пятница, 9 декабря 2016 г.

Крис Нельсон: «5 методов, с помощью которых американская культура и американское общество проявляет газлайтинг по отношению к маргинализированным людям»

(Примечание администрации сайта: В постсоветской среде действуют те же самые методы газлайтинга, с некоторыми «оттеночными» различиями, за исключением пункта 2, который гораздо актуальнее для США, чем для постсоветского пространства. Вероятно, к большинству пунктов в постсоветских странах надо было бы привести другие примеры, и, возможно, некоторые пункты актуальны для нас больше, чем для США)

Источник: Everyday Feminism

Source: iStock
(Описание изображения: Девушка азиатской внешности с темными волосами сидит у окна. Источник изображения: iStock)

В нашем обществе есть строгая грань между приемлемым и неприемлемым.

Общество говорит нам о том, что нам «можно» носить, а что нет, о чем нам «можно» говорить, а о чем нет. Общество регулирует все, начиная от того, какие цвета нам могут нравиться, и заканчивая тем, на какой работе мы должны работать – фактически, общество пытается смоделировать, ограничивать и контролировать все аспекты наших личностей.

И хотя эти строгие грани являются разрушительными и имеют крайне негативные последствия, общество до сих пор не может признать существование вещей, не вписывающихся в эти грани.

И эта не вписывающаяся и отрицаемая реальность является частью моей жизни.

Везде, где бы я ни находил_ась, мне кажется, что каждый человек, мем, кино и статья говорят мне о том, что мое восприятие неправильное, и что, более того, что я «сумасшед_шая» (или, наоборот, что мое восприятие не может быть «правильным» просто потому, что у меня психический диагноз).

Подобное случалось со мной слишком часто. Всю мою жизнь я сталкивал_ась с подобным психологическим насилием.
Это психологическое насилие называется газлайтингом. Газлайтинг - это психологическая насильственная тактика, в которой используется ложь и игнорирование фактов, для того, чтобы заставить жертву усомниться в реальности происходящего ради сохранения над ней власти обидчика.

Этот инструмент насилия часто используется обществом для того, чтобы посеять семена сомнения в умах тех, кто угрожает установленной системе привилегий.

Если вы внимательно присмотритесь к тому обществу, в котором мы живем, то убедитесь, что оно скорее похоже на партнера-насильника, чем на заботливого опекуна.


Понятно, почему первый черновик этой статьи был написан в сухом, отстраненном и крайне рациональном стиле. Я начал_а писать эту статью в таком стиле от того, что я привык_ла, что окружающие меня люди игнорируют мои идентичности и политические взгляды, называя их «смешными» и «безумными».

Из-за этого я выработал_а для подобных разговоров специальный крайне логичный и даже клинический стиль. Потому что я знал_а, что только так меня могут воспринимать серьезно те, кто любит отрицать важность моего опыта и убеждений от того, что я говорю «слишком эмоционально».

Вот как это работает.

Наше общество часто использует доминирующие понимание культуры и политики для того, чтобы «стирать» существование практик, идентичностей и идеологий, которые угрожают системе, построенной на доминировании капитализма, гетеропатриархата и «белой» культуры.

Возможно, вы этого даже не замечаете.

Итак, вот пять способов, с помощью которых общество и доминирующая культура может вас газлайтить, и пояснения, что именно не так с подобными «убеждениями».




1. «ВАС НЕ СУЩЕСТВУЕТ».

В мире есть много людей, чьи идентичности, практики и идеологии не укладываются в узкие границы возможного, допустимые доминирующей культурой.

Мне, как небинарному человеку, часто доводилось слышать о том, что таких, как я, попросту не существует – что моя жизнь, мой опыт, моя идентичность и само мое представление о реальности попросту не могут существовать.

Мое восприятие регулярно подвергается сомнению в обществе, в котором все – от врачей до  телевидения – снова и снова говорят мне о том, что гендер является «объективной» и бинарной системой.

Точно так же, используя все доступные средства, от телевидения до научной литературы, культура говорит мне, что мои религиозные практики являются «абсурдными».

Если честно, я впервые задумал_ась о культурном газлайтинге как о политическом явлении, когда задумал_ась об охоте на ведьм. Мы говорили в школе о «ведьмах», и  о том, что их практики преследовались, в том числе за то, что считалось, что они представляют угрозу возникновению раннего капитализма. Теперь ведьмы беспомощны, потому что их никто не воспринимает всерьез, и они дискриминированы.

Это распространяется на все, что не приносит пользу (или угрожает) существующей системе. Это распространяется на большинство нехристианских религий, на интерпретацию снов, на верования, использующие народные лечения, на некоторые виды акушерства и даже на ненуклиарные семьи.

Культурный газлайтинг создает определенные представления о мире, исключающие не вписывающихся личностей и не вписывающиеся практики, и, более того, он не оставляет им места для существования.

Из-за этого те, кто осмелились верить в «невозможное» и выдвигать «абсурдные идеи», вынуждены постоянно сомневаться в своем восприятии, или постоянно сталкиваться с недоверием окружающих.

Но вы существуете - ваши практики и ваше восприятие тоже реально. Они очень важны. На самом деле, продолжение существования в рамках этого «невозможного пространства» и сохранение своих «невозможных» убеждений и верований уже является радикальным и революционным поступком.




2. «ВЫ НЕУДАЧНИК, КОТОРОГО ПРИНИМАЮТ ТОЛЬКО ЧЛЕНЫ СЕМЬИ/ ВАШЕГО СООБЩЕСТВА».

Недавно я решил_а сэкономить деньги, и провести лето в доме своей матери, чтобы не платить за аренду. Это поможет мне накопить деньги, которые были бы потрачены на коммунальные услуги и аренду (а я как раз давно хотел_а накопить деньги), и заодно даст мне доступ к маминым советам (этакая Поддержка Мамы ™).

Но, несмотря на то, что в моем случае и при моей ситуации это было правильным решением, я не мог_ла избавиться от беспокойства, потому что понимал_а, что из-за этого другие будут донимать меня тем, что мне «пришлось» проводить время с мамой. Даже если для меня это здоровое и приятное времяпровождение, полное стабильности.

Все дело в том, что современное общество учит нас, что успешные люди живут отдельно от своей семьи и сообщества.

В рамках западного понимания успеха, жизнь с мамой и папой считается «отстойной». Взрослых, которые живут с родителями, считают неудачниками в социальном и финансовом отношении.

Это понимание является не просто субъективным из-за его современного, западного и преимущественно колониального контекста, а и крайне вредным, потому что оно внушает людям, которые черпают силы из общения со своими друзьями и сообществами, что они «неуспешные» и «невезучие».

Эти стереотипы обманывают нас, внушая, что мы более сильные, когда у нас нет семьи и сообщества, тогда как на самом деле семьи и сообщества зачастую являются важным источником силы – особенно для тех, кто вынужден бороться с эксплуатирующим классом.

Капитализм  стал таким сильным, когда люди стали терять контроль над своей землей. Наша связь с семьей и с сообществом в более широком смысле этого слова может быть настолько сильной, что это станет первым шагом к модернизации системы, основанной на насилии, которая пытается разорвать эту связь и выставить ее «неправильной».

Это говорит нам то, о чем многие из нас уже знают. В семьях и сообществах заключена политическая и социальная сила. В мире, в котором у вас есть связь со своей семьей и/или сообществом, вы не будете чувствовать себя уязвим_ой к запугиванию общества, которое стремится подавлять вас одн_ого за друг_им.

Сообщество имеет такую силу, что оно может позволить нам собраться вместе, разрушить угнетающую систему, забрать власть у государства и вернуть ее людям.




3. «ВЫ НИЧЕГО НЕ СОЗДАВАЛИ».

Еще один вид системного угнетения заключается в использовании чужого культурного наследия при полном игнорировании источников формирования этого наследия.

В последнее время об этом явлении много говорят, и его называют «культурной апроприацией».

Этот тип угнетения оставляет сообщества без их истории, как те прекрасные вещи, которые они создали, сопротивляясь насилию, и которые были украдены у них теми, кто их угнетает.

Культурная апроприация постоянно говорит маргинализированным людям, что культура, с помощью которой они сопротивляются угнетению, им не принадлежит, и что эти творческие пути  сопротивления не являются их собственными путями сопротивления.

Как написала в своей статье «Что не так с культурной апроприацией» другая автор_ка Everyday Feminism и замечательный человек Маиша Z. Джонсон, культурная апроприация тривиализирует, а иногда и откровенно отрицает исторические травмы.

Обесценивая творческие виды борьбы с угнетением, их культурное и историческое значение, общество снова и снова говорит маргинализированным группам, что их боль не имеет значения – или что ее попросту не существует.

Но это не так.

И очень много прекрасных вещей пришли в этот мир как символ того, что некоторые люди, сообщества и культуры все еще живут и сопротивляются, несмотря на то количество насилия и угнетения, с которым они сталкиваются.




4. «ЕСЛИ БЫ ВАС ВСЕ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОЛНОВАЛО, ВЫ БЫ ПРОВЕЛИ РЕФОРМУ».

Многие радикалы часто сталкиваются с людьми, которые постоянно «напоминают» им о том, что наши методы борьбы не работают, и что мы никогда не получим то, что нам надо. Они говорят о том, что наши действия, построение сообщества и общества, которое мы хотим видеть и над которым мы работаем, как и альтернативная экономика, на самом деле являются несбыточной мечтой.

Если мы считаем, что в будущем может существовать альтернатива капитализму, или если мы каким-либо образом не принимаем участия в существующей системе (например, если бы не ходим на выборы) – нас называют «сумасшедшими» и «безумными» (язык, который служит насилию и эйблизму), и обвиняют в том, что мы все только портим.

Например, как квир-человек и небинарный трансгендерный человек, я считаю, что «гей-браки» не могут служить ЛГБТКИА+ освобождению.

Когда мы говорим о «гей» браках, мы «забываем» о том, что наше общество построено на идеологии квирфобии и трансфобии. Риторика о «гей» браках говорит ЛГБТКИА+ людям о том, что они должны ассимилироваться под систему, которая способствует угнетению ЛГБТКИА+ людей.

Но когда я об этом говорю, я постоянно натыкаюсь на людей, которые требуют, чтобы я заткнулась, и просто «была счастлива». Как либералы, так и консерваторы говорят мне о том, что моя идентичность и политическая идеология является «бредом», и что любая «здравая» политическая мысль будет вписана в существующую систему. И это несмотря на то, что существующая система угнетает меня и мое сообщество- вне зависимости от того, можем ли мы вступать в браки или нет.

Этот вид газлайтинга – когда общество отрицает возможность радикальных политических изменений – приводит к тому, что многие люди, вместо того, чтобы бороться, скатываются в реформизм, либерализм и в политику «хотя бы меньшее из двух зол».

Но это отрицает проблемы тех, кто страдает сразу от двух зол, вне зависимости от того, какое из них является «меньшим».

Эта риторика настаивает на том, чтобы люди, которых угнетает наша политическая система, даже не пытались найти из нее выход.

Этот способ мышления отрицает тот факт, что наша политическая система сама по себе служит угнетению и дегуманизации, что в ней есть пробоины – и после этого он говорит жертвам этой системы, что их понимание собственного угнетения является «неадекватным».

И, что более важно, этот дискурс внушает людям, что мечты об освобождении из этой системы сами по себе являются «сумасшествием».

Но мечты о большем для себя и для своего сообщества являются проявлением храбрости. То, что вы можете представлять себе мир, существующий вне нашей системы, несмотря на тех, кто говорит вам, что это «невозможно» -  само по себе радикально, революционно и прекрасно.

Наше насильственное и угнетающее общество пытается лишить нас даже нашего воображения, чтобы мы не могли мечтать о большем. Так что в нашем обществе даже мечты могут быть проявлением бунтарства.



5. «РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ  НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ДОБИВАЛИСЬ».

Одним из типов газлайтинга, пожалуй, самым ужасным типом газлайтинга, является переписывание прошлого.

Жертв подобного насилия постоянно кормят ложными картинками прошлого – чтобы сформировать у них представление о прошлом, которое было бы выгодно угнетателю.

Политический газлайтинг ничем не отличается от культурного.

Возьмем, к примеру, «активизм» за права «геев», который развивался, долго не признавая того факта, что квир-освобождение началась в том числе с транс*-женщин и гендерно-неконформных людей, которые стали выходить на улицы. Вы часто слышали, что историю Стоунвола рассказывают как историю белых, цисгендерных, гомосексуальных мужчин? Так вот, это неправильный рассказ. Это переписанная история.

Подобный газлайтинг разрушает связь людей со своим прошлым, и иногда используется для того, чтобы разорвать связь радикальных движений с их прошлым.

Можно вспомнить тысячи подобных случаев, начиная от смягчения и переписывания истории квир - сопротивления, и заканчивая демонизацией партии Черных Пантер.

Это переписывание истории движений и их членов используется для того, чтобы сформировав ложное представление о прошлом, манипулировать людьми и убедить их в том, что радикальные течения не могут быть эффективными, потому что они, якобы, никогда не достигали успеха.

Благодаря этому некоторые сообщества начинают чувствовать, что они не могут ни на что повлиять, что толкает их на политику ассимиляции, тем самым укрепляя угнетающие их системы и политики.

Это служит забвению реально существующей истории успеха низовых инициатив, и используется для того, чтобы люди не тратили время и усилия на поиски политической альтернативы.

Помимо отрицания прошлого, подобный газлайтинг используется для того, чтобы убедить тех, кто сейчас состоит в подобных движениях, в том, что они выполняют бесполезную работу.

Но на самом деле подобная работа способна принести плоды.

Я, как член подобного движения и как человек, чья жизнь стала лучше благодаря подобным сообществам, лично могу засвидетельствовать существование подобных перемен. Сидячие забастовки, создание безопасных пространств и ночлежек для тех членов сообщества, у которых нет своего дома, и многие другие "простые" вещи, которые делали (и делают) люди внутри различных сообществ, способны принести больше перемен, чем медленная и неэффективная игра в реформы.

                                                                    ***

Несмотря на то, что понятие «газлайтинг» чаще используется для описания эмоционального и психологического насилия, я считаю, что по той же схеме действует и наше общество.

Системе, строящейся на дегуманизации, угнетении и исключении выгодно делать все от нее зависящее, чтобы мы забыли свои собственные возможности и возможности наших сообществ  - потому что это не даст нам построить лучший мир.

Но не дайте себя одурачить.

Вы существуете, вы сильны, и мы сможем побороть этот политический кошмар только если вспомним, что для того, чтобы проснуться, нам надо объединить наши усилия.



Крис Нельсон является автором, который_ая ведет блог с короткими квир-радикальными историями. У не_е есть канал на YouTube, The Whispering Witch, посвященный методам релаксации и управляемым медитациям. Еще у Крис есть интернет-магазин SpellBoundTreasures, с помощью которого он_а старается распространять ювелирные кристаллы и лекарственные травы, чтобы принести в мир магию. Вы можете связаться с ним_ей на Tumblr или по электронной почте kristheresa23@gmail.com.