воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Сиан Фергюсон: «4 ужасных способа, которые мы используем, чтобы обесценить психические проблемы подростков»

Источник: Everyday Feminism
На фото подросток пристально смотрит в камеру


Предупреждение: Самоубийство

Пик субкультуры эмо пришелся на мое тринадцатилетие.

В субкультуре эмо я вижу как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, она заставила огромное количество подростков разобраться в своих чувствах. С другой стороны, она идеализирует нездоровые механизмы преодоления психических проблем, и выставляет психические заболевания чем-то красивым.

Но эта субкультура помогла мне осознать ужасную правду: взрослые склонны обесценивать проблемы психического здоровья у подростков.

Мне, как человеку, который учился принимать свои психические расстройства, было крайне сложно взаимодействовать со взрослыми, которые отрицали мои проблемы или пытались мне доказать, что я сама не понимаю, что чувствую. Мне становилось еще сложнее просить помощи, чтобы справиться с депрессией, суицидальными мыслями и симптомами ПТСР.

В последние годы я многое узнала о психическом здоровье, эйблизме и эдалтизме, и поэтому мне проще объяснить, как сложно быть подростком с психическими проблемами. Сейчас мне 22 года, и в определенных аспектах я все еще страдаю от травмы, вызванной тем, что мои чувства обесценивались на протяжении множества лет.

Учитывая, что в США самоубийство является второй по распространенности причиной смерти людей возраста от 10 до 34 лет, крайне важно осознать влияние психических заболеваний на молодых людей, и научиться оказывать поддержку психически больной молодежи.

Давайте рассмотрим несколько способов, с помощью которых взрослые обесценивают важность психических проблем подростков — и будем учитывать потребности подростков, борясь со стигмой, окружающей психические заболевания.



1) «ЭТО ПРОСТО ГОРМОНЫ»
Когда мне было между десятью и четырнадцатью, я много плакала, и мне всегда говорили, что причиной моих нескончаемых страданий являются гормоны.

- Тебе не нужны таблетки, это же просто гормоны. Тебе не нужна психотерапия, это просто гормоны. Тебе не нужна никакая поддержка, это же гормоны.

Точно так же как симптомы психических заболеваний у людей, которые менструируют, часто списывают на «ПМС», симптомы психических заболеваний подростков часто списывают на «гормональные проблемы».

Конечно, гормональные перепады во время пубертата могут спровоцировать у кого-то перепады настроения и проблемы с эмоциональным урегулированием. Но если вы будете говорить, что «это же просто гормоны», вы не поможете подросткам справиться со своими чувствами. Иногда подросткам — и детям — действительно нужна психотерапия, поддержка и препараты.

И если гормональные перепады действительно негативно влияют на чье-то психическое здоровье, то с этим надо что-то делать.

Например, если кто-то постоянно впадает в глубокую депрессию перед менструацией, у него, вероятно предменструальное дисфорическое расстройство (ПМДР). ПМДР — тяжелая форма ПМС, характеризующаяся сильными перепадами настроения, депрессией, повышенной тревожностью, усталостью и физической болью. Некоторые мои друзья чуть не покончили с собой из-за ПМДР — а ведь это просто заболевание, которое можно лечить и при котором можно нормально жить при корректной медицинской поддержке.

Иногда эмоциональные проблемы могут возникнуть из-за колебания гормонов, связанных с переходным возрастом. Иногда проблема более глубокая.

В любом случае, обесценивание эмоционального состояния из-за «гормонов» (вне зависимости от того, в гормонах проблема или нет) точно не может никому помочь. Вне зависимости от причины психологических проблем, человек, вероятно, нуждается в помощи и поддержке.


2) «ТЫ СЛИШКОМ МОЛОД_АЯ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ»

После моих первых отношений у меня было много проблем с психикой. Дело в том, что эти отношения были очень нездоровыми и токсичными.

Примерно в это же время я начала признавать, что я подвергалась сексуальному насилию. И в это же время у меня начались панические атаки, и я начала впадать в депрессию.

Когда я рассталась со своим парнем — а мы часто расставались и снова сходились — мое настроение часто падало очень низко. Я думала, что дело было в любви. Но потом я поняла, что это была депрессия.

Я не хочу сказать, что когда у тебя разбито сердце и когда у тебя депрессия — это одно и тоже. Но определенные психические заболевания могут ухудшить ощущения при расставании. Когда я пыталась описать свои чувства, касающиеся отношений, мне говорили, что на самом деле я не была влюблена, потому что я слишком молодая, чтобы понимать, что такое любовь.

Взрослые обесценивали мою любовь, обесценивали то, что мое сердце разбито, и обесценивали мою депрессию.

Во-первых, ваше отношение к человеку ужасно патерналистское и снисходительное, если вы решаете за него, что он чувствует (вне зависимости от его возраста). Любовь — это социально сконструированная идея, которую можно интерпретировать множеством способов. Так что если вы говорите кому-то, что его любовь «ненастоящая», вы говорите полную бессмыслицу.

Во-вторых, в данном случае не важно, по-настоящему человек влюблен или нет. Когда люди страдают от эмоций, связанных с отношениями, нам нужно разобраться в этих эмоциях, а не выслушивать осуждения.

Я часто замечаю, как отношения моих младших друзей обесценивают, называя «щенячей любовью». Это не только очень снисходительное и оскорбительное отношение. Подобное определение обозначает, что любовь подростков является чем-то наивным, невинным, а значит, что их партнеры (или сами отношения) не могут, как и взрослые партнеры (и отношения) быть токсичными и насильственными.

Обесценивая отношения подростков, вы обесцениваете их чувства. И нам надо перестать обесценивать и то, и другое.


3) «ИЗ-ЗА ЧЕГО ЖЕ ТЫ МОЖЕШЬ ВПАДАТЬ В ДЕПРЕССИЮ?»

Когда я училась в старших классах, я общалась с друзьями, которые ходили к психотерапевту. И меня поразило то, что их родители практически всегда спрашивали у них: «Из-за чего вообще у тебя может быть депрессия?»

Во-первых, зачастую это вопрос, на который нет ответа. Депрессия — как и большинство видов психических заболеваний — не обязательно должна иметь явную, осязаемую причину. Она просто существуют. И хотя многие факторы могут ухудшить ситуацию, эти факторы может быть очень сложно определить, особенно если вы никогда не ходили на терапию, и не обращались за другими формами поддержки.

Во-вторых, стереотип, что подросткам не из-за чего волноваться, никак не связан с реальностью.

Чаще всего, подростки финансово зависят от своих родителей. И если их родители токсичны, абьюзивны или просто проблемны, им может быть крайне тяжело. Кроме того, у многих подростков крайне угнетающая школьная обстановка.

И когда возраст пересекается с другими аспектами идентичности, ситуация может быть еще тяжелее.

Квир и транс* подростки чаще страдают от проблем с психическим здоровьем, частично из-за того, что они чаще оказываются на улице или живут в бедности. Девочки-подростки часто сталкиваются с мизогинией и сексуальным насилием. Молодые небелые люди часто становятся жертвами расизма и насилия со стороны полиции.

Объяснить короче? Быть подростком непросто.

Кроме того, бесчувственно выспрашивать у подростков причины депрессии, не признавая их чувства. Тем самым вы просите их говорить о своей боли так, как удобно вам.


4) «ЭТО ПРОСТО ТАКАЯ ФАЗА»

Интересы, мечты, и даже сексуальная ориентация и гендерная идентичность подростков и детей постоянно обесценивается словами о том, что это «просто такая фаза».

То же самое касается и разговоров о психических заболеваниях.

Я понимаю, почему вы хотите сказать кому-то, что его боль это «просто такой период». Когда наши любимые страдают, нам может хотеться напомнить им, что их проблемы носят временный характер, и что когда-нибудь они снова почувствуют счастье и спокойствие.

Но зачастую, когда мы говорим о том, что что-то является «только фазой», мы обесцениваем серьезность ситуации. Мы можем использовать это как оправдание для игнорирования реальности.

У меня были ситуации, когда депрессия проходила, но только однажды я получила достаточно поддержки и работала над тем, чтобы стало лучше.

Иногда полезно говорить: «держись, все еще станет лучше». Иногда действительно важно напоминать человеку, что впереди его еще ждут хорошие деньки.

Но подобные напоминания должны сопровождаться реальными действиями и поддержкой.

***
Когда мы говорим как о подростках, так и о людях с ментальными заболеваниями, мы склонны отрицать их опыт, и обесценивать их проблемы. Так что, когда речь заходит о подростках с ментальными заболеваниями, газлайтинг становится вдвойне сильным.

Я часто думаю о том, насколько нам с друзьями было бы сейчас лучше, если бы мы жили в обществе, которое всерьез воспринимает психические проблемы подростков. Пока я не знаю, какой именно была бы эта жизнь. Но я уверена, что нам нужно бороться с эйблизмом и эйджизмом.

В конце концов, так мы сможем изменить (и спасти) жизни.

____
Сиан Фергюсон — один из постоянных авторов для Everyday Feminism. Она занимается фрилансом на полную ставку, и живет в Южной Африке. Ее работы публиковались на разных сайтах, включая Ravishly, MassRoots, Matador Network. Ей особенно нравится писать о квир-вопросах, о мизогинии, об исцелении после сексуального насилия и о культуре изнасилования. Вы можете подписаться на нее на Twitter и Instagram. Здесь вы можете прочесть ее статьи.



___
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.