суббота, 10 ноября 2018 г.

Рей Антонов: «В ЛГБТ-сообществе я могу считаться только квир или только евреем? Могу ли я быть квир-евреем?»



File photo: Israelis at the Gay Pride Parade in Jerusalem, July, 2016.

(На фото люди, закутавшиеся в радужные флаги со звездой Давида)

По материалу: Haaretz


Союз ЛГБТ-людей и евреев на первый взгляд естественен. Но после антисемитских действий ЛГБТ-активистов назревает вопрос: действительно ли в ЛГБТК-пространствах все еще готовы принимать евреев?
____
В ЛГБТ-сообществе бисексуальный камин-аут может пройти не очень - то гладко. Особенно для евреев. Не-гетеро евреям гетеронормативное общество даёт от ворот поворот. Но при этом мы считаемся «недостаточно квирными», так что в квир-сообществе нас тоже принимают достаточно холодно - а то и вовсе оттуда выкидывают. Мы постоянно находимся в своеобразном «чёрном списке», нас постоянно разглядывают под микроскопом в поисках улик, по которым можно было бы понять, можем ли мы быть «настоящими квир» или нет.
Я к этому уже привыкла. Я стала активисткой за права ЛГБТ в 15, когда я совершила камин-аут после того, как в еврейском детском лагере обжималась в раздевалке с девчонкой – это произошло тогда, когда у меня уже был парень. Меня это ОЧЕНЬ смущало, пока я не нашла нужных терминов для описания своих чувств.

Я покинула Джорджию когда поехала учиться в колледж, и выбрала в качестве специализации иудаику и ЛГБТ-исследования. Я была просто на седьмом небе от счастья, когда мне позволили совмещать стажировку с программой вашингтонского еврейского центра по ЛГБТ-исследованиям.

Бифобия в ЛГБТ-сообществе давно стала повседневной частью моей жизни - и личной, и академической (она была моей главной исследовательской темой). Я всегда старалась быть собой, не желая быть более «гейской», чем я была на самом деле, и обесценивать все те замечательные отношения, которые у меня были (и есть до сих пор) с мужчинами ради тщетных попыток угодить даже самой симпатичной бифобной лесбиянке. Подобное просто не для меня. Мне было чуть за двадцать, когда я решила, что я слишком устала и больше не буду «прятаться в шкафу», пытаясь скрывать различные аспекты своих идентичностей.
Но я никогда не думала, что, возможно, в ЛГБТ/квир-среде мне придётся скрывать свою еврейскую идентичность.


Но тот балаган, который произошёл на Чикагском Марше - Chicago Dyke March (когда в 2017 году людей с иудейской символикой не допустили на марш, – прим.переводчика) заставил меня об этом задуматься.

Запрет еврейской символики на квир-мероприятии кажется очень абсурдным. Евреи (во всяком случае, большинство из нас) и квир-люди (все ещё большинство из нас?) склонны к созданию естественного альянса. Почему вы запрещаете символ сообщества с такой же маргинализированной историей, как ваша? Сообщества, которое только в последние десятилетия стало считаться «достаточно американским»? Большинство наших бабушек, дедушек и родителей очень четко помнят, как из-за их еврейского бекграунда им явно намекали, что они здесь нежеланные гости. Да многие из нас сами это помнят!
Сейчас все иудейские движения в США, кроме ортодоксального, стали ЛГБТ-Френдли в вопросах политики и принципах работы руководства, хоть некоторые верующие и руководители общин не могут до конца это принять (зато некоторые направления современного ортодоксального иудаизма становятся более аффирмативными).

Мой рабби всегда громко и открыто - слишком громко и открыто даже для реформистского рабби - выступал против попыток ограничить однополые браки и закона «Не Спрашивай, Не Говори» (закона, по которому гомосексуальные и бисексуальные люди в американской армии не имели права говорить о своей ориентации- прим.переводчика). Когда мне было 16 и я была мадриха (помощником учителя) в ивритоязычной школе, один из учеников увидел у меня на кошельке радужный значок (я о нем даже забыла!) и стал мне угрожать жалобами и увольнением (в Джорджии это до сих пор законно), то завуч прежде всего успокоил меня, сказав, что школьная администрация обратится в иудейскую ЛГБТ-правозащитную организацию, потому что «в нашем шуле верят, что ты полноценный человек, обладающий достоинством, и мы хотим, чтобы все наши ученики тоже это признавали». Меня воспитывали в убеждениях, что борьба за то, чтобы люди могли жить и любить, не сталкиваясь с дискриминацией, служит еврейским ценностям.

Мы, евреи, часто - возможно даже слишком часто - повторяем фразу «никогда не забудем». Мы никогда не забудем ужасы Холокоста – уничтожения европейских евреев, рома, ЛГБТ-людей, инвалидов и представителей других дискриминируемых групп. Мы часто это повторяем, потому что очень важно помнить, что все люди обладают человеческим достоинством, отрицание которого не может иметь никаких оправданий. Мы никогда не забудем, как легко попасть (в такую распространенную в истории человечества) ловушку отказа принимать других, и отрицания человечности тех, кто от нас отличается.

Требуя убрать еврейский символ из ЛГБТ-пространства, организаторы Чикагского марша показали, каких цветов они придерживаются на самом деле, и эти цвета далеко не радужные.

Они показали нам, что евреи в ЛГБТ-пространствах – нежеланные гости. Они заявил, что квир-евреи не могут быть многогранными личностями, которые одновременно поддерживают права квир-людей в своей стране, и права человека в целом (в том числе в других странах). Они показали, что не понимают разницу между понятиями «еврей», «иудей» и «сионист», что они считают, что все евреи и иудеи являются сионистами, и поэтому организаторы якобы не могут критиковать сионистскую идеологию, не выбрасывая евреев и иудеев из движения. Они пытаются протолкнуть в сообщество, основанное на идеях гордости и разнообразия, тонко завуалированный антисемитизм.

Иногда фраза «антисионизм – не всегда антисемитизм» и может быть уместна. Но сейчас? Нет. Ведь на прайде запретили даже не израильский флаг, а еврейскую шестиконечную звезду. Шестиконечная звезда на фоне радужного прайд-флага – это иудейский квир-прайд флаг, точно так же, как крест на радужном фоне – христианский квир-прайд флаг, а полумесяц на радужном фоне – исламский квир-прайд флаг. Просто подумайте несколько секунд, и поймете, насколько манипуляторским является так любимый многими аргумент «в данном случае все иначе, потому что на израильском флаге тоже есть полоски».

Разве исламский прайд-флаг запретили бы под предлогом, что это флаг «Азербайджанской гордости» - а ведь на флаге Азербайджана тоже есть полоски? Или, может быть, исламский прайд-флаг посчитали бы флагом одной из 12 мусульманских стран, на которых есть полумесяц? Разве христианский прайд-флаг посчитали бы только датским или только английским, или флагом одной из 31 стран, у которых на флагах есть кресты или крестообразные символы? Или все же радужный флаг с крестом посчитали бы просто христианским прайд-флагом? Почему же тогда к иудеям предъявляют настолько другие стандарты, в чем тут дело, если не в антисемитизме?

Американские евреи очень разные. Некоторые из нас сионисты, некоторые – антисионисты, некоторых из нас вообще не интересует Израиль и его политика. Но организаторы чикагского прайда, конечно же, думают иначе – для них все американские евреи каким-то удивительным образом могут думать только об Израиле, и поэтому им якобы нечего делать в прогрессивном активизме.

Но и организаторы чикагского прайда, и Сарсур (одна из организаторок Женского Марша против Трампа, известная исламская феминистка и антисемитка, которая не допускала на женский марш людей с иудейской символикой – прим.переводчика) ошибаются. Меня волнуют права американок, израильтянок и палестинок. Я поддерживаю ЛГБТ-людей в США, Израиле и Палестине. Я могу быть феминисткой\про-квир\занимать про-израильскую\занимать про-палестинскую позицию одновременно. Люди, включая американских квир-иудеев, вполне способны формировать сложную, многогранную позицию, даже если организаторы чикагского марша сейчас настолько ослеплены антисемитскими стереотипами, что не способны это признать.

Мы можем использовать этот инцидент для разговора о том, как мы стараемся учитывать идеалы и ценности пересекающихся сообществ, как пытаемся быть Примером Для Подражания для других активистских движений, но при этом умудряемся запрещать символ евреев и иудеев на прайде, тем самым лишь отказывая квир-иудеям и квир-евреям в праве считаться людьми.

Квир-пространства и прайд-мероприятия должны быть доступными для ЛГБТКИА людей с любым бекграундом. Поэтому если даже намек на то, что евреи могут поддерживать Израиль, приводит к исключению этих евреев из демонстрации под предлогом что они «отравляют» прайд, пора провести детоксикацию для организаторов прайда и сделать так, чтобы в следующем году Месяц ЛГБТ-гордости был менее антисемитским.
__________


Рей Антонов – художница, фрилансер, и консультантка по вопросам еврейства и составлению учебных программ. Она живет в Лос-Анджелесезакончила University of Maryland-College Park и Hebrew Union College-Jewish Institute of Religion. У нее есть проект: www.JLearnHub.com
Ее Twitter: @RaeAnIAm


На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.