вторник, 1 ноября 2016 г.

Атипичные аутичные черты

Оригинал (на русском языке вы можете найти его здесь) этого текста очень привязан к полу.
Ниже я на гендерно-нейтральном языке привел изначальный текст о нетипично-аутичных чертах, которые встречаются не только у девочек.
Если вы аутист и ваш аутизм подходит под данное описание, это не значит, что вы обязательно женского пола; это означает только то, что у вас тот вид аутизма, который чаще всего опускается при диагностике. Данные черты чаще всего встречаются у цис-гендерных девушек, но это не означает, что они встречаются исключительно у них.
Черты разбиты на четыре категории:

Внешний вид/Личные привычки
-Одежда комфортна и практична из-за сенсорных особенностей.
-Не тратят много времени на уход за собой и за своими волосами. Работа над прической может сводиться к "помыл_а волосы и пош_ла". Могут быть вполне счастливы без постоянного ухода за собой.
-Эксцентричены, возможно, это отражается на внешности.
-Возможно,  их взгляды, стиль одежды, поведение и вкусы чаще встречаются у тех, кто младше их по возрасту .
-Обычно чуть более выразительная мимика и жестикуляция, чем у других аутичных людей.
- Возможно наличие андрогинных черт. Могут воспринимать себя как частично женщины, частично мужчины.
-Возможно отсутствие устойчивой идентичности, сильная переменчивость (как у хамелеонов), особенно до диагноза.
-Уход в чтение книг и просмотр фильмов, чаще научно-фантастического, сказочного, детского характера; любимые произведения становятся убежищем.
-В качестве метода управления стрессом используют: правила, дисциплину, устойчивость в некоторых привычках, несмотря на то, что на первый взгляд, это противоречит его_ее натуре.

- Обычно счастливее всего чувствуют себя дома или в любой другой хорошо контролируемой среде.

Умственные способности/Одаренность/Обучение/Профессия
-Могут получить аутичный диагноз в детстве, а могут считаться просто одаренными, застенчивыми, чувствительными и проч. Также могут иметь очень серьезные или заметные трудности с обучением.
-Часто музыкальны, артистичны.
-Возможно, наличие савантических черт или просто очень сильных талантов.
-Возможно, наличие сильного интереса к компьютерам, играм, науке, графическому дизайну, изобретательству, вещам технического и визуального характера. Те, у кого больше способностей к использованию речи и языковому мышлению, могут тяготеть к писательству, изучению языков, изучению различных культур и психологии.
-В детстве возможно самостоятельное овладение навыком чтения или гиперлексия. Могут присутствовать и другие навыки, которые были освоены самостоятельно.
-Могут быть очень увлеченными во время учебы или работы, но затем быстро меняют направление учебы/работы или охладевают к процессу.
-Нередко имеют сложности с трудоустройством или проблемы с тем, чтобы «удержаться» на работе.
-Высоко интеллектуальны, но из-за сенсорных и когнитивных особенностей иногда «тормозят».
-Плохо понимают словесные инструкции – нуждаются в подробных письменных указаниях и наглядных схемах.
-Есть специальные интересы и увлечения, но они не обязательно должны выглядеть странно.

Эмоциональность/Психика
-Эмоционально незрелы и эмоционально чувствительны.
-Преобладающие эмоции - тревога и страх.
-Более склонны говорить об эмоциях и чувствах, чем люди с типичным аутизмом.
-Имеют сильные сенсорные проблемы – чувствительны к звуковым, зрительным, обонятельным и тактильным раздражителям. Склонны к сенсорным перегрузкам (но при этом может не быть чувствительности к запахам/к текстуре еды).
-Имеют сложный характер и склонны к приступам депрессии. Возможно, вместо аутизма диагностировано расстройство, связанное с эмоциональными перепадами, например, биполярное аффективное расстройство.
-Проявляют разную реакцию на лечение симптомов. Возможна высокая чувствительность к препаратам и любому воздействию на организм, которое может даже вызвать отторжение.
-9 из 10 имеют желудочно-кишечные расстройства, в том числе язву, гастрит, синдром раздраженного кишечника и др.
-Стимят для того, чтобы успокоиться, когда грустят и раздражены. Этими стимами могу быть: раскачивание, трение лица,  гудение, дерганье пальцами,  покачивание ногой, постукивание пальцами или ступнями.
- Также стимят, когда счастливы: машут руками, хлопают, поют,  прыгают, кружатся, танцуют, шумят.
-Вспыльчивы, склонны к плачу и к мелтдаунам, в том числе на публике. Иногда вещи, которые, на первый взгляд, кажутся мелочью, вызывают сильные сенсорные перегрузки.
-Ненавидят несправедливость, и терпеть не могут, когда их не понимают. Это вызывает у них гнев и ярость.
-Склонны к немоте во время стресса и тревоги, особенно после мелтдауна. Заикание встречается реже, чем у других аутистов, но голос может быть хриплый и монотонный, особенно в стрессовой ситуации, и тогда, когда им плохо.

Социальность/Отношения
-Слова и действия часто неверно истолковываются окружающими.
-Могут считаться хладнокровными, эксцентричными и недружелюбными.
-Временами очень разговорчивы, могут полностью предаваться рассказам о своих специальных интересах, хобби и увлечениях.
-Могут быть очень застенчивыми и неразговорчивыми.
-Как и люди с типичным аутизмом, могут отключаться во время социального взаимодействия из-за перегрузки, но в целом, если у них нет необходимости очень много общаться, более успешны в социальном взаимодействии. Могут производить впечатление социально успешного человека, но, чаще всего, это оказывается маской.
- Редко «выбираются в свет». Чаще всего, идут куда-либо либо с партнером, либо с детьми (если у них есть дети). (Примечание автора гендерно-нейтрального описания: я понял, что у меня есть несколько знакомых, которым я особенно доверяю, и с которыми я везде хожу; если ни один из этих знакомых не может никуда со мной пойти, я предпочитаю оставаться дома).
-У них мало близких друзей. Их времяпровождение с друзьями часто не соответствует гендерным стереотипам, и общепринятому «тусованию».
-В школе могли иметь хороших знакомых или близких друзей, но не поддерживают с ними отношения во взрослом возрасте.
-Могут хотеть, а могут не хотеть заводить роман. Если они заинтересованы в отношениях то, вероятнее всего, относятся к ним очень серьезно. Возможно, осознано выбирают целибат или даже одиночество.
-Из-за сенсорных особенностей секс может либо вызывать сильное наслаждение, либо сильное отвращение.
-Если они испытывают к кому-то романтическое влечение, то могут проявлять это настойчивым, неудобным образом, всячески пытаясь дать человеку об этом знать, например, могу постоянно пялиться на человека, или постоянно ему звонить, «зацикливаясь» на этом человеке. Это может измениться в процессе взросления.
-Часто предпочитают компанию животных, и причина этого не всегда заключается в сенсорных особенностях.