вторник, 31 октября 2017 г.

Наоми Чокоаго: "5 афронемецких женщин рассказывают о естественных волосах и культурной апроприации"

Источник: i-d.vice.com Переводчик: Ольга Тарабрина

Как волосы связаны с принятием себя? Что должно измениться, чтобы пропало давление на женщин, требующее от них выпрямлять волосы? Мы отправляемся в Берлин, чтобы поговорить об уверенности и косичках-брейдах в столице Германии.


В Германии движение бодипозитивизма наконец-то просачивается в общественное сознание, но в нем есть некоторые бросающиеся в глаза пробелы.
- Люби свое тело и забудь об ИМТ, - говорит среднестатистическая худая белая девушка.
Большинство молодых немок больше не переживает из-за отрастающих на теле волос. Однако цветные женщины, особенно афронемки, очевидно не включены в эту дискуссию. Долгая история расизма и социального отчуждения все еще оказывает свое влияние, и хотя стремление изменить это растет, еще предстоит много работы. Чтобы узнать о повседневном опыте афронемецких женщин, касающемся их волос, мы выходим на улицы Берлина.


i-D Hair Week - это исследование того, как наши прически позволяют нам начать разговор об идентичности, культуре и времени, в которое мы живем.
Статья изначально была опубликована в i-D Germany.



[фотография: лицо светлокожей девушки, усыпанное веснушками. Ее глаза слегка накрашены. У нее темно-коричневые очень кудрявые и пушистые волосы в прическе афро, которая занимает все пространство кадра.]
Джулия Далиа, 25 лет, модель
Насколько прическа связана с принятием себя?
Мои родители буквально понятия не имели, что делать с моими волосами. И я сама никогда не думала о своих волосах как о красивых. Ребенком, я всегда хотела стать голубоглазой блондинкой. Когда мне было 22 или 23 года, я нашла в инстаграме девушку, у которой были объемные кудрявые волосы и которая давала советы как ухаживать за афро. Это было просто откровение! У каждого свой тип волос, и в каждом типе - своя творческая энергия. Чтобы принять ее, нужно сначала с ней познакомиться.
В работе моделью, твое афро ограничивает тебя или является преимуществом?
Большую часть времени это преимущество. В рекламе я всегда “афроамериканка”, которая включена ради политической корректности, улыбающаяся девушка с афро. Я предпочитаю все же думать о преимуществах и не относиться ко всему этому слишком  серьезно.
На работе или где-то еще тебе приходилось сталкиваться с негативными реакциями на твои натуральные волосы? Однажды в автобусе пожилая дама пересела из-за моих волос.

Амандла Стенберг критикует Кайли Дженнер за ее брейды, косички снова в моде, а фэшн-журналы описывают традиционные африканские прически, такие как узлы банту, как “мини-пучки”: культурная апроприация - важный вопрос на повестке дня. Что ты об этом думаешь?
Вдохновляться другими культурами здорово, но это трудная тема. Нельзя просто использовать симпатичные куски культуры и игнорировать мрачные. Нужно быть в прямом контакте с культурой, чтобы ее понимать. И еще - наша культура существует не ради зарабатывания денег. В этом отношении я понимаю общественное возмущение. Но я лично не имею ничего против белых людей с брейдами.   ________________________________________________________________________________

[фотография: на фоне усыпанного розовыми цветами темно--зеленого куста стоит темнокожая девушка в белой футболке и голубых джинсах. Ее волосы заплетены в множество мелких косичек, часть которых связаны на голове в два крупных узла. Остальные косички ниспадают на плечи. На лице девушки нет макияжа, оно спокойное и задумчивое. Ее подбородок опирается на пальцы левой руки, правая свободно охватывает туловище.]
Мааме Асамоа, 19 лет, студентка факультета управления бизнесом
Как прическа связана с принятием себя?
У некоторых волосы пушистые или очень кудрявые, и это нормально - движение за естественные волосы не значит, что у нас всех будут потрясающие кудряшки. Оно означает гораздо большее. Нужно научиться принимать свои волосы. Это движение имеет смысл, только если африканские женщины согласятся с этим. Соцсети тоже играют важную роль. В инстаграме женщина с пушистыми короткими волосами не получит столько лайков, сколько та, у кого огромная грива кудрей.  
Что для тебя значат твои волосы?
Мне они очень важны. Я пытаюсь убедить своих подруг перестать выпрямлять волосы, но тех, кто говорит, что хочет продолжить, не осуждаю.
Когда ты перестала выпрямлять волосы?
Я посмотрела на ютубе видео темнокожей немецкой блоггерки. Ее волосы были химически выпрямлены, коротко подстрижены и сильно повреждены. Она сказала, что у всех людей с африканским наследием такие волосы. Позже, я случайно увидела видео афроамериканки, на котором ее волосы были естественными. Я поняла, что наши волосы могут отрасти, и что химия их только портит. Это дало мне мотивацию, и я стала смотреть все больше и больше американских видео, на которых были девушки с афроамериканками с естественными волосами, и я сама перестала на год выпрямлять волосы с помощью химии.  Когда в 2012 году я поехала в Гану, я отстригла свои выпрямленные волосы и с тех пор они у меня естественные.
Как ты относишься к культурной апроприации причесок?
Это странно. Вокруг ходят все эти девушки с косичками, и считается, что это круто. Но я помню, что когда я ходила в школу с косичками-брейдами, другие дети надо мной смеялись. Если сейчас спросить, почему люди хотят носить такие прически, то зачастую можно получить ответ, что они увидели эту прическу на Кайли Дженнер, и подумали, что это круто выглядит. Это меня злит. Я не знаю, что об этом думать. ________________________________________________________________________________
[фотография: темнокожая девушка сидит, скрестив ноги и кисти рук. Она улыбается и смотрит вбок. У нее очень короткие и пушистые черные волосы. На ней тяжелые металлические серьги-кольца, неяркая помада, белый свитер и клетчатые брюки.]
Джози Кутомбо, 23 года, студентка факультета технологии моды
Что для тебя значат твои волосы?
Во время школьной экскурсии мы посетили концентрационный лагерь в Аушвице. Гид нам тогда сказал, что заключенным насильно обривали головы. Идея, что волосы могут быть связаны с идентичностью и что ее могут насильно отобрать, заставила меня понять значение волос. С тех пор я начала ценить себя и свои волосы.
Что должно измениться, чтобы прекратилось давление на женщин, которое требует от них носить прямые длинные волосы?
Я выросла в маленьком городке и была окружена белыми немцами. Моя лучшая подруга была блондинкой с голубыми глазами. Я всегда хотела выглядеть как она. Для меня мои волосы всегда были проблемой. Расчесывать их было больно, да и с прическами были проблемы. Но главное в том, что то, что мы видим вокруг и в СМИ формирует наши идеалы красоты. Над этим нужно работать.
Как ты относишься к культурной апроприации причесок?
Все эти люди вроде Кайли Дженнер и Риффа Раффа, которые апроприируют нашу культуру… Я  не могу воспринимать их всерьез. ________________________________________________________________________________


[фотография: в камеру смотрит темнокожая девушка с пушистыми волнистыми черными волосами длиной до подбородка. На ней повседневный макияж, в ее носу кольцо, на руке крупное кольцо. На ней свитер черно-бежевый свитер, поверх которого надето ожерелье из крупных бусин с тремя крупными подвесками в виде человеческих лиц. Выражение ее лица слегка скептическое.]
Шаронда Осей-Агеманг, 26 лет, студентка факультета модного дизайна
Как прическа связана с принятием себя?
Сильно. Мы черные и мы из Африки. Наши волосы бывают самых разных видов - можно быть темнокожей африканкой с темными кудрями, или быть более светлокожей африканкой с мелкими тугими кудряшками. Это не значит, что один тип волос более африканский, чем другой. Оба типа внешности прекрасны, но не все готовы это принять. Мой тип волос самый кудрявый из возможных. Многие думают, что такие волосы уродливы, и стараются их выпрямлять.  
Что для тебя значат твои волосы?
Они очень важны, особенно потому, что мне приходится много ими заниматься. Иногда мне приходится оставаться на весь день дома, потому что весь день занимает уход за волосами!
Что ты думаешь о том, что некоторые работодатели дискриминируют людей с афро-волосами?
Думаю, это скорее историческая и политическая проблема. Колониализм стремился вписать всех нас в белую культуру, и мы стали оторваны от нашей собственной. Поэтому в наши дни черные люди в Европе и Америке иногда хотят выглядеть как белые. Выпрямление волос может быть рассмотрено как акт ассимиляции, на который люди идут, чтобы быть принятыми в белом обществе. Теперь этому брошен вызов, и мы ищем путь к себе и своим корням. Некоторые воспринимают это как протест. Но я  думаю, что просто смешно говорить, что наши волосы могут быть “непрофессиональными”.
Как ты относишься к культурной апроприации причесок?
Черных девочек иногда отправляют домой из школы, потому что считают их естественные волосы или косички неприличными. Но вот если Кайли Дженнер появляется на красной дорожке в фальшивых дредах, то внезапно оказывается, что это круто. Некоторые немцы выступают против людей африканского происхождения, но получают выгоду от нашей культуры. Это ненормально. Это сложная тема, потому что есть разница между культурной апроприацией и культурным обменом. Если я делюсь с тобой своей культурой, моя мама делает тебе прическу, или ты приходишь к нам на ужин, то это совершенно нормально. Но если ты просто выхватываешь что-то из моей культуры, просто потому что ты можешь это сделать, не разбираясь в том, что берешь, я считаю твое поведение проблемным. Моя культура - это тебе не модный тренд!
________________________________________________________________________________
[фотография: темнокожая девушка в белой футболке смотрит прямо в камеру. Руки ее сложены на груди, выражение лица решительное. На ней нет макияжа. Ее волосы собраны во много маленьких пучков, которые заплетены в мелкие косички, достающие до плеч. Фон тот же, что на второй фотографии.]
Салимата, 28 лет, модель


Как волосы связаны с принятием себя?
Моя мама, немка, не очень понимала, что делать с моими волосами. В детском саду в них все время попадал песок, и все говорили, что они слишком кучерявые - поэтому меня всегда коротко стригли. В детстве, я всегда собирала волосы в хвостик, потому что у меня не было длинных, прямых, красивых волос, как у других девочек в школе. Только подростком я начала заниматься своими волосами и пробовать новые прически. Теперь я просто позволяю волосам расти и принимаю себя такой, какая я есть.
Молодые цветные женщины чувствуют большое давление по поводу своих волос - как это изменить?
У моего сына очень светлая кожа и светлые прямые волосы. С ним все наоборот. Он часто говорит мне, что хотел бы быть темнее, и что не понимает, почему не выглядит как я. Но если бы его проблемы с принятием себя и с принятием своих волос были бы такими же, как мои, и он был бы похож на меня, я бы отправила его в садик, ничего не делая с его кудрявыми волосами, и стала бы учить его принимать себя таким, какой он есть.
Как ты относишься к культурной апроприации причесок?
Культурный обмен всегда важен и полезен, потому что он позволяет нам расширить горизонты. Но очень важно следить за тем, как он происходит, и в чем заключаются реальные мотивы этого обмена. На большинство людей очень сильно влияет СМИ,  они просто копируют то, что видят на знаменитостях, и так ничего и не узнают об исконной культуре вещей, которые используют эти знаменитости.


________________________________________________________________________________

[фотография: пять девушек с предыдущих фотографий стоят вместе и смотрят в камеру. Они стоят плотно, двумя рядами. Две девушке на переднем плане держатся за руки и одна из них придерживает другую за локоть.Над группой видны острые зеленые листья пальмы.]

[фотография: на фоне кактусов девушка с прической афро стоит спиной к фотографу. Ее пушистые и кудрявые коричневые волосы украшены бутонами желтых цветов, похожих на шиповник.]



Фотографии - Джозеф Вольфганг Олерт
_____
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.