пятница, 18 декабря 2020 г.

Айман Экфорд. О стигме шизофрении

 Мне сложно понять людей, которые строят предположения о том, что я "шизик" для того, чтобы оскорбить меня или объявить мой опыт "неправильным".

Потому что мне это только показывает уровень политической (не)осознанности и эйблизма оппонента.

В России стигма людей с шизофренией во многом политическая. То есть, в СССР людей, чья политическая позиция противоречила позиции власти буквально запирали в больницах якобы ради лечения шизофрении или шизотипического расстройства (которое в Совке называли "вялотекущей шизофренией"). А на самом деле просто ради того, чтобы "залечить" их до смерти или как минимум изолировать от мира наиболее позорным способом.

То есть, в России и в других постсоветских странах оскорбление "шизик" политическое, и если бы в этих культурах было бы принято переосмыслять исторический опыт, стигма с шизофрении на постсоветском пространстве была бы снята именно потому что это одна из тех стигм, которая вредила (и вредит) населению в целом.

Стыдно признаться, но я долго верил в правдивость этой стигмы.

Меня, если честно, раньше пугало что у меня может быть шизофрения. Когда я слышал голос Юкки впервые я испугался, что у меня галлюцинации и боялся пока мне не сказали, что люди с шизофренией слышат голоса извне, а не внутри своей головы.

В те же времена я очень скептически относился к тому, что люди с шизофренией могут здраво оценивать свой опыт и считал, что им нельзя доверять.

Сейчас я понимаю, насколько это было мерзко и эйблистки. В свое оправдание могу сказать только то, что тогда я еще не знал английский. На русском материалов о шизо-спектре мало. На английском же есть уйма материалов - от личного опыта до научных исследований - о шизофрении и о том, как мыслят люди с шизофренией. Я никогда глубоко не изучал эту тему, но одно я знаю наверняка - в нормальных странах люди с шизофренией могут жить обычной жизнью. И стереотипный образ "неадекватного шизика" так же далек от реальности, как стереотипный образ "идиота-саванта" далек от опыта реальных аутичных людей, даже савантов, даже тех у кого интеллектуальная инвалидность.


Да, я и люди с шизофренией во многом испытывают противоположный опыт.

Мне пришлось долго учиться, чтобы начать прислушиваться к альтерам внутри моего сознания, а людям с шизофренией приходилось учиться чтобы не слушать голоса извне.


Мне, как аутисту без шизотипических черт, крайне несвойственно "магическое" мышление и проблемы в общении вызваны не излишней образностью и ассоциативностью, а наоборот тем что мне приходилось долгие годы учиться образности, что я понимал все слишком буквально, ожидал некой не принятой в обществе четкости и логической структурированности.

У меня никогда не было бы такой жуткой травмы от православия, если бы я мог примирить свое мышление с "реальностью" мистики. Жизнь была бы намного проще если бы у меня была бы хоть десятая часть символически-магического мышления среднего шизотипика.


Пожалуй ближе всего я был к людям из шизо-спектра благодаря ОКР, когда у меня была "измененка" сознания.


Но я жалею что скажем у меня не было эпизода, во время которого я бы из-за травмы испытывал симптомы, схожие с шизофренией. Или что я не понимаю мышление людей с шизофренией и с шизотипическим расстройством лучше.

Потому что тогда я смог бы нормально говорить о стигме, окружающей это состояние, и какой же мерзкий абсурд предположение о том, что шизо-спектр может сделать человека "хуже", менее "полноценным" или более опасным!


Пока только могу сказать, что к сожалению не знаю близко ни одного человека с шизофренией. Но знаю нескольких людей с шизотипическим. У одного из них оно проявляется очень явно. Этот человек, кстати, находится одновременно и в аутистическом спектре и в шизо-спектре - редкое, но очень интересное сочетание. Иногда мне бывает сложно понять его, сложно читать его тексты. Но при этом он один из самых гуманистически настроенных, по-настоящему добрых, искренних и нестандартно мыслящих людей из тех, кого я знаю на постсоветском пространстве.