четверг, 27 декабря 2018 г.

Айман Экфорд: «Проблемы «доброжелательных» стереотипов»

Создание преувеличенно-позитивных представлений о маргинализированных группах явно опасно. Оно подрывает доверие к активистам, которые пытаются это сделать - люди видят, что представители маргинализированных групп разные, и совсем не похожи на ангелов. Так какой смысл верить активистам, которые явно лгут?

Люди вряд ли отнесутся к вам с доверием, если вы начнёте заверять их, что все инвалиды - умные, все мусульмане - идеально законопослушные граждане, а абсолютно все женщины - прекрасные подруги. Подобные заявления компрометируют движения за социальную справедливость.

Но проблема не только в этом. Самое мерзкое в том, что если идеализированная лже-репрезентация все же каким-то «чудом» закрепляется в культуре, то она укрепляет стереотипы, возможно, даже сильнее, чем откровенные речи ненависти.

Гораздо проще критиковать заявление «все бабы - дуры», чем фразу «все женщины - богини, обладают хорошей эмпатией», несмотря на то, что и то, и другое - гендерные стереотипы, закрепляющие культурное неравенство.

Борцам с антисемитизмом проще бороться с кровавым наветом чем с представлениями о том, что все евреи - предприимчивые, умные и помогающие друг другу. И это при том, что «позитивные» стереотипы о евреях в современной культуре могут быть куда опаснее, потому что в кровавый навет верят не так много людей, зато многие люди до сих пор не готовы признать, что евреи - такие же люди, как и все остальные. А значит, такие же РАЗНЫЕ люди - потому что все люди разные.

«Доброжелательные» стереотипы считаются чем-то хорошим, чем-то, что глупо критиковать, и то, что они основаны на дегуманизации, остаётся незамеченным.