вторник, 12 декабря 2017 г.

Айман Экфорд: «Как выбирать подарки для детей и подростков»

Фото коробок с подарками. Источник: https://24smi.org
- Что я могу купить своей двенадцатилетней дочке?
В праздничный сезон вы часто можете услышать подобные вопросы. Люди указывают разный пол и возраст ребенка, но, выбирая подарок, практически всегда ориентируются на гендер и на возраст.
Что же, рассмотрим пример с двенадцатилетней дочерью.
Мне было 12 лет, и я могу сказать вам, что бы я тогда хотела получить на Новый год.

1) Когда я читаю книги Генри Киссинджера, я очень жалею о том, что не прочла их лет в 12. Особенно его книгу «Дипломатия». Тогда она была бы для меня очень актуальна, гораздо более актуальна, чем сейчас.
Так что список подарков для себя двенадцатилетней я бы начала с этой книги.

2) В тот период я обожала мультсериал W.I.T.C.H. Так что мне бы точно понравились куклы и фигурки главных героинь, а также комиксы и книги о них.

3) Тогда же я мечтала о кукле Baby Born от Zapf Creation.

4) Еще в этом возрасте мне нравились журналы для родителей. Так что еще один хороший подарок — ежегодная подписка на журнал «Твой малыш».

5) В этих журналах мне нравились каталоги с сосками-пустышками. Так что набор необычных и красивых пустышек тоже был бы неплохим подарком.

6) Еще одна идея — развивающие кубики от моей любимой компании Fisher Price. И не важно, что на коробке написано «от 6 месяцев до трех лет».

7) И, наконец, мне бы точно понравилась любая книжка о Ротшильдах.

Вот виш-лист для меня двенадцатилетней.
Но он такой не потому, что я была чьей-то «двенадцатилетней дочерью». Он такой потому, что я — это я. Некоторые из этих вещей считают «слишком взрослыми» или «слишком детскими» для двенадцатилетнего ребенка, другие считаются нормальными. Некоторые вещи, вроде политических книг, считаются скорее «мужскими», чем «женскими». Другие - чаще покупают женщинам. И многие из вещей в этом списке точно не ассоциируются с «подарком для двенадцатилетней девочки».

Этот список составлен не для какой-то абстрактной двенадцатилетней девочки — он составлен для меня.
И это совершенно нормально — потому что я не обязана соответствовать эйджистским и сексистским стереотипам. Мой возраст и мой пол не определяют мои интересы.
Точно так же, как они не определяют интересы других детей.

Так что, прежде всего, покупая подарок для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, а не на его пол и возраст. Обычно люди выбирают подарки таким образом по двум причинам — и они обе неправильные.

Если вы выбираете подарки по возрасту и гендеру потому, что хотите сделать интересы ребенка более «соответствующими» норме, то это насилие. Вы тем самым зря потратите деньги, и испортите праздник ребенку. К тому же, от испорченного праздника не будет даже никакой пользы — потому что «умение интересоваться, чем положено» - это не жизненно-важный навык. Это вообще не «важный навык», а скорее помеха. Люди редко любят то, что им навязывают. Они скорее будут имитировать к этому интерес, и тратить свободное время на бессмысленные вещи. А хобби нужны для того, чтобы доставлять удовольствие, а не для того, чтобы соответствовать ожиданиям общества.

Если же вы думаете, что у всех подростков одинакового возраста и пола похожие интересы, то мой пример явно показывает, что не у «всех». Более того, гендерная конформность и следование моде — явления, не связанные с возрастом.

О «гендерном» выборе подарков уже написано немало, поэтому коротко скажу о возрасте. Ведь даже в феминистских пабликах и на феминистских сайтах можно увидеть советы о том, как подобрать «правильный» подарок «для юных феминисток», или «для девочек-подростков». И почему-то никто не пишет, что это такие же абсурдные советы, как советы по выбору «правильного» подарка для женщин.

Почему-то никто не спрашивает, какой подарок выбрать для человека, указывая только на то, что ему «около тридцати лет», если это не связано с выбором косметики, и не пишет о «лучших идеях для подарка семидесятилетним феминисткам». Как будто с возрастом у людей появляется больше индивидуальности!

- Но ведь дети часто повторяют друг за другом! Разве нет вещей, от которых тащатся все школьники, потому что те вещи считаются особо крутыми? - можете спросить вы.

Но разве большинство нейротипичных людей, у которых хорошо развит механизм подражания, не повторяют друг за другом? Разве нет вещей, которые нравятся большинству женщин, или большинству бизнесменов, или даже большинству людей от 60 до 70 лет, которые вращаются в одной социальной среде?

Так, может быть, дело не в возрасте, а в том, насколько человек подвержен влиянию общества, насколько его интересует мода и насколько он хочет быть похожим на своих друзей?

На меня, как и на многих аутичных людей, мало влияла культура. У меня плохо развит механизм подражания (что я считаю неоспоримым преимуществом), и поэтому мой виш-лист и в 12, и в 22 года выглядел бы довольно необычно. Но у большинства людей он более стандартизирован, и больше привязан к тому, что считается модным среди их знакомых. Дети живут в условиях жесткого возрастного апартеида — они учатся в классах, ходят на кружки и ездят на базы отдыха, где коллективы сформированы исключительно по возрастному признаку. Поэтому большинство из них чаще всего общаются с ровесниками. Поэтому их интересы могут показаться более зависимыми от возраста, чем интересы взрослых.

Но не все интересуются только тем, что модно. Не только у аутистов бывают нетипичные интересы. И мне сложно представить, чем может интересоваться двенадцатилетний, что было бы неинтересно двадцатилетнему.

Поэтому забудьте о возрастных ограничениях. Подумайте лучше об интересах ребенка. Узнайте о них у самого ребенка (или, в крайнем случае — у его родителей). И обращайте особое внимание на «нетипичные» интересы — потому что, вероятнее всего, остальные гости выберут подарки, которые больше соответствуют гендерным и возрастным стереотипам.