ЛГБТ-людей, аутичных людей, и тем более ЛГБТ-аутичных людей - это значит покинуть зону комфорта, осознать свою ответственность перед этой частью прихожан и взять на себя дополнительные обязанности. На это большинство священнослужителей не готово. Они могут сами этого не осознавать и отрицать наше существование чисто автоматически, но для них это наиболее удобная позиция.

И поэтому многие будут приводить уйму аргументов в подтверждении того, что нас нет, или что нас мало, или что мы сами виноваты в своих проблемах и что мы просто не раскаявшиеся грешники.
Многие проходили через это. При этом никакие аргументы не действуют. Невозможно вести конструктивный диалог с человеком, единственная цель которого - доказать свою правоту. Особенно если этот человек не склонен признавать свои ошибки, а в прошлом ошибок совершил много. Тогда он будет защищаться до последнего.

Вот вопрос, ответ на который я не могу найти. Как сделать так, чтобы к ЛГБТ-аутистам, просто к ЛГБТ-людям и просто к аутистам стали лояльнее относится в российских христианских церквях. В данном случае под церквями я понимаю и конкретно учреждения, и религиозные институты.
Простого сбора информации, даже качественной информации, перевода книг и статей явно не достаточно. Потому что книги и статьи по аутизму чаще всего читают сами аутичные люди и их родители, а книги и статьи на тему гомосексуальности, если они не написаны в гомофобном ключе - сами гомосексуалы.
Насильно невозможно впихнуть информацию в голову другого человека и заставить его хотя-бы подумать и проанализировать ее.
Поэтому я не знаю, что делать, и я признаю это. Я могу помочь с созданием инклюзивной среды. Я могу помочь с поиском информации. В остальном я бессильна.

Я очень сомневаюсь, что кто-то из фундаменталистских священнослужителей может прочесть эту статью. Если он вдруг ее и прочтет, то она ему вероятнее всего, не понравится.
Но если такое все таки произойдет... что же, я могу сказать только одно. Теперь вы знаете что мы существуем, и теперь вы знаете что мы не выбирали, какими нам рождатся. Если вы надеетесь, что благодаря вашим упрекам мы станем "нормальными", или раскаемся и избавимся от греха, вы ошибаетесь. Своими упреками и угрозами вы нам не поможете, как и своей жалостью - вы просто оттолкнете нас от себя. Я знаю ЛГБТ-аутистов, которые стали сатанистами от того, что разочаровались в христианстве и ЛГБТ-аутистов, которые по этой же причине стали воинственными атеистами. Думаю, это не тот результат,на который вы рассчитываете.

И вот еще что - будьте честны с нами. Когда вы общаетесь с аутистами, в том числе с ЛГБТ-аутистами - особенно с ЛГБТ-аутистами, которые гораздо чаще сталкивались с дискриминацией и стигматизацией со стороны церкви - не используйте намеки. Не думайте, что за вашими словами мы поймем, что именно вы хотели сказать, и не пытайтесь оказать нам "скрытой поддержки". Большинству из нас нужна правда, чтобы разобраться в ситуации - какой бы тяжелой и безнадежной вам эта правда не казалась бы.
Если вы не можете создать инклюзивную среду в своем храме, так и скажите нам об этом, а не вините нас в нежелании приспосабливаться под существующие условия. Если вы сейчас заняты другим и у вас нет времени на нас - скажите нам об этом. Если вас интересует в первую очередь, к примеру, ваша академическая деятельность и библиистика - не скрывайте этого мы, поймем. Большинство из нас склонно полностью отдаваться своим "специальным интересам", а в детстве многих аутичных людей мало волновали люди.
Если вы боитесь, что если вы поддержите ЛГБТ-людей вы сами подвергнетесь стигматизации со стороны церкви и сами станете изгоем - скажите нам об этом. Да, это может показаться трусостью - но мы и без этого поймем что что-то здесь не так, только некоторые разочаруются во всех священниках и даже в Боге, а некоторые могут начать верить вам и винить во всем себя. Часть, конечно, от вас просто уйдет, приняв ваш ответ как данность - как ушла бы и остальная в случае, если бы вы сказали правду.

Не надо играть нашими жизнями. Среди аутичных подростков гораздо больше случаев самоубийств, чем среди нейротипичных. Точно также ЛГБТ-подростки чаще совершают самоубийства. Аутичные ЛГБТ-подростки и взрослые аутичные ЛГБТ-люди - категория повышенного риска. Вы говорите о грехе гомосексуальности, но неужели вы считаете наше самоубийство меньшим грехом и меньшим горем?

Я знаю о нынешней антизападной и гомофобной политике. Я знаю, что мы, ЛГБТ-люди, используемся в качестве разменной монеты, потому что мы ассоциируемся с чем-то западным, а все западное по определению плохо. Я сейчас не буду писать о спорности гомофобных выводов, которые делают на основе Библии. Об этом много написано до меня, и я сама интересуюсь данной темой относительно недавно. Я напишу об аутизме.

 Я знаю, что об аутичных людях в лучшем случае говорят как о несчастных инвалидах, которые нужнаются в "исправлении". И что некоторые священнослужители используют идею о нашей "бесонутости" для повышения собственного имиджа (потому что они говорят о способноси "исцелять" нас), либо для нравственных проповедений нашим родителям. Я читала, что пишут на некоторых "православных" сайтах об аутизме.  Что аутизм -духовное заболевание, божья кара или божье попустительство.  Когда я читаю что пишут об аутизме на некоторых православных сайтах, мне становится по-настоящему страшно. Фактически, там написано, что то, как я воспринимаю мир, то, как я мыслю - это результат действий бесов. Бог не создал меня такой, какая я есть. Мое рождение - всего-лишь его попустительство, он позволил мне родиться такой, какая я есть точно также, как он попустил Вторую мировую войну, взрыв на Чернобыльской атомной элктростанции или ураган Катрина. Я - такая же ошибка, которой не должно было быть.

Я понимаю, что могут чувствовать верующие родители, читающие подобные статьи, а после этого еще натыкающиеся на информацию о якобы тотальной нерелигиозности аутичных людей. Особенно те родители, чьим детям недавно поставили диагноз и кто еще ничего не знает об аутизме. Смогут ли они принять своего ребенка? Смогут ли они воспринимать его аутизм как часть личности после того, как они прочтут подобные вещи? Ведь если аутизм - это результат действий злых духов, и при этом часть личности - то, значит, сама личность аутичного ребенка демоническая, а это значит, что он не совсем человек. Каково это - забоиться о ребенке, который является порождением ада? Каково это - понимать, что твой ребенок никогда не будет спасен? Каково это - любить такого ребенка, или, наоборот, попытаться не любить его?
Думаю, подобные вопросы возникали у всех родителей аутичных детей, поверивших в то, что аутизм - это духовная болезнь, божье попустительство и результат бесовской деятльности.

Вы можете себе представить, что испытывает родитель, поверивший в подобное. Родитель, которому и без того сложно принять, что у него никогда не будет ребенка, о котором он мечтал, что его ребенок - инопланетянин, отличающийся от большинства окружающих его людей. Сложно принять ребенка-инопланетянина. Но принять порождение зла гораздо сложнее.

Я не проводила анализ библейских текстов в поисках упоминания в них об аутизме. Я не знаю, говорилось ли в Библии об аутичных личностях, потому что информации о большинстве персонажей Библии недостаточно, чтобы составить полную картину об их образе мышления. И да, я говорю откровенно - подобной работой я не занималась, но, возможно, когда-нибудь займусь. Могу только сказать со стопроцентной уверенностью, что в Библии нет информации о том, что аутизм посылается детям в наказание за грехи родителей, о том, что аутичные люди прокляты или что аутичность человека - результат действия бесов. Хотя бы потому, что само понятие "аутизм" возникло около ста лет назад и две тысячи лет назад люди не имели о нем ни малейшего представления.

Но подобные заявления могут нас убить. Нас могут убить наши собственные родители, доведенные до отчаяния - в США достаточно распространены случаи, когда родители убивают своих аутичных детей, и чем больше СМИ оправдывает подобные убийства, тем чаще они происходят. У нас такой статистики нет. А теперь подумайте вот над чем - что значит оправдание СМИ по сравнению с убеждением, что их ребенок "исчадие зла, не имеющий шансов на спасение". И по сравнению с двойным убеждением в этом, когда родители узнают, что их аутичный ребенок к тому же является ЛГБТ-человеком?

Ваша риторика о том, что аутизм - духовное заболевание и наказание для родителей, как и ваша гомофобная риторика, может довести этих родителей до того, что они убьют своих собственных детей и себя.

Подобная риторика может довести до самоубийства аутичного ЛГБТ-подростка, если он находится и в без того сложной жизненной ситуации и если он хоть ненадолго поверит вам. Этого ли вы хотите добиться, когда используете гомофобную и эйблистскую риторику - довести до отчаяния наших родителей и воспользовавшись психической неусойчивостью затравленных подростков довести до самоубийства еще и их?

Поэтому прошу вас, запомните - мы не шахматные фигурки и не компьютерные персонажи. Мы живые люди. И мы не хотим, чтобы нами "играли", тем более те, кто должен стать нашим другом и наставником и помочь нам стать ближе к Богу.
Почитайте наши истории, понаблюдайте за нами - убедитесь, что мы живые люди! Да, мы тоже созданы по образу и подобию Божию, как и остальные. И если вы станете - прямо или косвенно - причиной нашего убийства или самоубийства, то вам придется отвечать за это перед Богом. Готовы ли вы взять на себя такой грех?