Источник: Everyday Feminism
Переводчик: Валерий Качуров
Посвящается Сандре Бем, которая скончалась 22 мая 2014 года.
Родитель и ребенок прижимаются друг к другу лбами. Источник: Huffington Post |
Вне зависимости от того, являетесь ли вы родитель_ницей, или планируете е_й стать, или вообще не хотите заводить детей, в любом случае важно, как вы говорите с детьми о гендерных вопросах.
Хотя дети во многом учатся таким вопросам путем наблюдения за своими сверстниками, основу своего понимания они берут у взрослых в семье.
Почему важно разговаривать со своими детьми о гендерных вопросах? Потому что если вы этого не сделаете, то они изучат ту модель, которая распространена в обществе - модель взаимоисключающих полов и поляризованных гендерных ролей.
Эта модель не совсем способствует равенству и инклюзии. И на самом деле она ведет к угнетению большой группы людей - всех, у кого есть женственные качества.
Да, за несколько прошедших десятилетий мы добились прогресса в том, чтобы рассматривать феминные качества более позитивно. Но люди с женственными качествами по-прежнему каждый день сталкиваются с неравенством и угнетением.
Если мы хотим жить по-настоящему феминистской жизнью, то нам следует воздержаться от поддержки любых угнетений. И становясь более осведомленными о сложности гендерной проблематики, мы можем сознательно жить так, чтобы не поддерживать гендерные стереотипы.
Рассказывая об этом понимании своим детям, мы можем внести изменения в мышление следующего поколения, и тем самым прервать укоренившиеся структуры угнетений.
Но давайте немного отвлечемся. Почему так получается, что концепция гендера у наших детей настолько не зависит от нас? Ответ прост - из-за гендерной социализации.
Гендерная социализация - это процесс, посредством которого люди “обучаются” гендерным ролям, просто наблюдая за общественными нормами, и видя, что происходит с теми людьми, кто им не соответствует.
В школе дети видят, какими могут быть последствия несоответствия - и быстро усваивают, что чтобы быть принятыми, нужно соответствовать. Хотя значительная часть социализации детей и происходит в школе, но то, что вы делаете дома, может значительно повлиять на гибкость и инклюзивность их мышления.
Итак, вот четыре способа, с помощью которых вы можете поддержать гендерную автономию своих детей:
1. Поощряйте разнообразие возможностей
Поощряйте вашего ребенка пробовать любые виды деятельности - в том числе и те, которые нетипичны для е_ё пола. Это дает ребенку разрешение на активное гендерное самовыражение.
Когда люди дарят вашему ребенку подарки, которые навязывают е_й необходимость следовать общественному пониманию гендера, то покажите ребенку, что он_а сам_а может решать, что е_й делать, чего хотеть, и как_ой быть.
Вы можете принимать участие в различных занятиях, которые ассоциируются с различными гендерными идентичностями.
Давая ребенку возможность изучать книги, игрушки, игры, фильмы и людей, которые не увековечивают гендерные стереотипы, вы поддерживаете е_е чувство гендерной гибкости.
Когда вы показываете, что человек не ограничен своим гендером, то вы воспитываете понимающего и принимающего ребенка, котор_ая сможет формировать более сильные связи со знакомыми е_й людьми.
2. Принимайте андрогинность
Это понятие подробно описано Сандрой Бем, феминистским психологом и исследователем. Андрогинность - это гендерное самовыражение, которое не ограничивается одним спектром, и позволяет нам лучше понять, как маскулинность и феминность участвуют в нашем гендерном самовыражении.
До того, как появилась революционная работа Бем, гендер обычно представлялся в виде спектра между мужским и женским полом.
Хотя некоторые к тому моменту уже признавали, что один человек может соответствовать одновременно разным частям спектра, и это не укладывается в бинарность. Что один спектр не позволяет описать такую гендерную идентичность и самовыражение, которая содержит и “маскулинные”, и “феминные” черты.
Сандра Бем предложила новый взгляд - рассмотреть гендер не как точку в одном спектре, а как динамические колебания в двух спектрах, что позволяет лучше понимать и описывать гендерное самовыражение.
Помимо этого, Бем также предположила, что андрогинность является более здоровым состоянием, и её можно считать признаком психически уравновешенных людей.
Поэтому, вместо того, чтобы хвалить вашу дочь только за "женское поведение" (забота о семье, работа по дому, и т.д), лучше используйте гендерно-нейтральные поощрения, которые могут поощрять ребенка вести себя более гибко.
Вы можете поощрять и “феминные”, и “маскулинные” качества, и это может помочь вашему ребенку достигать лучших результатов.
3. Контролируйте свою речь
Каждый день, когда ваш ребенок идет в школу, он_а попадает в мир, в котором язык гендерных стереотипов является совершенно нормальным.
Там девочки и мальчики разделены, и к разным полам люди относятся по-разному, исключительно из-за своих предубеждений. Школьная жизнь наполнена гендерными оскорблениями и критикой.
Но у вас есть возможность объяснить вашему ребенку, что е_ё гендер не определяет, кто он_а, и что гендер может не влиять на то, как он_а должен_а жить и вести себя. Вместо того, чтобы говорить похвалы вроде "Отлично, ты хорошая девочка", вы можете использовать поощрения, не привязанные к гендеру, например: "Спасибо, ты хорошо работаешь".
Связывая гендер и похвалы, мы укрепляем в ребенке идею о том, что е_ё старания как-то связаны с тем, чтобы он_а проявлял_а стереотипные гендерные черты.
Когда мы открыто говорим с ребенком, и помогаем е_й понять, что на самом деле у всех людей есть разные комбинации пересекающихся качеств, это может помочь ребенку развить гибкое гендерное самовыражение, вместо статического.
4. Помните, что гендерная идентичность и гендерное самовыражение - это две разные вещи
То, что мы видим, и то, что мы чувствуем, очень отличается. Эти две вещи часто расходятся. Как у взрослых, так и у детей.
То, что ребенок младше нас, не означает, что мы должны отказать е_й в праве исследовать возможности гендерного самовыражения. (Подобные ограничения были бы явным проявлением эйджизма).
Но не стоит забывать, что то, как дети начинают идентифицировать себя, и то, как они выражают это - совершенно разные явления. Хотя они и связаны, лучше рассматривать их индивидуально и с осторожностью.
Даже если вы сами перечислите все способы, которыми вы выражаете себя, то, скорее всего, они не будут соответствовать только одному гендеру. Скорее всего, у вас есть много инструментов для взаимодействия с миром, которые не ассоциируются с каким-то определенным полом.
Идентичность и самовыражение ваших детей (как внутри, так и снаружи) играет огромную роль в том, как дети воспринимают свой гендер, и что они считают приемлемым.
Расскажите им, насколько разнообразен может быть один человек, в чем разница между биологическим полом и гендерной идентичностью, и как замечательно не ограничивать свое поведение гендерными стереотипами!
***
***
Гендерное самовыражение - это конструкт, который отражает, как человеку живется в мире, и как он_а видит себя. И прежде чем контролировать вашего ребенка в гендерных вопросах, поговорите с н_ей о них, а также расскажите об инклюзии.
Прекрасно, если ваш ребенок интересуется разными видами деятельности и предпочитает различную одежду. Если он_а интересуется вещами, которые “cоответствуют” е_е биологическому полу, то в этом тоже нет ничего плохого.
Лорен Розенталь является постоянным автором Everyday Feminism. Она близнец по гороскопу, и этим объясняет свое стремление помочь себе и другим раскрывать себя. Она любит читать, и проводить свободное время с кошками и с людьми. Основными интересами активизма Лорен являются вопросы осведомленности в вопросах гендера и сексуальности, вопросы женщин и их тела, и вопросы эйджизма. Лорен рассматривает эйджизм как невидимую и всепроникающую форму угнетения. Вы можете прочесть размышления Лорен в ее личном блоге. Она очень любит общаться с теми, кто интересуется историей феминизма и его влиянием на женщин всех возрастов. Ее статьи вы можете найти здесь.