вторник, 20 октября 2015 г.

Российские ЛГБТ+ аутисты. Анонимная история

1) Как вы узнали о том, что вы аутист? Сколько лет вам тогда было? Что вы тогда думали об этом?

Пройдя тесты самодиагностики. Более 10 раз каждый. Мне был 21 год. На тот момент я знала крайне мало об аутизме. Видела только несколько фильмов, вроде «Адама» и «Человека дождя», как и многие. Герои были мне во многом понятны, но не были похожи на меня. Но результаты тестов удивили меня, я стала искать информацию, смотреть англойязычные видео-блоги ребят с Аспергером. В них я уже узнала себя – начиная от некоторых жестов и хода мысли, заканчивая общими фразами о сложности контакта глазами, чувствительности к свету и шуму, тревожности, особенностям отношения к еде, к одежде и так далее. Официального диагноза у меня нет, я в нем не нуждаюсь. 

2) Расскажите о вашей сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Я в ней никогда не была уверена, но люди вокруг требовали утверждения. Могу сказать, что привлекают меня и девушки, и иногда молодые люди. Отношения у меня были с девушками, серьезная любовь и длительный роман также был с девушкой. Я в принципе любила один раз и это была моя однокурсница. Моя гендерная идентичность – странная штука. В принципе я осознаю, что являюсь девушкой и все тут. Однако мне чужды очень многие особенности поведения, традиционно относящиеся к женскому гендеру. Скорее, напротив. Многие, кто не очень хорошо меня знает, считают меня довольно брутальной, но на самом деле это не так. Если бы я была мальчиком, то была бы довольно нежным мальчиком, из таких хрупких, угловатых и скромных ребят. Собственно, с такими мальчиками мне и удобнее всего общаться – из людей я понимаю лучше всего только их. И да, за ролевую модель поведения мне всегда было удобнее и привычнее брать кого-то мужского пола. Хотя, конечно, бывают женские персонажи, которые меня восхищают, и я хочу быть на них похожими, все же мужские ролевые модели далеко впереди. Но, снова подчеркиваю, мужские модели в моем случае относятся как раз к тому типу мужских персонажей, которые не отличаются повышенной мужественностью. 



3) Был ли у вас период, когда вы отрицали свою сексуальную ориентацию/гендерную идентичность? И был ли у вас период, когда вы отрицали свою аутичность? Если да, то какой опыт был для вас более тяжелым? 

Был. Вернее даже не опыт отрицания, а опыт сомнений. Мне удалось избавиться от этих загонов около двух лет назад. Я просто забила. Совершенно очевидно, что мои вкусы, предпочтения, мой внешний вид, мое поведение – все не вписывается в общепринятое понятие «нормы». Так что хорошо, если меня в принципе способен привлечь какой-либо человек, и хорошо, если я, со всеми своими штуками, могу привлечь кого-то. В последние два года жизнь доказывала мне, что она довольно паршивая штука, так что я решила просто забить на эти размышления, они мне уже побоку. Аутичность свою я не отрицаю, но часто думаю о том, что, возможно, принимаю за нее совокупность черт, приобретенных в детстве при определенных трагических обстоятельствах. Но вообще мне очевидно, что я отличаюсь от большинства своих знакомых, что я не понимаю многого, что происходит вокруг так, как понимают это другие, и многое чувствую иначе. 
Думаю, более тяжелым для меня был опыт отрицания и сомнений в ориентации. В то время я еще верила в любовь и отношения, так что искала их. Но общественное давление и страх какое-то время портили впечатления от любви.  

4) Есть ли что-то в вашем опыте ЛГБТ+ аутиста, что отличает его от опыта не аутичного представителя ЛГБТ-сообщества? В сети очень много информацию на ЛГБТ тематику, но практически ничего не говориться об ЛГБТ-аутистах. Казалось ли вам, что многое из того, о чем вы читаете, не относится к вам. Были ли вопросы, которые волнуют вас, но которые практически не рассматриваются, когда говорят о не аутичных ЛГБТ людях?

Да. Надеюсь, никого не обижу, если скажу, что та самая «тема», то есть, скажем, передовая часть лесби-сообщества, встречается и общается в клубах. Или в определенных местах в городе. Есть, конечно, и другая категория, но их реже можно найти. Да и в принципе, мой личный опыт показывает, что девушки, не проводящие ночи напролет в клубах на тематических вечеринках, устраивают мини-вечеринки со своими друзьями на квартирах или дачах. То есть происходит (лично по моим ощущениям!) примерно то же самое, но чуть в меньшем масштабе. 
Я не люблю бывать в центре города. Я ненавижу гулять по улицам города. Я устаю от него за полчаса – от шума транспорта, от обилия людей, от блеска солнца на стеклах. Для меня выезд в город возможен по делам, для важной встречи и других неотложных дел. Никак не для того, чтобы «отдохнуть». Но, как и большая часть людей без аутизма, девушки-лесби любят, просто обожают гулять по вечерней Москве, сидеть в кафе, сидеть во дворах и так далее. То есть, если ты находишь девушку, которая в принципе даже далека от лесби-тусовки, то вероятность 99%, что ей необходимо «выбираться в город», что она «обожает солнечную погоду», что ей «так нравится Москва вечером».  
Так что тут я всегда оказывалась в неприятной ситуации. Либо приглашают меня и приходится соглашаться, чтобы не отпугнуть девушку, которая решила взять все в свои руки (я, правда, чаще отказывалась – упс). Либо, если в свои руки беру все я, то все равно приходится играть по чужим правилам. 
Статьи, рассчитанные на ЛГБТ, всегда говорят о том, что лично для меня не сильно отличается от непонятных норм в традиционных отношениях и поведении. То есть мне давным-давно уже не кажутся эти статьи чем-то отличным от статей по психологии отношений на любом сайте, рассчитанном на натуралов. 
А еще, что меня не то чтобы волнует, но расстраивает – это ксенофобия внутри самого ЛГБТ сообщества. Ну знаете, когда люди нетрадиционной ориентации плохо отзываются о прекрасной женщине, которая на самом деле – мужчина в платье. Я не понимаю этого. Я долго думала, что понимаю это (хоть и не принимаю) и злюсь на это. Но я, скорее, просто не понимаю. Какое кому дело, если человек так себя ощущает – мир вокруг и свое тело? В этом смысле аутичное сообщество в миллионы раз терпимее – у всех разные непереносимости, разные особенности и никто никого не травит за внешний вид. Думаю, что ЛГБТ-аутичное сообщество было бы намного терпимее, чем ЛГБТ-нейротипичное.

5) С чем вы чаще сталкивались: с эйблизмом или с гомофобией? Были ли какие-то случаи насилия или дискриминации по отношению к вам, связанные с тем, что вы ЛГБТ- аутист? 

Чаще с открытой гомофобией. Хотя последний период жизни был связан с местом, которое крайне терпимо относится к нетрадиционной ориентации. Но и за это время бывали случаи плохого отношения. Начиная с окриков на улице, заканчивая отвратительными разговорами с близкими. 
Конечно, многие неприятные вещи, связанные с моими отличиями, сопровождали меня с глубокого детства. Ну знаете, ругали за вещи, которые я так и не поняла, например. Или ругали за правду (есть случаи, когда ее можно говорить, а есть, когда это расценивается как желание оскорбить). Или делали замечания за выражение лица. Но эйблизмом я это назвать не могу, чисто формально – ведь об аутизме я узнала чуть меньше года назад. Так что эйблизм в отношении меня ограничивается рамками в 9 месяцев. Да, доставалось. Но в основном это было пассивно-агрессивное отношение ко мне. Человек не мог себе позволить открыто злиться на меня, потому что с моим поведением ничего нельзя было сделать, но вот наказывать меня болезненными психологическими «втыками» можно.

6) Совершали ли вы камин-аут? Если да, то когда и как это произошло? Какова была реакция ваших знакомых?

Большая часть моих камминг-аутов прошла плохо. Обычно людей это шокирует, они грустят и молчат несколько дней. Моя лучшая подруга резко стала отдаляться от меня. Нам удалось уладить этот вопрос, но вскоре она встретила человека, который сильно на нее повлиял. Все кончилось длинным омерзительным разговором о том, что она против моего стиля жизни и считает его противоестественным и вредным для детей. 
Другой мой друг попытался заговорить со мной о том, что "выбрав такой путь", я завожу себя в тупик. 
Третий мой друг за моей спиной рассказал о моей ориентации другим. 
Мои родители узнали сами и не нашли ничего лучше, как прийти ко мне в комнату и заговорить со мной об этом. Это был самый травмирующий опыт. До сих пор не могу им это простить. 
Другая моя близкая знакомая, имевшая опыт однополых отношений, легко восприняла мое признание. Вообще, она даже сказала, что, конечно, подозревала, глядя на мое поведение, но «по-моему, это глупо и неправильно сразу считать, что раз девушка ведет себя так, то она лесбиянка». Хорошая она девчонка. 
Легче всего и лучше всего прошел камминг-аут с моим лучшим и единственным другом. Он никогда не лез, но в нужный момент, когда это было оправданно и правильно, уточнил: «Ты ее любишь, да?». Я просто ответила «да». С тех пор никогда и никаких проблем не было. Он лучший на свете.

7) Что насчет аутичного камин-аута? Говорите ли вы своим знакомым о том, что вы аутист? Если да, то какой обычно бывает их реакция? С каким камин-аутом было больше проблем?

Я приняла решение сказать своей тогдашней девушке. Отношения не клеились, я чувствовала, что наступаю на грабли, на которые наступаю всегда, но теперь у меня были объяснения моих неудач. Я сказала ей об этом, но не для того, чтобы снять с себя ответственность. Просто мне нужно было, чтобы меня поняли. Чтобы она почитала и узнала что-то, чтобы заметила, что вообще-то в моем поведении очень много логики, просто она немного другая. Я очень устала от того, что меня называют человеком с «плохим характером», человеком «грубым» и «эгоистичным». Хотя каждый раз, когда я это слышала, я в недоумении разводила руками: так все же вроде логично и понятно! Конечно, я устала за день в толпе, поэтому я сейчас молчу и не хочу ответить развернуто, я даже озвучила вслух, что мне тяжело говорить – почему нельзя принять это, а не списывать на «дурной характер»?
Девушка поблагодарила, но, кажется, так мне и не поверила. Я не знаю, что вообще у нее в голове происходило, но она после этого начала демонстративно жертвовать собой. Соглашаться куда-то не идти с тяжелым вздохом и сценой, а позже сердито подчеркивать, что она ради меня делает, а я не могу пойти ей навстречу хоть раз. Не очень здорово получилось. 
Зато лучший друг, первый, кто узнал об этом, воспринял спокойно. Ну, я думаю, что он привык, что у него такой вот «ненормальный бро». Так что он выслушал мои предположения о наличии у меня аутизма и спросил, в чем это выражается, как я себя чувствую и другие полезные вещи. Позже он сказал: «Ты ничуть не изменилась, а осталось такой же, какой я тебя знаю – почему мне менять к тебе отношение?». Я уже говорила, но он реально самый лучший. 

8) Что бы вы посоветовали родителям аутичных детей, которые узнали, что их дети принадлежат к ЛГБТ-сообществу? 

Вашим детям потребуется еще больше вашей поддержки, чем раньше. Если ваши дети еще подростки – им гарантировано нужна ваша поддержка. И учтите, что поддержка не выражается в приставании с расспросами и речами о том, что вы любите их. Если вы придете к мальчику или девочке, которые сейчас находятся в переходном возрасте и еще и испытывают смятение насчет своей сексуальное ориентации или гендерной идентичности, сядете на их кровать и начнете толкать речь о том, что мы тебя очень любим, ты замечательный, ты наша надежда – скорее всего вы вызовете у ребенка только приступ самообвинений. Не берите нахрапом – это только отпугнет. Ваш ребенок находится в стрессовой ситуации. Будьте рядом, будьте спокойны, будьте терпеливы. Самое лучшее, что вы можете сделать, заподозрив или узнав, что ваш ребенок принадлежит к ЛГБТ – это создать иллюзию полнейшего спокойствия. Пусть у вас внутри буря. Но докажите любимому ребенку, что с этим можно справится. Что он справится, что вы справитесь. Ребенок должен чувствовать, что вы за него. Мне нравится, как героиня в гей-сериале «Queer as folk» реагирует, узнав, что ее сын – гомосексуал. Она находит у парня тематические журналы, замечает его поведение, ждет долгое время, никак не меняя своего отношения к любимому ребенку. Впоследствии она просто в обычной, комфортной беседе с сыном об отношениях(у них хорошие отношения), осторожно спрашивает, есть ли у него молодой человек. Конечно, в сериале сцена сделана несколько комично, но в целом – я считаю ее прекрасным вариантом. 

9) Что бы вы посоветовали аутичным подросткам, которые только осознают свою гомосексуальность (бисексуальность, асексуальность и т.п., в зависимости от вашей собственной сексуальной ориентации) и/или аутичным трансгендерным подросткам? Есть ли что-то, что вы хотели бы сказать себе в более раннем возрасте по этому поводу?
Не спешите кричать о своей ориентации или гендерной идентичности. Разберитесь в себе в первую очередь. Придумайте, как сообщить об этом близким – и точно решите, кому стоит говорить, а кому – нет. Вы имеете право это скрывать. Вы имеете право в этом признаться. Пожалуй, самое главное – не врите себе. Серьезно, не врите себе. Мало что еще может так губительно действовать на вашу психику, ваше здоровье и вашу жизнь, как самообман. 
Себе бы я сказала: «Тебе кажется, что это твоя главная проблема. Сейчас ты думаешь, что случилась катастрофа. Это не так. На свете еще очень много вещей намного печальнее и страшнее. Так что не ной».