среда, 26 октября 2016 г.

Луна Роуз: "Самый голубой воздушный шар: когда вопросы социальной справедливости перестают работать"

Луна Роуз, аутистка, магистр Компьютерных Наук, которая пишет об инвалидности, семье и о вопросах разнообразия.
Источник: Medium
Переводчик: Каролина Куприянова

В глазах общества не каждый человек является человеком. И когда общество начинаеn признавать человечность некоторых людей, это раскрывает худшие качества этих людей.

Стойте, стойте. Нечеловеческие люди? Превращение в человека? Это какой-то фильм ужасов или что? Пожалуй, мне надо это пояснить.


ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ\ДРУГИЕ ШТУКИ?

Давайте вернёмся в мой первый семестр в очень дорогом закрытом женском колледже. Там мы читали очень толстые книги, пока не начинали засыпать, обсуждали всякие идеи, пока не начинала кружиться голова и анализировали внутреннее поведение общества.
На сегодняшний день мы живем в системе угнетения, и в этой системе есть люди, которых угнетают, и те, которые являются привилегированными и считаются просто «нормальными». Назовём эти группы Человечество и Другие.

Люди без инвалидности - Человечество. 
Инвалиды – Другие.

Гетеросексуальные люди – Человечество.
 Квир-люди – Другие.

Мужчины – Человечество. 
Женщины – Другие.

И так далее.

Люди, которые являются представителями Человечества, выглядят как настоящие, родные, с мыслями и чувствами, которые действительно стоят понимания. Они широко представлены среди актёров, в СМИ и среди людей, которых принято считать важными персонами. Если это какие-то отрицательные герои фильмов, то у них обязательно есть волнующая история в прошлом, чтобы ваша ненависть к ним не была слишком сильной.

Те люди, которые Другие, могут выглядеть как пугающие, таинственные, а иногда и девиантные. Тем, кого относят к виду Человечество, трудно их понять. Их проблемы (такие как расизм или сексизм), а иногда даже и само их присутствие (например, необходимость транс-людей ходить в туалет в публичном месте) считаются опасными для невинных детей представителей группы Человечество. И для тех, кто является Человеком, гораздо проще попросту забыть о том, что у Других тоже есть чувства.



Да, такую систему явно не назовешь хорошей.


МОЖЕТ ЛИ ДРУГОЙ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ? 

Разумеется. Давайте взглянем на 17-й и 18-й века. Наверное, вы читали о тех вывесках для приема на работу «Ирландцы не требуются»?


(На картинке: белая девочка с блондинистыми волосами и голубыми глазами, которая улыбается, и ирландская девочка с рыжими волосами, зелёными глазами и множеством веснушек, которая нахмурена. Позади белой девочки зелёный фон с сердечками, которые говорят «Человек». Ирландская девочка исключена из него.)

В разгар анти-европейских иммиграционных настроений в Соединенных Штатах ирландские люди воспринимались как Другие. Быть ирландцем означало, что ты потерял возможность получить работу просто потому, что людям не нравится твоё происхождение. Погуглите «анти-ирландская» и вы увидите старые мультики, в которых ирландцы изображены как гориллы.

В 1930-х появился комикс Маленькая сирота Энни. Было несколько проблематично рассказать историю о рыжеволосой, веснушчатой ирландской девочке, которая просто хотела иметь семью. Ведь тогда считалось, что ирландские дети не представляют из себя какой-либо ценности.

К счастью, сейчас взгляды изменились. Этнические ирландские люди считаются белыми, и поэтому определяются как часть Человечества. Когда в США повсюду отмечается День Святого Патрика, каждый хочет быть частью ирландской культуры. Уже нигде не имеет значения, откуда ты приехал, т.к. у тебя белая кожа, (кроме жестокой детской игры «Ударь рыжего» или неоднозначных мнений по поводу веснушек («Холодно-горячо»)).

А в 2014 Энни была показана как милая чёрная девочка с естественной стрижкой, и расисты жаловались «Что же случилось с милой рыжеволосой Энни?»



(На картинке: блондинка и рыжая девочки на зелёном фоне с сердечками, означающим принадлежность к виду Человек; они улыбаются. А справа чёрная девочка с естественной стрижкой хмурится. Она не вместе с ними.)


ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ РАСКРЫВАЕТ САМОЕ ХУДШЕЕ, ЧТО В НАС ЕСТЬ? 

Становление Человеком – это долгий, болезненный процесс. А боль может раскрыть то плохое, что в нас есть.

Человеческие права не дарованы магическим образом откуда-то сверху, И, как совершенно обоснованно и разумно говорят те, кто причисляют себя к виду Человек «Хмм, да, это было бы хорошо с точки зрения этики позволить всем быть в нашем эксклюзивном клубе».

Но на самом деле, это скорее напоминает войну. Используются крики, протесты, марши, сидячие демонстрации, хэштеги и "молочные пожертвования", чтобы успокоить глаза, горящие от слезоточивого газа. Всё что угодно от обездвиженной Розы Паркс, до тех, кто ползёт на коляске по ступенькам законодательных зданий, и до транс-людей, которые пишут в твиттер #WeJustNeedToPee (#МыПростоХотимПисать).



 (На картинке: темнокожий аутичный человек, одетый в белое, закрывает лицо руками, его поддерживает член семьи одетый в красное, напоминающее о #RedInstead (#КрасныйВместоСинего). Аутичный человек рассказывает о голубом кусочке паззла (который связан с очень негативной риторикой), о том, что он осмеивается и не одобряется, и переживает, что из-за его аутизма сердце членов его семьи может быть разбито.)


И это ранит. Это ранит, когда «Autism Speaks» сообщает, что аутисты – это бремя для наших семей. Это ранит, когда люди говорят, что жизни чёрных не имеют значения. Это ранит, когда люди говорят, что лучше бы квир-люди совершили самоубийство. Это ранит, когда те, кто причисляют себя к виду Человек, отталкивают Других .

Когда ты Другой, то испытываешь много боли.

Боль  может повернуться в любую сторону и начать ранить других.


«Я высокофункциональная аспи. Аутизм усиливает мою способность концентрироваться, память и наблюдательность. Я очень полезна обществу, я практически суперчеловек как Тэмпл Грандин. Я не как те низкофункциональные аутисты. Им нужна забота, чтобы уберечь мир от проблем, которые с ними возникают»

«Асексуалы на самом деле не являются ЛГБТ. Нам не нужны все эти странные сексуальности МОГАИ. Они мешают бороться за наши человеческие права. Держитесь подальше от Прайда, возвращайтесь к своему сопливому блогу в тамблер.»

«Я не такая, как другие девушки.»
Все эти люди говорят одни и те же вещи:
«Посмотрите на меня; я практически Человек, как и все вы. Не как те Другие, которых мы, из вида Человек, ненавидим, я ведь прав? Другие лузеры! Я такой же крутой, как и вы. Заметьте меня. Примите меня.»

 
(На картинке: группа улыбающихся фиолетовых воздушных шаров летает слева. В центре сине-фиолетовый шар кричит на голубого, который летает в одиночестве с правой стороны. Позади фиолетовых шаров фон весёлого розового цвета, а позади синего – яростного.)


Каков результат? Люди, которые относятся к Другим, могут чувствовать себя нежеланными даже среди сообщества Других.

Я часть нескольких сообществ для Других:
1. Квир (так же известно как «МОГАИ» или ЛГБТКИАП+)
2. Аутистка
3. Женщина
4. У меня есть различные другие инвалидности, помимо аутизма, которые я не хочу тут обсуждать.

Как аромантичный асексуал я обычно остаюсь обделённой, когда дело касается прав ЛГБТ+. Я не вхожу в укороченный акроним. Я видела плакаты от геев и лесбиянок о том, почему я не имею возможности быть участником борьбы за их равные права.

Раньше, когда бы я ни читала источники для квир, я улыбалась, чувствуя, что за моей спиной кто-то стоит. Но сейчас я колеблюсь. Мне там могут быть не рады. И гетеросексуальные, и квир-люди не желают меня видеть.

Или, сравнивая с картинкой выше, я тот голубой шарик, и я не уверена, позволит ли сине-фиолетовый шар присоединиться мне к путешествию на солнечной фиолетовой стороне.
Как аутичный человек я не настолько инвалид по сравнению с моими «неврологическими кузенами», особенно с тех пор как я получила оплачиваемую работу и живу отдельно от родителей. Я не самый голубой шарик в небе.


ВЫ МОГЛИ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО Я НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЮ СЕБЯ АСПИ. 
Диагноз синдром Аспергера – это то, что большинство людей называют «высокофункциональным аутизмом», термин, к которому многие аутичные люди питают отвращение, но по всему миру его продолжают использовать «менее Другие». Моё решение не использование данного слова - это очень осознанный выбор.

Я не хочу оставлять позади аутистов, которых называют «низкофункциональными», тех, кто даже более Другой, чем я. Я хочу инклюзивности для тех, кто не может говорить, тех, кто носит подгузники, тех, у кого проблемы с управлением гневом, тех, кто не может работать, тех, у кого низкий IQ, тех, для кого наибольшим вкладом в этот мир является любовь в их сердцах.

Мой выбор называться аутисткой - это знак солидарности с другими аутистами. Это мое решение  не отделять себя от тех, кто прикладывает больше усилий для борьбы.

Я хочу сказать: «Я такая же как вы, и я никогда не забываю об этом». Я хочу сказать: «Я не стесняюсь тех вещей, которые являются для нас общими, и я ценю ваш вклад в наше сообщество». Я хочу сказать: «Где бы я ни была, я хочу, чтобы вы тоже там чувствовали себя комфортно».

Очевидно, что это личный выбор каждого, и люди могут говорить «Аспергер» или «Аспи» пока в их сердцах нет ничего кроме любви и стремления к инклюзии. Язык – это мой собственный выбор. Это напоминает мне не оставлять никого позади.


 (На картинке: два аутичных человека в радужном стимят, улыбаясь друг другу. Слева чёрный человек с короткими естественно-вьющимися волосами машет руками, а справа – белый человек с тёмными волосами, собранными в конский хвост, трясёт пальцами. У человека слева на футболке надпись: «Принятие Аутизма», а у человека справа на кофте символ нейроразнообразия.)

Нам нужно работать вместе, а не мешать друг другу.

Я воображаю мир, в котором каждый является Человеком. В которым у всех равные права, в котором у каждого есть шанс получить то, что он хочет, и в котором быть нуждающимся в помощи не является позором. В котором отличия ценны и желанны.

Я не разделяю иллюзий на счёт того, что увижу этот мир, но я хочу работать над тем, чтобы сделать наш мир более похожим на тот счастливый мир, о котором я мечтаю. Надеюсь, вы тоже.

Конечно, всё это просто абстрактные размышления. Что мы можем сделать на сегодняшний день, чтобы работать над этим?

КАК ДРУГИЕ:
Активно включать людей, которые выглядят или действуют как «более Другие» чем вы. Быть доброжелательными к людям с более тёмной кожей, с большей инвалидностью, большими сложностями и т.д.

Хорошо заботьтесь о себе. Ваше тело и разум считаются менее сильными. Будьте готовы встряхнуть их. Принимайте ванну, хорошо питайтесь, и обнимайтесь с кем-то дорогим вашему сердцу. Вы заслуживаете всего самого лучшего.

Говорите, если видите, как люди исключают кого-то кто «более Другой». Скажите, что  так нельзя. Улыбайтесь пострадавшему и покажите, что вы цените всё то, что он хочет сказать.

Не растрачивайте свои силы слишком сильно. Вы можете быть малоэффективны, если истощены. Делайте передышки.



КАК ЧЕЛОВЕК:
Активно включайте людей, которые являются Другими, всех - от не слишком Других до совсем Других. Улыбайтесь, тянитесь, говорите привет, и покажите, что их мнения ценятся и желанны.

Читайте и смотрите материалы от и о Других людях. Если вы мужчины, захватите несколько книжек написанные женщинами, особенно те, где главный герой женщина. Если вы белый, посмотрите хоть какой-нибудь высоко-оценённый «черный» фильм. Если вы не инвалид, прочитайте в интернете некоторые из наших текстов-ответов на вопросы. .

Усиливайте голоса тех людей, которые является Другими. Давайте микрофоны, внимательно слушайте и аплодируйте, если вам нравится, что они говорят. Делайте ретвиты, реблоги, делитесь публикациями о "взгляде на вопрос изнутри".

Боритесь с дискриминацией и неодобрением. Ваш голос как Человека ценен, поэтому даже ваше «брось» или «чувак, это не круто» имеет большую силу.

Ведите себя так, как если бы в комнате находился Другой, даже если вы не видите ни одного из них. Вы хотите, чтобы они чувствовали себя желанными, так? Разговаривайте и действуйте так, чтобы показать это.

Видите, многие из этих вещей довольно обычны. Вы можете делать их каждый день. Инклюзия – это не что-то невыполнимое, и не только взгляд на мир, где все держатся за руки и поют в последующие столетия. Она в крошечных ежедневных поступках.



 (На картинке: фиолетовые воздушные шары рады всем разнообразным голубым и голубоватым шарикам в их группе. Все шарики улыбаются и открыты к общению друг с другом. Фон позади них радостного желто-розового цвета.)

Один добрый поступок может осчастливить чей-то день. Десять добрых поступков это уже очень-очень здорово. Как и сотни, тысячи, миллионы.

Чем больше мы делаем, тем ближе мы к созданию мира, в котором каждый является счастливым Человеком.

И чтобы построить такой мир, мы не можем оставлять никого позади.