воскресенье, 28 января 2018 г.

Ник Уолкер: «То, что я хотел бы узнать еще в детском саду»

Источник: Neurocosmopolitanism
В подростковом и взрослом возрасте я понял многое из того, что я хотел бы знать еще раньше: в младших классах или даже в детском садике.

Я хотел бы знать вещи, которые я понял позже благодаря айкидо. Я хотел бы раньше освоить навыки самозащиты и владения собой. Раньше обрести способности обретения внутреннего и внешнего спокойствия, сосредоточенности и уверенности в себе.

И я хотел бы знать, что я не один, что я буду все чаще и чаще встречать людей, которые на меня похожи.

Я имею в виду не только аутичное сообщество. Я говорю и о тех друзьях, которых я смог найти во взрослом и в подростковом возрасте - о тех, кто не был аутистом, но с кем меня связывает нечто другое. Я хотел бы знать, что есть те, кто видел и испытывал то же, что вижу и испытываю я: институциональные злоупотребления, привилегии и их отсутствие, маргинализацию, несправедливость и издевательства. Я хотел бы знать, что значат эти слова. Я хотел бы заранее знать о том, что школа не развивает понимание культуры, творческое мышление и потенциал детей. Что вместо этого она ломает  их, потому ее цель - заставить детей соответствовать норме и беспрекословно подчиняться.

Я ясно видел это, но у меня не было слов для того, чтобы это как-то обозначить. От того, что у меня не было слов и потому, что мне казалось, что другие этого не замечают, я чувствовал себя инопланетянином. Я был очень зол. Злость пожирала меня каждый день, все те годы, что я учился в начальных классах.


Я хотел бы, чтобы тогда мне кто-нибудь сказал:

- Да, ты сталкиваешься с социальной несправедливостью. Ты становишься свидетелем социальной несправедливости. В этом мире она везде, и на протяжении всей истории она основывается на одних и тех же базовых законах. Есть и другие люди, которые ее замечали, которые придумали слова, чтобы ее описать и которые даже писали о ней. Эта система несправедливости доминирует в обществе, и да, большинство людей ее не замечают и становятся ее соучастниками. Но некоторые люди проснулись. Все большее количество людей будет осознавать правду. И ты не один.

Я хотел бы, чтобы кто-нибудь сказал мне все это в мой самый первый день в детском саду.
Никогда не думайте, что ребенок не готов понять подобные вещи. Особенно никогда не думайте так об аутичном ребенке или о ребенке с другими неврологическими особенностями (не потому, что мы всегда оказываемся умнее обычных детей, а потому, что  между тем, что мы знаем  и тем, что мы можем объяснить, может существовать серьезнейшая разница). Это один из основных принципов движения за нейроразнообразие – предполагаемая компетентность.
Иногда мелтдауны, истерики и «проблемное поведение» могут возникать именно потому, что ребенок все понимает.


_____
На русский язык переведено специально для проектов Пересечения и Нейроразнообразие в России.