суббота, 10 декабря 2016 г.

Квин Норман Кейпес-Иву: «Проверочный список привилегий взрослых»

(Примечание переводчика: мужской род в тексте образован от слова «ребенок», сам текст является гендерно-нейтральным и актуален для несовершеннолетних людей любого пола и с любой гендерной идентичностью)

Источник: Humanities
Приведенный ниже проверочный список привилегий впервые опубликован Квином в его блоге Shut Up, Sit Down.

Будучи ребенком:

1. Я лишен права голоса несмотря на то, что правительство принимает решения, касающиеся моей жизни и жизни таких людей, как я.

2. Если мне нужен опекун, он или она не будет моим ровесником.

3. Если я не угодил своим опекунам, физическое наказание по отношению ко мне считается нормальным, приемлемым или даже желательным.
- Во многих учебных заведениях ко мне совершенно законным образом могут применить физическое наказание.
- Если кто-то из близких людей меня бьет, это, вероятнее всего, не будет считаться насилием.
- Вероятнее всего, я меньше и слабее того, кто на меня нападает, и я не смогу постоять за себя.
- Если окружающим не нравится, как я себя веду (или если мой опекун не хочет находиться в том месте, которое мне нравится), считается совершенно приемлемым схватить меня и насильно «убрать» из нежелательного для другого человека места/ситуации.

4. Если на меня кричат, оскорбляют и унижают меня в моем собственном доме, это, вероятно, даже не будет признано несправедливым и насильственным поведением.
- Мои физические и психические потребности часто не считаются чем-то значимым или важным.
- Если я разозлен или расстроен, другие не воспринимают это всерьез, и относятся к моим чувствам с покровительственным снисхождением.

5. В экономическом отношении я практически полностью зависим от других.
- У меня нет права распоряжаться семейными финансами,  решать, когда и на что можно тратить семейный бюджет.
- Я могу зарабатывать деньги только с разрешения взрослых, и даже тогда взрослые за ту же работу получают больше денег, чем я.

6. Когда я высказываю свое мнение, меня часто игнорируют или пытаются заставить замолчать.
- Если я нахожусь среди взрослых, и попытаюсь что-то сказать, меня либо попросят замолчать, либо не будут воспринимать всерьез, и будут говорить со мной в покровительственном тоне.
- Когда я говорю, считается абсолютно приемлемым при мне «интерпретировать» мои слова, или пытаться заставить меня замолчать.

7. Когда я демонстрирую несоответствующее возрасту поведение, другие люди считают его неприемлемым.
- Если я веду себя в публичном месте слишком шумно или активно, чем положено для людей моего возраста, люди могут насильно выгнать оттуда меня и моего опекуна.
- Если я веду себя в публичном месте не так, как принято вести себя людям моего возраста, другие будут ставить под сомнение мое право находиться в этом месте.

8. Когда я говорю что-то публично, другие люди оценивают по моим словам мнение всех людей моего возраста.

9. У меня нет права на то, чтобы выражать свои мысли так, как я хочу. Если я использую «неприемлемые» слова, меня, в отличие от взрослых, могут за это наказать.

10. Если я страдаю от психического расстройства, то, вероятно, эти проблемы не воспримут всерьез и спишут на мой возраст.

11. Взрослые, чаще всего, считают, что у них есть полное право преследовать меня.
- Взрослые могут насильственно говорить со мной даже тогда, когда я ясно даю понять, что не собираюсь разговаривать.
- Взрослые имеют право прикасаться ко мне (взъерошивать мои волосы, трепать меня по щеке), не спрашивая у меня на это разрешения.

12. Общество и СМИ, чаще всего, выставляют таких, как я в негативном свете.
- В СМИ люди вроде меня, чаще всего, изображены как ленивые, невежественные и склонные к преступлениям.

13. Люди часто принимают решение от моего имени, и при этом они говорят мне, что они лучше меня знают, что мне нужно.

14. В этом мире все рассчитано не на мой размер.
- Мне сложно найти сидение или кресло, которое было бы рассчитано на человека моего размера.
- Выключатели, ручки окон, кнопки на унитазах и краны на раковинах могут быть не приспособлены для людей моего роста, так что мне может быть сложно до них добраться.
- Когда я захожу в уборную, я даже не могу быть уверен, что я смогу запереть дверь на защелку или дотянуться до туалетной бумаги.
- Велика вероятность, что я попаду куда-нибудь, откуда я не смогу выбраться без посторонней помощи.
- Большая часть столового серебра, сервизов, тарелок и стаканов не приспособлена для того, чтобы её удобно было держать в руках людям с моим размером ладони.

15. Если я сижу в кафе или в ресторане, или если я иду в кино, вероятно, меня будут обслуживать дольше, чем мне хотелось бы, но если я буду при этом вести себя привычным образом или сделаю замечание, это, вероятно, вызовет только грубые комментарии и косые взгляды.
- Если мне покажется, что я слишком долго жду, когда мне принесут еду или когда начнется развлекательное мероприятие, то к моим словам не отнесутся с должным пониманием,  и не попросят у меня прощения за задержку.
- Если я буду говорить с набитым ртом, люди спишут это на мой возраст.

16. У меня может еще не быть опыта понимания неписаных правил поведения в общественных местах, они могут казаться мне неестественными, и мне может быть сложно им следовать, не причиняя при этом себе страданий.

17. Мне может быть сложно свободно говорить на родном языке, и другие носители моего родного языка не всегда могут понимать то, что я говорю.
- Считается абсолютно нормальным смеяться над выбранным мною языком, над словами, которые я выбираю и над тем, что я не могу сказать то, чего хочу.

18. Обычно я не имею права выбирать, где я буду получать образование (а еще как я буду получать образования, и должен ли я вообще его получать). Если меня послали в школу, я обязан там находиться, вне зависимости от того, нравится мне это или нет. Если же взрослые переведут меня на домашнее обучение, то я буду обязан учиться дома, даже если я предпочел бы ходить в школу.
- Если я опоздал в образовательное учреждение, в которое меня обязали ходить, то мне будет сделан выговор, даже если опоздание произошло по вине моего взрослого опекуна.
- Мне практически никогда не разрешают выбирать, что именно я буду учить, в каком темпе я буду это учить, и как будут проходить занятия.
- Мне ставят оценки, якобы оценивающие мою учебу, которые зачастую основываются на вещах, которые от меня не зависят – например, от действий других учеников, от моих опекунов, от того, насколько мне доступен учебный материал, и т.п.

19. Если я плохо себя чувствую, возможно, я не смогу объяснить это своему опекуну. Если же я даже смогу ему это объяснить, меня могут неправильно понять, или не отнестись к моим проблемам серьезно.
- Если мне нужна помощь врачей или мне нужно попасть в больницу, то я не могу обратиться туда самостоятельно; в этих вопросах я полностью зависим от своего опекуна.
- Медицинские работники зачастую игнорируют меня, обсуждая мое состояние, проблемы и потребности исключительно с моим опекуном.
- Я не имею права на принятие решений, касающихся моего здоровья. Право на принятие медицинских решений полностью принадлежит другим людям (чаще всего, моим опекунам).
- Если я беремен_а и мне надо сделать аборт, то на это мне нужно разрешение совершеннолетних опекунов, несмотря на то, что их отказ иногда может быть очень опасен.

20. Я не могу самостоятельно обеспечивать свои телесные потребности (обеспечивать себя жильем, едой, водой, решать вопросы, связанные с походом в туалет, здравоохранения и укладывания спать) – в этом я либо завишу от взрослых, либо у взрослых есть право вмешательства в эти вопросы.
- Я часто вынужден есть ту еду, которую я не люблю.
- Люди могут меня насильственно кормить, и это не будет считаться насилием.
- Мои опекуны имеют право решать, когда я должен ложиться спать, и когда я должен вставать (причем зачастую это произвольные, необоснованные решения, и часто я не могу на них повлиять).
- Я не могу выбрать место жительства – дом, в котором я живу, его интерьер, расположение мебели, и т.п.
- Часто у меня нет права принимать решения, касающиеся моей внешности – одежды, прически, и т.п.

21. Зачастую у меня нет права выбора религии.

22. Если я хочу провести время с другим человеком, зачастую мне надо просить на это разрешение опекунов, или даже мне нужна их помощь для того, чтобы организовать эту встречу.
- Если я не хочу проводить время с каким-то человеком или какими-то людьми, у меня не всегда есть возможность их избегать.

23. Мне могут не предоставлять информацию, касающуюся моего сексуального развития, и меня могут явно дезинформировать в этих вопросах.
- Если моя сексуальная (и/или гендерная идентичность) не соответствует цисгетеронормативным стандартам, мне могут пытаться внушить, что это «плохо», и пытаться меня изменить. В данном случае считается приемлемым применение силы.
- Пока я не стану совершеннолетним, мне запрещено наслаждаться сексуальной жизнью и всем, что связано с сексуальностью.

24. Другие люди (особенно опекуны) могут забрать у меня мои личные вещи, и это не будет считаться воровством.

25. Если я нахожусь в публичном месте без сопровождения взрослых, случайный взрослый может остановить меня, решив, что меня надо кому-то сопровождать, и ограничить свободу моего передвижение, что тоже считается абсолютно нормальным, вне зависимости от моего собственного мнения и от мнения моих законных опекунов.

26. Меня имеют право ограничивать в том, какие фильмы я могу смотреть, вне зависимости от моего желания, и даже от мнения моих законных опекунов.

27. Проявление дискриминации и настороженного отношения ко мне, когда я иду в магазин или в любое другое публичное заведение, считается абсолютно приемлемым и даже «благоразумным».
- Мои вещи с большей вероятностью будут осматривать до/после/во время посещения магазина или любого другого публичного заведения, и это считается абсолютно нормальным.
_____

Смотрите также список статей о правах молодежи: Введение в антиэйджизм.