пятница, 23 февраля 2018 г.

Айман Экфорд: "О принудительной защите "Отечества""

В день "защитников отечества" я хочу обратить внимание на принудительную "защиту" "Отечества".

На фото - открытка к 23-му февраля, вроде тех, что в этот день будут рассылать парням, которых могут ЗАСТАВИТЬ стать "защитниками отечества", забывая, ЧТО это на самом деле значит

Обязательная военная служба является одной из главных проблем современного российского (и украинского) общества. Закон о военном призыве - один из самых мерзких из существующих законов. 

И большинство людей не осознают серьезности проблемы. Они говорят о дедовщине, о дискриминации мужчин, закрепленной на законодательном уровне, о пропаганде милитаризма и о том, как сложно попасть на альтернативную гражданскую службу. 
И все это правда. Но в разговорах об армии люди зачастую забывают об одной важной штуке.

Я ненавижу обязательную военную службу из-за того что, разрешая ее, государство официально признает граждан своей собственностью. Государство признает, что оно может на много месяцев вырвать человека из той жизни, которую он ведет, и засунуть в изолированную среду (поэтому для меня альтернативная гражданская служба не намного лучше обычной службы). По сути, это одно и то же. Но «обычная» армия выглядит гораздо более устрашающей, и лучше всего показывает серьезность ситуации, поэтому я буду писать о ней. 
Вводя обязательную военную службу, государство признает, что в нынешней системе не государство нужно для людей,а люди для государства. Оно оставляет за собой право распоряжаться жизнью людей, и ставить их жизнь под угрозу не в качестве наказания, и даже  не из-за конкретной серьезной опасности, угрожающей обществу  со стороны захватчиков, а просто так, потому что ему так вздумалось. 

Это официальное заявление властей: «ваши индивидуальные права ничего не значат, жизни и интересы индивидуумов ничего не значат, важно лишь государство, политические амбиции чиновников и потенциальные «геополитические» выгоды «общества»». При этом власти забывают, что общество, по-сути, состоит из отдельных личностей. Сторонники военного призыва говорят о некой абстракции, о некой Родине, о некой «нации», которую человек должен любить просто по факту рождения.


И я не понимаю почему нынешние правозащитники уделяют этим законам так мало внимания. Ведь речь идет о принудительном труде, фактически о рабстве.

Потому что, что бы ни говорили сторонники призыва, армия - это не плата государству за его «блага». Ты идешь в армию вне зависимости от того, хорошо или нет правительство справляется со своей ролью, и вне зависимости от того, согласен ли ты на сделку «армия за помощь со стороны властей». Любая сделка должна быть четко прописанной и  добровольной. Поэтому армия - не сделка, а принуждение, совершаемое при полном наплевательстве на личные интересы человека, на его национальную идентичность и на его желания.

Власти определяют интересы человека в зависимости от того, на каком куске территории он родился, или на какой кусок территории его привезли родители (потому что до призывного возраста у парней очень мало шансов принимать самостоятельные решения), а не на основе его личной позицией. Мне, как американке, родившейся и выросшей на Украине в преимущественно русской семье, такое положение дел кажется отвратительным. Я не считаю что государство (и кто-либо еще)  имеет права требовать от человека жертвовать своими интересами (и тем более своей жизнью) ради других. И тем более государство (и кто- либо еще) не имеет права требовать от человека спасать то, что  ему неважно, при этом рискуя не только своей жизнью, а и всем, что ему важно. Подобные требования отвратительные, возможно это вообще самое несправедливое, что можно требовать от человека.

Если когда-нибудь появится движение за права людей, которые принадлежат не к той культуре, в которой они воспитывались (на что я очень надеюсь), оно обязано будет бороться как с военным призывом, так и с альтернативной гражданской службой.  

 Я никогда не могла понять разговоры о том, насколько справедливо призывать в армию только мужчин, потому что я считаю, что призыв сам по себе несправедлив. Вопрос «стоит призывать в армию только мужчин, или надо призывать мужчин, женщин и небинарных людей» звучит для меня как «надо грабить только русоволосых, или еще рыжих и блондинов»? Разумеется, «справедливее», когда жертв выбирают не по какому-то биологическому параметру. Но еще справедливее, когда жертв нет вообще, и никто ни от кого не требует быть жертвой. 

Проблема армии - это не только проблема мужчин. Это проблема власти, проблема законодательства и проблема менталитета тех стран, которые допускают существование такой власти и такого законодательства. Потому что собственностью в нашем обществе считаются не только мужчины. Всех детей с детства учат в семьях, что они принадлежат родителям, а в школах - что они принадлежат государству. Они всюду слышат, что быть собственностью других - нормально, и это не забывается  с наступлением совершеннолетия, отсюда и принятие таких вещей, как обязательная служба. В странах, где отменено рабство, до сих пор сохраняется рабский менталитет, людей до сих пор делят на «хозяев» и «рабов», и при этом всех считают «рабами» государства. Это все одна система, основанная на том,что к людям в 21-м веке ПРИНЯТО относиться как к вещам. 

Поэтому я считаю такую штуку как обязательный военный призыв важной «союзнической» повесткой для всех движений за гражданские права и за социальную справедливость. Особенно если эти движения - как ЛГБТ-движение, движение за нейроразнообразие, движение за права инвалидов, - являются движениями за права меньшинств. Потому что движения за права меньшинств борются не за какие-то особенные «права меньшинств»- они борются за то, чтобы государство давало меньшинствам те же права, что есть у большинства, и, если такие права уже прописаны для всех людей, чтобы оно защищало меньшинства так же, как защищает большинство. А это в принципе невозможно в обществе, где всех людей с детства учат быть рабами, и где всех людей считают «рабами» в лучшем случае этого самого абстрактного «большинства»,  а в худшем случае - группки чиновников, которых не выбирало даже это самое большинство.



  P.S. Стоит заметить, что я не против армии как таковой и считаю, что у людей всех гендеров - в том числе у женщин и у небинарных людей - должно быть право служить в армии по собственному желанию. Но есть огромная разница между принуждением и выбором, которой и посвящен этот пост.