суббота, 9 июня 2018 г.

Айман Экфорд: "О "детских" и "взрослых" произведениях"

Один из самых распространенных эйджистских стереотипов — деление художественных произведений на «детские» и «взрослые».
Под «художественными произведениями» в этом тексте я подразумеваю книги, фильмы и мультфильмы.
И вот 7 причин того, почему это деление бессмысленно и вредно.

1) Это деление основано не имеет реальных подтверждений. Дети часто читают «взрослые» книги и ходят вместе с родителями на обычные фильмы. При этом многим взрослым нравятся мультфильмы.


2) Возрастное деление полностью основано на тех стереотипах, которые существуют в каждом конкретном обществе в конкретный период времени. Например, книги Дюма-отца, которые сейчас многие считают «подростковыми», в свое время считались книгами для взрослых.

3) Чтение, просмотр фильмов и другие подобные вещи являются развлечением. И у людей должно быть право распоряжаться своим свободным временем без какого-либо стыда и осуждения за то, что их интересы «не соответствуют возрасту».

4) Иногда «детскими» историями считают истории, главные герои которых являются детьми. Это мнение очень обманчиво. Хотя бы потому что некоторые книги и фильмы, в которых большое внимание уделяется юным персонажам, на самом деле явно не соответствуют представлениям о том, что надо считать «детской» литературой. Явный пример этого — книга и сериал Игра Престолов.

5) Иногда «детскими» историями считают те истории, которые очень просты для восприятия. Эти истории специально создаются с расчетом на то, что дети еще многого не понимают, и им надо подавать информацию в очень упрощенной форме.
Но почему все снова надо сводить к возрасту, если речь идет об усваивании информации?
Есть взрослые люди с интеллектуальной и когнитивной инвалидностью, которые могут понять только «детские» произведения.
Так что деление произведений на «детские» и «взрослые» по степени их простоты является не только глупым, а и эйблистским, потому что оно отрицает существование таких людей.

6) Часто детскими произведениями называют те, в которых очень простой и банальный сюжет.
Вроде: «кто будет во взрослом возрасте смотреть этот фильм, где с самого начала можно предсказать, чем все закончится, а все сюжетные повороты такие предсказуемые?»
Но предугадать концовку могут только люди, которые смотрели много подобных фильмов. То есть, те кто с детства мог смотреть фильмы. А как же люди, у которых не было телевизора, и которые не могли ходить в кино? Или те, у кого по тем или иным причинам не было возможности смотреть фильмы? Или те, кому фильмы были раньше неинтересны?
Для них этот сюжет такой же оригинальный, как и для большинства детей из «типичных» западных семей!
Так что выражение «произведения для детей» было бы логичнее изменить на «произведения для новичков».



7) Деление произведений на «взрослые» и «детские» поддерживает возрастной апартеид.
Стереотипы о том, что есть «детские» и «взрослые» фильмы, мультфильмы и книги приводят к введению возрастных ограничений на художественные произведения.
Поэтому до 16 лет человека могут не пустить в кино на многие фильмы, а в магазинах ему могут на законном основании отказаться продавать многие классические произведения и научно-популярную литературу. Это не только является прямой дискриминацией несовершеннолетних, а и приводит к нежелательным общественным тенденциям.
Вы хотите знать, к чему именно это приводит?
К тому, что люди знают гораздо меньше, чем могли бы знать, и хуже умеют искать информацию, потому что информация, которую они могут получать до 16 лет за пределами интернета, ограничена. К тому, что некоторые люди — особенно те, чьи родители запрещали им читать и смотреть «недетские» произведения — начинают стыдиться своего стремления знать больше.

К тому, что люди привыкают к тому, что те, кто имеют власть, могут ограничивать для них доступ к информации, что в свою очередь приводит к усилению цензуры.

***
Возрастные ограничения укрепляют стереотипы, и сильно ограничивают жизнь людей.
Вы можете сказать, что людям нравится это деление, и что они часто его поддерживают. Но возрастное деление «оправдано» статистически только потому, что так принято в культуре Примерно как в обществе принято делить произведения на «мужские» и «женские». Например, несмотря на то, что любовные истории могут читать люди с любой гендерной идентичностью, наша культура так устроена, что девочкам с детства навязывают, что они должны обожать любовные истории, а мальчиков принято стыдить за интерес к таким историям, и поэтому девочки интересуются ими гораздо больше, чем парни. Очень часто парни не читают и не смотрят любовные истории, потому что считают, что для парней это «не круто». Есть определенная иерархия, согласно которой, например, коллекционировать игрушек из киндер-сюрпризов менее «круто», чем коллекционировать монеты или дорогие вина, а интересоваться классикой диснеевских мультфильмов хуже, чем интересоваться «взрослой» классикой Голливуда.

При этом точно так же как исторически было принято считать, что «женские» интересы хуже «мужских», «детские» интересы считаются хуже «взрослых», и это показывает существующую динамику власти. Эта несправедливая тенденция - еще одна причина отказаться от возрастного деления, и позволить людям всех возрастов свободно интересоваться тем, что им нравится.