понедельник, 28 ноября 2016 г.

Крис Нельсон: «Три симптома исполнительной дисфункции: почему те, кто не замечают их, могут стать эйблистами?»

Источник: Everyday feminism
Переводчик: Варя Михайлова
Screen-Shot-2015-09-06-at-1.51.05-PM
(Описание изображения: Начерченный мелом контур лица. Сверху в голове контура лежат три карточки со знаками вопроса. Источник изображения: iStock
)
Я пытал_ась написать эту статью несколько недель.
Каждый раз, когда я сажусь за нее, меня парализует. И чем дольше это продолжается, тем сложнее мне к ней подступиться.
Энергии, которую я потратил_а на то, чтобы открыть текстовый редактор, хватило бы, чтобы поднять над головой автомобиль, подвинуть груду кирпичей силой мысли или заработать миллиард долларов за ночь.
Дело не в статье. Мне регулярно не даются самые простые дела. Помыть посуду, заправить кровать — даже встать с кровати бывает слишком сложно.
Так было всегда.
Всю школьную жизнь я постоянно оставлял_а в классе вещи, забывал_а о важных делах и откладывал_а все на последний момент.
Это случалось так часто, что почти каждый вечер мать отвозила меня обратно в школу, чтобы забрать забытые книжки и тетрадки.
Многие, столкнувшись с подобным поведением, немедленно окрестили бы его ленью.
Однако все это было не попыткой улизнуть от обязанностей или отделаться от домашней работы, а результатом неспособности моего мозга что-либо спланировать и обеспечить себя мотивацией, необходимой для своевременного выполнения задач.

Первые 22 года жизни учителя и сверстники постоянно говорили о моей рассеянности, лени и неспособности ничего спланировать. Я прослыл_а «апатичной», и большинство людей считало, что я прикрываюсь апатией, чтобы скрыть свое безразличие.
Все это очень меня расстраивало, потому что, с одной стороны, я нача_ла верить, что я всего лишь апатич_ная лентяйка, а с другой — чувствовал_а, что со мной происходит что-то более серьезное.
Когда не знаешь, как назвать свою неспособность делать все как другие, начинаешь верить ярлыкам, которые на тебя навешивают. Мои учителя и сверстники не знали и не могли знать, что каждый день я сражалась с собственным разумом.
Я не мог_ла убедить себя — не говоря уже о других, — что я физически не способна вставить себе в задницу шило и начать делать все, как положено.
Когда я спрашивал_а себя — или когда другие спрашивали меня, — почему я не делаю все вовремя, я отвечал_а: «Я не могу». Это звучало не особенно убедительно.
А потом я наткнул_ась на термин, который изменил мое представление о себе: исполнительная дисфункция.
Термином «исполнительная дисфункция» обозначаются неврологические особенности, которые ухудшают способность планировать, делают человека менее мобильным, нарушают организаторские способности и ослабляют самоконтроль. Исполнительная дисфункция часто сопутствует патологическому состоянию тревогиаутизму и обсессивно-компульсивному расстройству (кстати, у меня есть и первое, и второе, и третье).


И, хотя даже те, кто страдает исполнительной дисфункцией, часто проникаются идеей собственной «лени», говорить, что кто-то не хочет делать что-то, вместо того, чтобы признать, что кто-то не может справиться с этим, — это эйблизм.
Эйблизм действует крайне угнетающе; не только на меня — на всех, кто страдает исполнительной дисфункцией.

Когда я выросл_а и осознал_а, что страдаю исполнительной дисфункцией, оказалось, что найти информацию о ней довольно сложно. Все, что мне удалось отыскать, касалось исполнительной дисфункции в школьном возрасте. И это логично, ведь именно школьный успех в первую очередь зависит от способности планировать, организовывать работу и проявлять самоконтроль.
Но создается ощущение, что пользователи Интернета и авторы статей забыли, что взрослые также страдают исполнительной дисфункцией.
Если вы — один из них, вам хорошо известно, что проблемы такого рода не начинаются и на заканчиваются в школьном возрасте.
Итак, давайте прорвем завесу молчания и поговорим о том, на что в действительности влияет исполнительная дисфункция?
1. Планирование и тайм-менеджмент
Допустим, вам предстоит большая исследовательская работа.
Первое, что вам говорит учитель: «Не откладывайте все на последний вечер».
Он прав: исследовательскую работу надо хорошенько спланировать. Нужно все обдумать, разбить работу на части, сходить в библиотеку, отобрать материал, написать теоретическую часть, раскрыть тему исследования, оформить список цитируемых источников — и все это за короткое время.
Нужно точно решить, когда, где и как ты будешь решать каждую из этих задач — для этого нужно, например, составить расписание или план работы. Но, когда я вижу словосочетание «исследовательская работа», мой мозг говорит: «Нет уж, дудки».
Голова горит, мысли путаются, но мне удается уловить только одну из них: «Нужно составить план».  А составить план я как раз и не могу.
Причем я точно знаю, что от меня требуется (я только что все перечислил_а), но в конкретной ситуации мой мозг не может даже наметить схему действий, не говоря уже о том, чтобы следовать ей.
(«Какого черта ты до сих пор не сел_а за работу?», «Ты ничего не успеешь», «Тебе еще столько нужно сделать» и «Почему ты так_ая лентяй_ка?») и потом, накануне, буквально привязывая себя к компьютеру, я из последних сил заставляю себя выдавить из себя какие-то слова и связать их в предложения.
На мое счастье, я люблю слова и поэтому обычно могу породить что-то осмысленное. И, так как обычно получается неплохо, окружающие думают, что я откладываю все на потом, потому что подобная работа дается мне легко.
На самом деле, мой мозг не может продумать все, что я долж_на сделать, и выполнить все шаги вовремя. И мне приходится пробегать всю дистанцию за пару часов в последнюю ночь.

2. Мобильность
Исполнительная дисфункция — забавная вещь. Хотя ты, возможно, не способ_на составить план или следовать ему, когда что-то, что должно случиться, не случается или происходит не так, как предполагалось, в голове словно разрывается атомная бомба.
И речь здесь не обязательно о друзьях, которые меняют планы (что, конечно, взрывает мой мозг), но о самых повседневных вещах — например, об изменении маршрута в продуктовый магазин.
Даже если кто-то говорит мне, что другой путь проще или быстрее, я без сомнения проследую своим путем.
Короче говоря, хотя я не могу ничего спланировать сам_а, когда план действий мне известен, любые изменения в нем превращаются для меня в большую проблему.
В отношении мобильности мозг тех, кто страдает исполнительной дисфункцией, напоминает автомобильный радиоприемник. «Дорога к продуктовому магазину» — это кнопка № 1, «вечерние планы» — № 2, и так далее.
Представьте свое раздражение, когда вы нажимаете кнопку №1 и вместо композиции своего любимого ди-джея слышите джаз.
Итак, когда я настроена на что-то одно, а происходит что-то другое, в моей голове случается небольшой взрыв.
Много сил уходит на то, чтобы не показывать свое раздражение, и иногда мне даже не удается держать себя в руках.

Большинство воспринимает это как банальное упрямство, но так работает мой мозг — я не могу изменить это, как неприятную черту характера.
И это подводит нас к еще одному проявлению исполнительной дисфункции...
3. Самоконтроль и контроль импульсов

Старый добрый самоконтроль.
Это хороший инструмент, которым обладают некоторые люди и который советует им говорить и поступать так, а не иначе — по ситуации.
О тех, у кого с самоконтролем плохо, обычно говорят, что они «странные», «неловкие» и «грубые» — просто потому что они не знают определенных правил поведения в обществе, которые другим кажутся «естественными» и «очевидными».
Самоконтроль мог бы помочь мне не задавать «докучливые» или «грубые» вопросы во время лекций или справиться с истериками, заставлявшими моих родителей шептать: «Пожалуйста, не здесь».
Если у тебя плохо с самоконтролем, на тебя, скорее всего, будут косо смотреть или даже кричать — потому что ты не следуешь странным негласным общественным правилам.
Возможно, ты отреагировал_а на что-то «неподобающим образом» (может быть, потому, что окружающие не понимают, как ужасно ты себя чувствуешь, когда не можете встать с дивана или когда пытаешься «плыть по течению» в потоке непонятной для тебя агрессии)...
Или, возможно, ты говоришь все, что взбредет тебе в голову, не осознавая, что твой собеседник находится «на другой волне»...
Нейротипичным людям следует помнить, что некоторые люди ведут себя не так, как другие, и не все знакомы с  длинным списком негласных правил поведения в обществе.
***
Исполнительная дисфункция касается всего: она мешает вымыть посуду, она же не дает завести новые знакомства.

Самое незначительное дело превращается в невыносимое испытание. Всю жизнь мне говорили, что это происходит только потому, что я ленив_ая, груб_ая, странн_ая, апатичн_ая — и в какой-то момент я стал_а в это верить.
Я пишу все это, чтобы донести до вас одну мысль: если вы страдаете исполнительной дисфункцией, вы не ленивы — вам приходится бороться, чтобы справиться с задачами, которые нейротипической части общества даются легко.
Поэтому перестаньте ругать себя, дорогие. Вы делаете все, что можете. И это прекрасно.

Крис Нельсон публикует короткие рассказы на квир-тематику в блоге thequeertimes.tumblr.com и поэзию в блоге songswithoutlyrics.tumblr.com. Крис также управляет Интернет-магазином Spell-Bound; контакты: kristheresa23@gmail.com, trans-witch.tumblr.com.


____
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПОЛЕЗНУЮ СТАТЬЮ НА ДАННУЮ ТЕМУ:
Джоэль Смит: Жизнь с исполнительной дисфункцией