среда, 13 июня 2018 г.

Айман Экфорд: "4 типа формирования культуры"


Изображение разных людей
На протяжение последних двух лет я изучала истории других людей, которые не воспринимают или не понимают приписанную им в детстве культуру, (или просто относят себя к другой культуре по самым разным причинам).

Когда два года назад я стала говорить о себе как об американке, многие поднимали меня на смех и говорили, что человек может принадлежать только к той культуре, в которой он воспитывался. Что если я воспитывалась в «советской» семье, я должна быть «типичным» советским человеком, как и мои родители.
Но были и другие отзывы — многие люди стали писать мне о том, что понимают мой опыт, и что они тоже относят себя не к приписываемой им при рождении культуре. Многие из них не решались говорить об этом открыто, но все равно рассказывали мне свои истории.

И примерно в то же время я стала искать похожих на меня людей в англоязычном интернете.

Так я поняла что нас условно можно разделить на четыре группы.

1. Некоторые из нас просто не воспринимают доминирующую культуру. Дело в том, что любая культура состоит из множества маленьких элементов, которые человек усваивает с детства с помощью механизма подражания (того самого, из-за которого человеческие дети и детеныши животных копируют поведение взрослых). Но из-за нейрологических отличий механизм копирования у некоторых людей развит слабо, и поэтому они не воспринимают доминирующую культуру. При этом иногда они даже могут считать себя представителем той культуры, в которой их воспитывали, потому что не понимают ее суть (и до тех пор, пока не начнут понимать эту культуру). При этом их собственная культурная принадлежность основана не на воспитании, а на информации, полученной из мира в целом, на личных предпочтениях и склонностях. То есть, прямую социализацию (основанную на информации, полученной от ближайшего окружения), заменяет «социализация» через отрицание общественных убеждений на основании личных предпочтений, или более понятные идеи из книг и фильмов, которые более концентрированы, чем при личностной коммуникации.
И эта «личная» культура может совпасть с одной из существующих в мире культур. Подобное бывает не так часто, обычно люди с подобным восприятием социализации не принадлежат ни к одной культуре, но бывают и исключения.
Примеры:
Я американка именно потому, что смогла не воспринять типичную русскую социализацию, и создала «свою» культуру (во многом благодаря американским фильмам и книгам), которая совпала с американской. Более подробно я писала об этом варианте появления культурной принадлежности в этой статье.


2. Более распространенная ситуация - человеку не очень близка доминирующая культура, и он начинает искать другую культуру, к которой мог бы причислить себя, и усваивает ее. Часто это происходит неосознанно. Иногда - вполне сознательно. Примеры:
Ребенок из русской семьи не понимает российскую культуру, и поэтому не хочет называть себя русским. Но он знает, что у него есть бабушка-цыганка. И он начинает изучать цыганскую культуру, которая действительно для него понятнее российской, и у него формируется цыганская идентичность.
Человек из семьи французов, с детства не понимающий французскую культуру, начинает увлекаться еврейской культурой и иудаизмом, принимает гиюр и становится евреем.

3. Некоторые дети воспитываются в мультикультурной семье или находятся под большим влиянием няни, соседей, воспитателей из другой культуры.
Примеры:
Мать ребенка может быть полностью русской и он может жить в типичном российском окружении, но находится под большим влиянием своего отца из еврейской диаспоры. Белокожий американский ребенок может воспринять «черную» культуру своей няни. Французский ребенок, чьи родители обращают на него слишком мало внимания, может фактически воспитываться в семье своих друзей-мигрантов- курдов из Сирии, и усвоить Сирийскую культуру лучше, чем французскую.
Подобное бывает не так часто, потому что большинство детей в первой ситуации (русская мама и отец-еврей), вероятнее всего воспримут либо обе культуры на одном уровне, либо лучше воспримут доминирующую культуру, во втором и третьем случае ребенок вероятнее всего потом начнет ассоциировать себя с «титульной» нацией или с «белой» культурой и даже может начать транслировать расистские стереотипы. Причина в том, что у многих людей механизм подражания развит слишком хорошо, и они усваивают и воспроизводят общественные стереотипы и нормы на протяжении всей жизни. То есть, если общество решит что их место в определенной культуре, они, вероятно, со временем начнут все лучше ее усваивать. Но бывают и исключения. Причины- либо большое влияние взрослого носителя представителя недоминирующей культуры, либо доминирующая культура сильно не совпадает с личными склонностями человека, либо оба этих фактора, либо один из этих факторов в слабой форме в сочетании с не очень сильно развитым механизмом подражания. Возможны и другие причины, о которых я пока не знаю.

4. Этот тип встречается довольно редко, и я пока не знакома ни с одним человеком с подобным нетипичным усвоением культуры.
Некоторые люди испытывают очень сильный психологический дискомфорт из-за своей расы. Им кажется (иногда с детства, иногда в более позднем возрасте), что их внешность обязательно должна быть другой. И они начинают подражать представителям той культуры, которые выглядят с их точки зрения «правильным» образом. И чем раньше это начинается, тем лучше человек усвоит не доминирующую в его среде культуру. И чем больше информации о «выбранной» культуре, тем лучше человек ее усвоит.
Пример:
Русскому ребенку, чьи родители интересуются историей США, с детства кажется что он должен быть чернокожим, он не может привыкнуть к своей «белой» внешности. Так он усваивает и принимает культуру американских чернокожих, потому что через восприятие своей внешности начинает воспринимать себя как представителя единственной хорошо известной ему «черной» культуры.
В отличие от предыдущих примеров, где тоже может присутствовать (а может и не присутствовать) желание сменить внешность, но где все основано именно на культурных аспектах (нормах поведения, общения, традициях, представлениях об идеальном образе жизни и т. п.) здесь наблюдается обратная ситуация - человек принимает культуру из-за неприятия своей внешности. То есть, не культура приводит к тому, что человек начинает ненавидеть свою внешность из-за того, что окружающие его неправильно «считывают», а, наоборот, из-за того что его внешность кажется ему неправильной он начинает ассоциировать себя с теми, у кого «правильная» внешность и принимает их культуру.

***

Возможны и другие способы формирования нетипичной культурной идентичности. Возможны комбинации из перечисленных выше типов.
Например, моя еврейская культурная идентичность сформирована по второму типу. Я понимала, что мне нет места в российской и украинской культуре, но я знала что я частично еврейка и поэтому стала ассоциировать себя с евреями — и эта идентичность усилилась за счет моего опыта дискриминации. Точно так же, когда я была мусульманкой и принимала некоторую часть исламской культуры (выведенную из разных исламских культур), это был второй тип.
А более важная для меня американская идентичность сформирована по первому типу.

И, наконец, стоит добавить что я перечислила эти типы в произвольном порядке, их нумерация дана исключительно для упрощения объяснения. Ни один тип не лучше и не хуже другого.
И в чем бы ни была причина того, что человек относит себя не к той культуре, в которой его воспитывали, вне зависимости от того, понимаете вы, как сформировалась его культурная идентичность или нет, к ней надо относиться серьезно и с уважением. Так же, как вы относитесь к идентичности тех, чья культура совпадает с культурой их родителей или опекунов.