пятница, 24 ноября 2017 г.

София Ковалева: «О культурной апроприации»

(Примечание Айман Экфорд: Я во многом не согласна с автором статьи. Например, я признаю, что экономически развитые страны с ядерным оружием могут обладать не очень популярной и подверженной апроприации культурой. Так же я считаю проблематичной ситуацию, когда американское большинство апроприирует культуру китайского меньшинства (несмотря на могущество Китая). Но при этом искажение христианской и западной культуры в Китае тоже кажется мне проблематичным. И аргумент «не делайте этого, если это обижает других людей» в большинстве случаев кажется мне обоснованным. Кроме того, КА вредна не только из-за того, что она оскорбляет людей — очень часто КА способствует обесцениванию важных культурных элементов меньшинств, и укрепляет стереотипы. Но мне показалась необычной позиция автора, и особенно интересно его внимание к использованию и искажению элементов западных культур в странах, где дискриминируются выходцы из западных стран. Кроме того, я считаю важной разницу между культурами, которые угнетены везде, и культурами, которые угнетены на Западе, но доминируют на определенных территориях. Поэтому я и перевела эту статью. Тем более, что я считаю, что аргументы борцов с культурной апроприацией, особенно в российском контексте — именно их аргументы, а не сама проблема КА — зачастую являются проблематичными)
Источник: maxikov

Давайте откроем статью:
https://en.wikipedia.org/wiki/Cultural_appropriation
"Культурная апроприация — это принятие или использование элементов одной культуры представителем или представителями другой культуры".

От этого определения мне хочется выть и носиться кругами. Я с ним категорически не согласна еще и потому, что некоторые люди иногда безоговорочно его принимают.

«Культурная апроприация отличается от аккультурации и ассимиляции, потому что «апроприация» или «незаконное присвоение культуры» обычно относится к принятию культурных норм колониальным образом. Элементы культуры меньшинства используются представителями доминирующей культуры, и при этом вырываются из своего изначального культурного контекста — иногда даже вопреки ясно высказанным возражениям представителей культуры, которые создали эти культурные элементы» - О, прекрасно. Похоже, все готовы согласиться, что за исключением каких-то необычных оправдывающих обстоятельств, культурная апроприация вредна. С этим я согласна.
Почему тогда эта тема кажется мне неоднозначной? Вот ссылка на сайт, с которого я взяла понравившееся мне определение - http://everydayfeminism.com/2015/06/cultural-appropriation-wrong/
«Вот почему культурная апроприация отличается от культурного обмена. Культурный обмен — это когда люди добровольно делятся элементами культуры, и при культурном обмене отсутствует динамика власти».
Согласна.

И, наконец, снова неприятная для меня штука:
«Западные женщины, хватит носить головные уборы коренных американцев, бинди, палочки в волосах, одежду в стиле кимоно, сексуализированные бурки и сари».
А теперь подождите минуточку.

Одна из перечисленных вещей сильно отличается от остальных. Все коренные американцы подвергались массированному насилию и колониальному геноциду, как и вся их культура (до такой степени, что от нее практически ничего не осталось, и почти все, что они сейчас делают, является лишь подобием прошлого, а не частью непрерывного наследия: 
http://kontextmaschine.tumblr.com/post/122751651518/someone-asked-about-that-german-cosplayers-bit).

Китайцев, японцев, индусов и арабов угнетают в западных странах, но при этом у них есть свои территории, где их культуры являются крайне доминирующими. Кроме того, китайская экономика, по некотором оценкам, уже опередила американскую, а Индия и Япония являются ведущими экономками третьего и четвертого мира. В Катаре самый высокий в мире уровень ВВП на душу населения. В списке по уровню ВВП Кувейт находятся прямо над Норвегией, ОАЭ находится выше Сан-Марино и Швейцарии, а Саудовская Аравия - выше Ирландии и Нидерландов. У Китая и Индии есть свои межконтинентальные баллистические ракеты и ядерное оружие!

(По общему признанию, они с США не могут друг друга уничтожить, поскольку американская противоракетная оборона была построена для защиты от России, которая имеет в 20 раз больше ядерного оружия, но они могут полностью поразить Европу во время второго удара). Как можно поставить в один ряд понятия «угнетенная культура» и «страну, обладающую ядерным оружием и одной из ведущих экономик мира»?
Нет, сейчас я не говорю о конкретных людях, живущих на Западе, и о расизме, с которым они сталкиваются — это действительно является очень серьезной проблемой — я говорю о том, что на определенной территории существует доминирующая культура, к которой они относятся. Даже если вы растянете определение угнетения, чтобы включить в него колониальную травму Индии, войны на Ближнем Востоке и влияние США на Японию после Второй Мировой, это никак не связано с Китаем. Не важно, каким определением понятия «культурная апроприация» вы пользуетесь - у вас все равно нет никаких оснований для защиты от апроприации китайской культуры как таковой. И все же люди говорят об этом — они явно настроены защищать китайскую культуру от апроприации. Значит, речь идет о чем-то другом... еще одна путаница.

Что самое интересное, примеры с китайской и японской культурой наглядно демонстрируют, что некоторые борцы с культурной апроприацией явно предвзято относятся к западной культуре, потому что когда мы наблюдаем точное отражение описанной выше динамики в другом культурном контексте, это никого не волнует.

Доминирует ли китайская культура на территории Китая? Разумеется. Существуют ли там предубеждения касательно крайне маленького количества местных неазиатов (маленького по сравнению с количеством азиатов в преимущественно «белых» странах)? Конечно, существуют. 100% неазиатского населения Китая, Кореи и Японии (возможно, других стран тоже, но я этим не интересовалась), на вопрос: «Как вам кажется, когда вы сможете интегрироваться в общество?», ответят «никогда» (иногда в более мягкой форме). В этих странах вы просто не сможете сойти за своих. Иногда люди настроены довольно благожелательно (иногда эта «благожелательность» заключается в советах не ходить куда-то одному, а иногда местные и вовсе не стараются быть благожелательными). В японских городах, граничащих с портами, в которые часто заплывают русские моряки, или граничащих с американскими военными базами, можно встретить учреждения, в которые нельзя заходить белым людям. В США подобное запрещено уже на протяжении полувека!

Так что в этих странах ты всегда будешь чужаком, даже если ты там родился.

Испытывают ли культуры Китая и Японии влияние западных культур, которые они по-своему переделывают? Конечно, да, как и любые другие культуры мира. Но в Китае, Корее и Японии использование элементов западных культур — когда оно происходит — приобретает массовый характер. Как здесь: 
http://squid314.livejournal.com/198873.html.

Иногда это становится настолько массовым, что на набережной в Сан-Франциско вы можете увидеть множество пекарен с французскими вывесками, которые никак не связаны с Францией —они созданы и управляются китайцами. Конечно, они выпекают хлебобулочные изделия по европейским рецептам, но они все равно являются китайскими. При этом происходит типичная для культурной апроприации штука, когда большинство людей (благодаря которым окупается существование этих французо-китайских булочных и магазинчиков) предпочитает покупать апроприированную и измененную версию товара вместо оригинальной версии.

Скольких людей это по-настоящему волнует? Хм... думаю, таких людей нет, потому что в этом нет ничего плохого, и люди это понимают. Ни один француз (а французы, кстати, составляют явное меньшинство в Сан-Франциско) не оскорблен, ничья история не запятнана, все круто.

Иногда результаты присвоения настолько интересные, что, например, один из самых известных пианистов в мире, исполняющих западную музыку — это Лан Лан. Кстати, подобная музыка очень распространена в Корее (и, насколько я знаю, в Японии, но я не могу быть в этом уверена, потому что я там не была), и ее можно услышать везде, даже в лифтах. Эта музыка берется из других культур и вырывается из контекста. Лифт - это вам не зал с симфоническим оркестром, в котором вам выдают буклеты с биографией композиторов. И я уверена, что некоторые поклонники классической музыки посчитали бы довольно неприятными эти низкокачественно воспроизводимые отрывки из своих любимых классических произведений. Но кого это волнует? Никого, потому что музыканты, оскорбленные неправильным звучанием музыки, воспринимаются окружающими как дизайнеры, которые постоянно недовольны дизайном окружающих вещей — это неприятно, но с этим вынуждены сталкиваться многие профессионалы.

И, по-моему, японский и китайский вариант западной женской моды выглядит намного лучше, чем все творения западных модельеров. И, если уж мы заговорили о моде, рассмотрим стиль Лолита (Lolita). Это - смесь стилей викторианской Англии и французского Рококо с укороченными юбками. Этот стиль возник в Японии, после чего его переняли китайские дизайнеры. Идея была настолько удачной (например, процесс надевания подобной одежды стал намного проще, чем в оригинальном викторианском стиле), что число поклонников этой моды на Западе приблизилось к количеству поклонников одежды под Ренесанс для тематических фестивалей, которые популярны в США (Ren Faire). Иногда, правда, эти поклонники беспокоятся о том, не апроприируют ли они японскую культуру, от чего мне хочется стукнуть себя по лбу.

Еще более странной кажется мне другая ситуация. Китайцы смешивают стиль Лолита с ципао, и создают стиль Ки Лолита (Qi Lolita), а японцы добавляют элементы кимоно, в результате получая стиль Ва Лолита (Wa Lolita). Знаете, кто в итоге обижается? Западные Лолиты, которые почему-то решили, что китайцы апроприировали собственную культуру. Мда... но это еще не все.

В стиле Готическая Лолита (Gothic Lolita) используются кресты, четки и другие христианские атрибуты. Но кто на это обижается? Ладно, консервативные христиане крайне редко интересуются подобными вещами, а если и интересуются, они явно остаются недовольны. Но именно на «культурную апроприацию» никто не жалуется. Почему? Потому что люди, знающие термин «культурная апроприация», крайне редко бывают консервативными христианами. Кроме того, эти люди явно недолюбливают консервативных христиан.
А никто не заботится об оскорблении чьих-то чувств, если это не их собственные чувства.

И это приводит к серьезным пробелам в аргументации, которую используют в (на первый взгляд последовательных и обоснованных) дебатах о культурной апроприации — не делайте что-то, если это оскорбляет других людей.

Ведь просто считать что-то оскорблением недостаточно. Думаю, ни для кого это не новость. Гомофобам часто кажутся оскорбительными поцелуи геев. Самый желательный ответ в такой ситуации: «Жаль, что на вас это производит такое впечатление, но мне важно делать то, что я делаю, так что вам остается только не смотреть на меня или изменить свои взгляды». Самый распространенный ответ: «Я буду целоваться рядом с тобой пока ты не начнешь блевать, гомофобная тварь». В либеральной идеологии* существует устойчивое (но не всегда явное) убеждение, что для того, чтобы считать оскорбляющую человека вещь морально неправильной, недостаточно чьих-то обид — иногда либералы даже считают добродетелями те вещи, которые оскорбляют часть населения. Но эта позиция зачастую «забывается», когда дело доходит до собственных убеждений этих либералов, и они сами строят свою аргументацию на «оскорбленных чувствах».

Я не пытаюсь доказать, что совершенно нормально носить головные уборы американских индейцев — мне это кажется неприятным и ненужным — но некоторые люди должны либо массово пересмотреть свое отношение к таким вещам, как гей-прайды, либо изменить свою аргументацию по поводу культурной апроприации, и говорить о чем-то помимо того, что «КА оскорбляет людей».

Подводя итоги: когда люди говорят о культурной апроприации, они склонны постоянно совершать одну и ту же ошибку. Помимо примеров с культурой коренных американцев, основные аргументы о КА совсем не подходят под определение. Кроме того, я замечаю проблемы иногда даже с приемлемой аргументацией, и я склонна предполагать, что большая часть вреда (если не весь вред), причиненный культурной апроприацией, напрямую связан с расизмом. Но даже если мы примем логичные определения того, что такое культурная апроприация, нам придется согласиться, что большая часть того, что люди называют культурной апроприацией, таковой не является.



___
*Борцы с КА, чаще всего, являются левыми самых разных направлений, а не либералами. (примечание Айман Экфорд).


На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.