воскресенье, 10 сентября 2017 г.

Айман Экфорд: "Как можно принадлежать к "чужой" культуре. Ответы на часто задаваемые вопросы"

С тех пор, как я стала говорить о том, что моя культура не соответствует той, которую приписали мне в детстве, я столкнулась с серьезнейшей критикой. Люди считают, что я не могу говорить за себя, и что я не понимаю, о чем говорю.
Как активист за права инвалидов и ЛГБТ-активист я знаю, что это такое. Мои слова, основанные на личном опыте и раньше сводили к банальному «так не бывает».
Но даже в дискуссиях с теми, кто поддержал меня, возникло много вопросов и нюансов, на которые я хотела бы обратить внимание.
Итак, вот мои ответы на вопросы и утверждения о моей культурной принадлежности и моей культурной идентичности. Они могут быть похожи на единый текст, но справедливости ради стоит заметить, что это не описание состоявшегося в действительности разговора. Я просто перечислила распространенные вопросы и аргументы из отдельно взятых бесед.
Мои ответы основаны исключительно на моем опыте. Я точно не хочу создавать образ «Единственно Правильного «Извращенца», Который Не Усвоил «Родную» Культуру». Так что, читая мои ответы, не забывайте, пожалуйста, что мой опыт не универсален. Он может совпадать с опытом других людей с подобной особенностью, но он точно не распространяется на опыт всех людей, чья культура отличается от приписываемой им в детстве.




1) Как ты можешь заявлять, что ты принадлежишь к другой культуре, если культура является на 100% социальным конструктом?
«Социальный конструкт» и «несуществующее явление» - разные вещи.
Языковые системы – это социальные конструкты. Любая политическая и законодательная система – это социальные конструкты. Биологический пол - это социальный конструкт, состоящий из множества отдельных факторов (гонадного, хромосомного, акушерского пола, вторичных половых признаков и т.п.).
Мы живем в мире социальных конструктов. И пока существует человечество, этот мир реален. Да, культура – это социальный конструкт. Но культура влияет на наше поведение и наше восприятие мира. Это значит, что она существует. И это значит, что конкретная этническая или национальная культура может подходить либо не подходить конкретному человеку.


2) Да, но почему ты считаешь, что существует «врожденная культура»? Человек не может родиться пуштуном, точно так же, как он не может с рождения говорить на китайском языке!
Конечно же, культура не может быть врожденной! Я никогда не говорила и не писала о том, что культура и культурная идентичность может быть «врожденными».
Культура формируется в процессе взросления, но она может формироваться по-разному. Человек может скопировать культурные нормы и поведение, наблюдая за родителями. Либо культурные нормы и поведение могут формироваться у него самостоятельно, на основании того, что ему ближе из окружающей его действительности. И если ему окажутся ближе нормы в иностранных фильмах, или нормы, до которых он каким-то образом додумается сам, у него не будет родительской культуры. У него сформируется своя собственная культура, которая может быть похожа либо не похожа на существующие в мире культуры.
Культурная идентичность появляется гораздо позднее, когда человек сравнивает свою личную культуру с существующими в мире культурами.
Подробнее я писала об этом здесь.

3) Но ты сравниваешь культуру с гендером, а гендер врожденный. Он обусловлен биологией.
Начнем с того, что гендер, как и культура, является социальным конструктом.
Точно так же, как человек не рождается русским или евреем в культурном плане, человек не рождается «настоящим мужиком» или «настоящей бабой». В отрыве от культуры не может быть «мужчин с Марса» и «женщин с Венеры».
И культурные нормы, и гендер преимущественно обусловлены социализацией.
При этом у человека могут быть психические и неврологические особенности, которые в существующих социокультурных условиях, будут проявляться так, что он не будет вписываться в навязываемые ему культурные и гендерные рамки.
И из-за этих особенностей человек может не принять культурную социализацию точно так же, как другой человек (или этот же самый человек) может не принять гендерную социализацию.

4) Интерес к какой-либо культуре не обозначает, что ты к ней принадлежишь!
Совершенно согласна. Я даже написала отдельную статью на эту тему.

5) Может быть, у этих нейроотличных людей, о которых ты говоришь, не «другая культура». Они принадлежат к той культуре, в которой их воспитали, просто у них есть специальный интерес к другой культуре.Я никогда не интересовалась американской культурой. При этом, как я писала в статье, на которую я привела ссылку выше, у меня есть специальный интерес к культурам Ближневосточных стран, к которым я не принадлежу.
У других аутичных людей все может быть иначе.
Человек может интересоваться своей культурой. Человек может интересоваться чужой культурой. Человек может интересоваться одной из своих культур, если он не принадлежит ни к одной из существующих культур, но одни культуры ему ближе, чем другие.
Человек может начать интересоваться какой-либо культурой от того, что почувствует с ней такую же близость, какую чувствую я по отношению к американской культуре. Ведь гораздо больше шансов заинтересоваться тем, что тебе близко, и начать это изучать, чем заинтересоваться далекой тебе культурой. И утверждать, что специальным интересом аутичного человека не может быть его культура (вне зависимости от того, родился он в ней или нет) является крайней степенью эйблизма, потому что вы отрицаете, что то, что очень важно человеку, чем он живет и на что тратит уйму времени, может напрямую касаться его жизни.

.6) Так, значит существуют люди, которые действительно не принадлежат ни к одной из существующих культур?
Да, и думаю, что их немало. Очень многие мои аутичные знакомые переняли или воссоздали элементы самых разных культур, но при этом они не подходят ни к одной из существующих культур. Думаю, среди людей, которые в детстве не перенимают культуру своего окружения, большинством будут те, которые не принадлежат ни к одной конкретной культуре. Случаи, когда человек может вписаться в определенную существующую культуру, при этом, не скопировав ее в детстве, довольно редкие. Для этого необходимо совпадение множества отдельных культурных элементов.

7) Почему ты говоришь о всех людях, которые чувствуют свою принадлежность к другой культуре, а не только о тех, кому, как и тебе, близка Западная культура, в которой они не родились? Ведь разговор о том, что человек может быть пуштуном, родившись в России, гораздо более опасный, чем разговор о том, что человек, родившийся в России, может быть американцем.
Ну, во-первых, в разных социальных группах могут быть разные табу. Среди «ватников», которые сейчас считают США своим врагом номер один, моя американская культурная принадлежность и идентичность будет рассматриваться как предательство Родины. А среди «леваков», говорящих о таких вещах как культурная апроприация, большей стигмой будет принадлежность белого человека к культуре пуштунов.
Так почему я говорю о людях, которые могут принадлежать к маргинализированным культурам, несмотря на то, что они родились в доминирующей культуре? Я говорю о них по той же самой причине, по которой я защищаю права других аутичных людей, или других ЛГБТ+. Эти люди имеют ту же стигму, что и я, или очень похожую стигму. Они страдают от того же, от чего страдаю я. Я говорю о них потому, что они во многом похожи на меня. И потому, что нам может помочь разрушение одних и тех же стереотипов.

8) Да, что насчет культурной апроприации? Когда вы берете элементы другой культуры, вы отнимаете их у местного населения, присваиваете их себе!
Как бы вы ни относились к проблеме культурной апроприации, вы должны признать, что у любого человека есть право использовать элементы своей культуры.
Даже если он выглядит как нетипичный представитель данной культуры. И даже если его родители к данной культуре не принадлежали.

9) Но почему из всего многообразия культур вы не можете выбрать те культуры, которые не были дискриминируемыми? Почему "гипотетический" русский Вася не может перестать быть пуштуном и стать, например, французом?
Потому что это так не работает. Этот Вася не думал о том: «О, кем бы мне стать? Почему бы мне не назвать себя пуштуном? Да, давайте я буду пуштуном».
Он просто рос в русской семье, не перенимая русские культурные нормы. Вероятнее всего, у него появился свой собственный аналог русских моральных принципов, привычек и традиций. Возможно, на формирование его культурных особенностей повлияла информация, которую он знал о пуштунах, а возможно и нет. Возможно, он о них вообще ничего не знал. Возможно, он узнал о пуштунской культуре только во взрослом возрасте, и понял, что благодаря череде очень странных совпадений в культурном отношении он является пуштуном.
В любом случае, его культура сформировалась в глубоком детстве, точно так же, как и ваша. И он не может перестать быть пуштуном по собственному желанию, примерно как человек, который перенял русскую социализацию от своих родителей, не может по собственному желанию стать французом. И если вы почитаете записки многих иммигрантов, чья культура сформировалась за счет копирования, то поймете, что они не смогли стать французами даже спустя годы жизни во Франции.

10) Как Вася может быть пуштуном, если он принадлежит к той группе людей, которые устроили их геноцид?
Во-первых, русские не устраивали целенаправленного геноцида пуштунов (что не отменяет того факта, что они убили множество пуштунов во время войны в Афганистане). Во-вторых, и это самое главное, на каком основании вы считаете, что Вася русский? Да, у него русское имя, он родился в России и его родители были русскими. Но при этом он не усвоил русскую социализацию, он не понимает русскую культуру и, возможно, он был бы готов умереть, чтобы предотвратить войну в Афганистане, и убивать русских на этой войне ради того, чтобы спасти представителей своего народа.
И, кстати, если уж Вася должен отвечать за преступления политиков, которые начали войну просто потому, что он родился на том же куске земли, что и они, и потому, что у них один цвет кожи, возможно, вы считаете, что я в ответе за гомофобные речи Санкт-Петербургского депутата Виталия Милонова? Ведь не имеет значения, что я лесбиянка и ЛГБТ-активист – мы же с ним живем в одном городе, и у нас одинаковый цвет кожи. Это важнее всего остального, верно?

11) Но все равно у Васи есть привилегии, которых никогда не было у пуштунов…
Да, но при этом Вася имеет полное право отказаться от этих привилегий по собственному желанию. Или отказаться от части привилегий (ведь среди пуштунов тоже есть более и менее привилегированные люди).
.
Стоит также заметить, что очень часто люди, которые принадлежат к угнетенному народу действительно готовы разделить с ним угнетение, и вместе бороться против этого угнетения.

12) Как Вася может быть пуштуном, если у него нет того опыта угнетения, который есть у пуштунов?
Начнем с того, что нет единого, однородного опыта угнетения пуштунов. Примерно как нет единого, однородного опыта дискриминации аутичных людей – некоторые аутичные люди практические не сталкивались с эйблизмом, а другие из-за него заканчивали жизнь самоубийством, но это не значит, что первая категория людей менее аутична, чем вторая.
Но вернемся к вопросам угнетения народов.
Вероятнее всего, вы знаете о том, что в Европе 18 и 19 века свирепствовал антисемитизм. И если вы считаете, что человек не может быть пуштуном только потому, что он не испытал того же угнетения, которое испытали большинство пуштунов, то, вероятно, Ротшильды второго и третьего поколения не являются евреями, просто потому, что они не испытывали того угнетения, которое испытали другие европейские евреи. (Тем, кто не знает историю семьи Ротшильдов, хочу объяснить, что Ротшильды являются еврейской династией, большинство членов которой гордится своим еврейским происхождением и следует еврейским (иудейским) традициям).

13) Но что, если пуштуны не посчитают Васю своим? Какое ты имеешь право решать за них?
А что, если трансгендерная женщина встретится с феминистками, которые не посчитают ее своей? Что, если ее по-прежнему будут считать мужчиной ее мать и сестры? Перестанет ли она от этого быть женщиной?
И, в конце концов, с каких это пор другие люди имеют право определять идентичность человека? Тем более, как я говорила выше, то, что Вася является пуштуном – факт, который никто не сможет отменить.
Если Васю не примут пуштуны, это может стать для него серьезной проблемой. Но, в конце концов, это личное дело Васи и тех пуштунов, с которыми он будет общаться. Не ваше, и не мое, а их.

14) Но почему человек просто не может оставить в покое и без того угнетенный народ! Если он действительно его любит и понимает, он не должен им мешать!
А почему вы считаете, что Вася мешает пуштунам тем, что у него белая кожа и он родился в России? Думаю, большинству пуштунов этот Вася глубоко безразличен.
Но главное не в этом. Главное в том, что вы не понимаете, что значит всю жизнь притворяться, что ты принадлежишь к другой культуре и испытывать культурную пропасть. Что значит постоянно жить среди тех, чью культуру ты не понимаешь! И это меня очень сильно раздражает.
Почему вы считаете, что жизнь этого абстрактного Васи не имеет значения? Почему вы хотите пожертвовать ею… ради чего? Ради спорных социологических теорий?

15) Это ты не понимаешь, о чем ты говоришь! Ты просто романтизируешь американскую культуру! Ты ни разу не была в США, и ты игнорируешь опыт тех русских мигрантов, которым тоже вначале нравилась Америка, а потом они поняли, что они в ней чужие.
Да, а еще я, видимо, игнорирую опыт миллионов трансгендерных мужчин по всему миру. И вот почему. Я родилась с женскими половыми признаками, и у меня бывает депрессия. Некоторым трансгендерным мужчинам нужен переход (операция, гормонотерапия, смена имени и т.п.). И  у некоторых депрессия прошла после того, как они стали колоть себе тестостерон.
И это значит, что мне тоже надо его себе колоть, верно? Как я могу утверждать, что мне он не поможет, если я даже не пробовала? Такова ваша логика?
Но я точно знаю, что я не мужчина, и я точно знаю, что мне не нужен переход, который нужен некоторым трансгендерным людям. И у меня нет гендерной дисфории. Мои психические проблемы имеют другую причину. Я не игнорирую ничей опыт, я просто говорю, что опыт других людей может мне не подходить.
Я знаю, что я не русская. Я знаю, что моя культура американская, и что это проявляется в мелочах. И я много писала об этом.
И, более того, я писала о том, что я не романтизирую США и американскую культуру. Я перевожу уйму статей, в которых сказано, какие в США есть проблемы. Я часто критикую американских политиков. И я часто бываю недовольна результатами американских соц.опросов. Как и многие американцы, я понимаю, что в США далеко не все хорошо.


16) Но ты не сможешь понимать язык жестов и язык тела американцев! И у тебя точно возникнет языковой барьер. Поэтому ты не можешь быть американкой.
Я никогда не понимала язык тела. Я крайне плохо понимаю эмоции по лицам людей. И мне всегда было сложно формулировать свои мысли словами. Фактически, у меня был языковой барьер все мое детство. Но при этом вы все равно считаете, что я была русской.

17) Но что, если ты ошибаешься? Что, если очень многие люди, считающие, что они принадлежат к другой культуре, ошибаются? Что, если они путают простой интерес с культурной принадлежностью?
В моем случае это крайне маловероятно. Если говорить о других, то, вероятно, у некоторых людей был подобный опыт.
Бывают люди, которые не сразу осознают свою сексуальную ориентацию. Бывают люди, которые не сразу понимают, какой у них нейротип – и зачастую эти люди оказываются неправильно диагностированными. Некоторые люди совершают трансгендерный переход, а потом осознают, что это было ошибкой.
Подобные случаи бывают всегда. Не все люди могут сразу разобраться в своих ощущениях.

18) Как тогда можно говорить о чьей-то культурной идентичности? Как понять, осознает ее человек или нет?
В вопросах инвалидности есть такой термин как «наименее опасное предположение». В случаях, в которых неизвестен уровень интеллекта и степень понимания человека, предполагается, что человек понимает, что происходит вокруг него, чтобы не нанести вред этому человеку. Думаю, этот термин надо понимать гораздо шире. Надо говорить с человеком, предполагая, что он правильно себя определяет и что в разговорах о себе он понимает, о чем говорить.
Если человек говорит, что он гей, или что он итальянец – просто поверьте ему.
Возможно, он ошибается. Но обесценивая нынешний опыт человека, вы не поможете ему понять себя.

19) Но разве подобные ошибки не опасны?
Они могут быть опасны в случаях иммиграции, но, чаще всего, у человека есть шанс вернуться. И обычно они не опаснее простой иммиграции в чужую страну. Человек просто разочаровывается и учится преодолевать культурную пропасть. Но даже если бы подобные ошибки были гораздо опаснее, вы не смогли бы их предотвратить.
Кроме того, культурная «социализация» (или то, что ее заменяет) и культурная идентичность могут не совпадать. Например, я встречала много космополитов с явно советской социализацией. Или бывают случаи когда, скажем, немец принимает гиюр и становится евреем, но при этом у него сохраняются элементы немецкой социализации. И в этом нет ничего плохого.

20) Ты сейчас говоришь о том, как культура формируется у аутистов. Но ведь нейротипик может принадлежать только к той культуре, в которой он воспитывался!
Важно помнить, что не все нейроотличные люди являются аутичными. И могут быть неаутичные люди, у которых, так же, как и у многих аутистов, механизм подражания и копирования работает нетипичным образом. Кроме того, само понятие «нейротипик» является социальным конструктом. Нейротипики – это те, чье устройство мозга и нервной системы вписывается в доминирующее среди специалистов понятие о норме. Некоторые вещи у «нейротипиков» могут быть довольно нетипичными, но они считаться нормой или списываться на другие особенности, потому что их еще никто не изучал.
Кроме того, культурная принадлежность может формироваться по-разному, и вы никогда не сможете сказать наверняка, почему человек относит себя к той или иной культуре.
У меня есть нейротипичная знакомая еврейка, которая выросла в русской семье. При этом во время общения с ней я не замечала ни одной причины, которая могла бы заставить меня усомниться в корректности ее еврейской идентичности.
Да и какое вообще вы имеете право ставить под сомнение идентичность человека? Это ведь личное дело каждого!


21) Но если есть другие люди, которые не относят себя к той культуре, в которой они воспитывались, то где они все? Почему о них ничего неизвестно?
А почему трансгендерные люди оставались невидимыми на протяжении столетий? Почему практически ничего неизвестно об аутичных людях, которые жили до двадцатого века?
Когда я опубликовала статью с критикой риторики, которую часто используют люди, борющиеся с культурной апроприацией, мне написало несколько человек, в том числе те, кого я никогда не знала. Они высказались в мою поддержку. Некоторые из них написали, что они во всем или во многом согласны со мною, но прежде  боялись высказывать подобную позицию. Прочтите это еще раз – люди боялись озвучивать свою позицию, когда речь шла о культурной апроприации. Что уж говорить о тех, кто чувствует свою принадлежность к другой культуре, или кто не принадлежит ни к одной из существующих культур?

Люди боятся – боятся, что с ними "что-то не так", боятся давления как со стороны консервативно настроенных знакомых, так и со стороны «антирасистов». Некоторые из них, возможно, смогли прижиться в той культуре, к которой они изначально принадлежали, и скрывают факты из своего прошлого. Некоторые из них стараются принять культуру своих близких, потому что боятся потерять свою семью. А некоторые говорят о своем опыте открыто, но их слова игнорируют.

Я практически уверена, что некоторые исторические личности не принадлежали к той культуре, которую им приписали в детстве.

Но на эту тему нет систематизированных научных исследований. А главное, крайне мало людей, которые готовы говорить о своем опыте. Так что пока у нас нет своих собственных теорий.

22) Зато существуют теории о том, как вредна культурная апроприация. И если эти теории существуют, а твои – нет, может ты просто выдумываешь проблемы?
Раньше существовали теории о том, что черные люди глупее белых, а женщины глупее мужчин. Эти теории были опровергнуты, как и многие другие теории, в том числе естественнонаучные теории, которые оказывались несостоятельными для описания реальности. Если в теории не учитывается определенное явление, то проблема в теории, а не в этом явлении.
Но если вас не убедило все, что я писала ранее, то, вероятно, я уже не смогу вас убедить. И поэтому больше не намерена вести с вами этот спор.