суббота, 15 июля 2017 г.

Как южноазиатские буддисты относятся к гомосексуальности?

По материалам City Light Chiang MaiПодготовлено специально для Nuntiare.org
Буддийские монахи и человек в европейской одежде

Я недавно в Тайланде — всего тридцать дней прошло с тех пор, как я ступил на тайскую почву. Для мне все загадочно, пугающе и очень странно.
Я вырос в Европе в турецко-датской семье. Меня воспитывали в авраамической традиции: мать была формально христианкой, отец — очень умеренным мусульманином. И в христианстве, и в исламе гомосексуальность чаще всего считают грехом. Но что об этом думают буддисты? Я решил поехать и спросить у них.
Что-то я пробовал узнать сам, но не мог найти ничего в буддистских священных текстах по этому вопросу. Поэтому я отправился на «Разговор с монахами». Это мероприятие проходит в Ват Суан Доке три раза в неделю. На нем любой может задать монахам вопросы о религиозных убеждениях. Я сел напротив Тхурии, двадцатишестилетнего монаха из Бирмы. Тхурия — последователь ветви Теравада, самого старого направления буддизма и возможно, самого близкого к оригинальному учению Сиддхарты Гаутамы. Монах посмотрел на меня напряженно, изучающе, когда я спросил его о том, говорил ли Будда о гомосексуальности.
«Во времена Будды гомосексуалов не было, поэтому наш великий учитель ничего не говорил об этом; потому сложно обсуждать это с буддистской точки зрения. Но я должен сказать, что в современном буддизме считается, что гомосексуальность недопустима, потому что это сексуальное нарушение», — объяснил Тхурия после долгой паузы.
Я чувствовал, что ему не очень комфортно говорить об этом, хотя он и уверил меня в том, что все в порядке. Я решил копнуть глубже и спросил, как он объяснит то, что некоторых людей влечет к людям того же гендера.
«Ну, если в одном из своих существований человек не удерживает от сексуальных нарушений, то у него портится карма в том, что касается сексуальности. Поэтому в текущей жизни он может быть реинкарнирован как ни мужчина, ни женщина, а как гомосексуал — что-то между», — ответил он.
Я читал, что буддисты верят не в грех, а в причину и следствие. Еще я знаю, что Будда в основном думал о страдании и о том, как прекратить его, как достичь просветления. Часть решения проблемы страдание — следование пяти (или восьми) заповедям. Нельзя убивать, воровать, лгать, воздерживаться от употребления веществ, затрудняющих самоконтроль; также нужно воздерживаться от дурного сексуального поведения. Тхурия упомянул, что в его вере гомосексуальность воспринимается как нарушение этой последней заповеди. Но все ли гомосексуальные отношения воспринимаются так? Даже моногамные?
«Это сложный вопрос. Как я это вижу, если, к примеру, двое мужчин находятся в моногамных отношениях, то это может и не быть плохой кармой или нарушением заповеди. Но я не уверен», — сказал монах.
Я новичок в этой системе верований, поэтому принял искреннее объяснение монаха. Но все же я продолжал думать: чисто ли его суждение, или на него влияет тайская культура? Чтобы лучше понять это, я отправился в Университет Чиангмая. Там меня встретил преподаватель философии и религии, Сомвэнг Кевсуфонг (Somwang Kaewsufong). Он подтвердил, что Будда никогда не затрагивал тему гомосексуальности — об этом ничего не говорится ни в устной традиции, ни в текстах. Потом он раскрыл то, что Тхурия говорил о плохой карме:
«Для вас это может прозвучать сексистски, но в буддизме высшая форма физического существования — это мужчина. Только «естественный» мужчина может достичь просветления и стать Буддой. Поэтому если человек рождается «где-то между», то это, должно быть, из-за плохой кармы, поскольку увеличивает страдания».
Я задумался о том, почему гомосексуальности увеличит страдания человека. Наверняка есть множество гомосексуальных людей, которые ведут хорошую жизнь с любимым партнером, детьми и свободой быть собой.
«В буддизме материальные блага, физическое удовольствие, социальный статус не равны внутреннему состоянию. Если гомосексуальные люди сталкиваются с нетолерантностью, если они не могут достичь определенных свобод в жизни, если в них есть внутренняя борьба с собой, то можно сделать вывод о том, что им нелегко, и они не могут найти мир», — объяснил ученый.
Я, европеец, подумал вот о чем: если я, гетеросексуальный человек мусульманского происхождения, публично заявлю о том, что гомосексуальность приводит к страданию и вызвана дурным сексуальным поведением, меня сочтут гомофобом. Получается, что буддисты гомофобны?
«Ничуть. В буддизме все равны, у всех есть право стремиться к главной цели: очистить разум от жадности, ненависти и иллюзии», — сказал ученый.
Я покинул офис Сомвэнга, ничего не понимая. Получается, в буддизме нет никаких четких указаний о том, как относиться к гомосексуальным людям. Возможно, эта вера открыта к интерпретации, а возможно есть те, кто думают, что открыли новую заповедь…
Мы можем никогда не узнать о том, что думал о гомосексуальности Сиддхарта Гаутама. Все тексты были записаны сотни лет спустя после его физической смерти, хотя он и признается одним из величайших умов человечества.