воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Реклама и риторика фонда Выход

Фонд Выход (не путать с ЛГБТ-организацией Выход), является крупнейшим фондом «помощи» аутичным людям в России. Но действительно ли он им помогает?

Раньше я уже писала о том, как работники фонда нарушают авторские права на цитаты и тексты аутичных людей, и как они пытаются «заткнуть» неугодных им аутистов.

Теперь я хочу рассмотреть их социальную рекламу и сайт для сбора средств.

О САЙТЕ.
Посмотрите внимательно на их сайт для сбора средств.
Почему их программа «ты не один» создана не для аутистов, а для «родителей детей с ауизмом, их близких и друзей»?

Почему на их курсах и лекциях выступают преимущественно неаутичные лекторы (а если к ним и попадают лекторы-аутисты, то ими оказываются говорящие устно аутисты среднего класса, с «удобной» для фонда позицией)?

Почему они адаптируют только те «сервисы», которые считают актуальными «родители детей с РАС»? Почему они «меняют систему», создавая инклюзивные музеи и кинотеатры, вместо того, чтобы создавать инклюзивные колледжи, ВУЗы, предприятия и офисы? Почему они консультируют работников музеев, но не консультируют специалистов по кадрам? Как именно они помогают взрослым аутистам, организовывая сеансы и экскурсии для аутичных детей (или, может быть, не для них – во всяком случае, не ради них – а ради их родителей)?

Почему они занимаются «адвокацией родителей и детей», а не поддержкой в защите прав взрослых аутистов?
Почему изданные все ими книги посвящены тому, как изменить поведение аутичных детей, и ни одна из книг не посвящена тому, как изменить общество, сделав его менее эйблистским? Почему все их «информирование» вертится вокруг информации, написанной об аутизме теми, кто никогда не был аутистом?
Почему в фонде «помощи аутистам» нет аутичных «послов» и руководителей?
Почему они выбрали своим символом «детского» грустного медвежонка? (этот символ точно не может обозначать аутистов всех возрастов)
Этот список можно продолжить, но, думаю, этого достаточно для того, чтобы понять, что работа фонда направлена совсем не на аутистов.


О РЕКЛАМЕ.
Теперь я хочу подтвердить свою теорию, обратив внимание на их социальную рекламу фонда. Я сделаю это, рассмотрев три поста, которые недавно появились в их группе в ВКонтакте. Все они были созданы ради того, чтобы собрать средства на нужны Фонда. И два из трех постов основаны на словах главы фонда, Авдотьи Смирновой, так что их можно считать официальной позицией организации.

Я буду рассматривать данные посты, следуя от самого безобидного к самому страшному.

1. ВИДЕО О РОДИТЕЛЯХ.
Вот первый пост, на который я хотела бы обратить ваше внимание.  Это – цитата Авдотьи Смирновой, и видео о родителях аутичных детей.

В частности, глава фонда пишет следующее:
«В фильме "Антон тут рядом" Антон Харитонов пишет фразу: "Люди терпят". Я последние дни всё думаю об этой фразе. 
Что они терпят? 
Какие люди? 
Как они могут терпеть? 
Мы в фонде постоянно снимаем интервью с родителями детей с аутизмом. Я хочу показать вам небольшую часть этого материала, просто чтобы вы поняли, с чем мы имеем дело. И на что мы собираем деньги. 
На помощь им»

Обратите внимание: несмотря на то, что она пытается преподнести свой фонд как фонд «помощи» аутистам, в этом посте она вполне однозначно пишет о том, что собирает деньги ради родителей аутичных детей. Здесь нет ни слова о переживаниях и чувствах самих аутистов. В посте, который прикреплен вверху страницы группы помощи аутистам, нет ни слова об аутистах.

Ролик тоже довольно спорный.

Мне очень понятна первая выступающая - мама, которая боится, что ее ребенок умрет в закрытом интернате. Я тоже боюсь за аутичных детей и взрослых, которых запирают в психоневрологических интернатах. Но подобными видео эту систему не сломать. И подобной риторикой тоже.

Следующий родитель - отец, который думает, что его ребенок не может мечтать... меня подобная риторика настораживает. Она кажется мне дегуманизирующей.

И, наконец, женщина, которая говорит большую часть видео, и постоянно плачет. Она жалеет, что ее ребенка не взяли в детский сад. И моя первая мысль была "замечательно"! Пребывание многих аутичных детей в садике было кошмаром, который принес только психологические проблемы. Ее ребенку удалось этого избежать, так в чем же трагедия? Разве детский сад так необходим для дальнейшего благополучия человека?
И почему мама считает, что если ее ребенок не может "говорить устно", он не сможет ей пожаловаться? (Почему она думает, что аутичный ребенок, который говорит устно, без четких инструкций понял бы, как это сделать? И отчего ей кажется, что невозможность говорить устно не даст ребенку сообщить о своих потребностях?)

Разве она никогда не слышала об альтернативной коммуникации?
И разве об этом не слышали работники крупнейшего в России фонда "помощи аутистам"? Почему они не рассказали этой маме, что многие неговорящие аутичные люди не просто могут "говорить" о своих проблемах, а и являются активистами за права других инвалидов? Почему они не показали ей тексты, написанные неговорящими аутичными людьми? Почему не объяснили, как обучить ребенка альтернативной коммуникации?
А если они все это сделали... почему она плачет?

Глядя этот ролик, я вспоминала о том, что говорила другая мама другого неговорящего аутичного ребенка: "Думаю, что самое худшее – это не когда мой ребенок не может говорить.

Самое худшее – это когда я не могу слушать"

2. ВИДЕО С САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА.
В посте над видео Авдотья Смирнова снова подтверждает, что собирает деньги не ради аутистов, а ради их родителей:

«Я никогда не думала, что своим легкомысленным отношением к этим словам я горько и жестоко раню людей, которые живут бок о бок с тем, кто страдает от настоящей социофобии или депрессии. Что родители детей с аутизмом не понимают, как это слово можно употреблять между прочим, иронично, говоря про собственную усталость от общения. 
Когда я разговариваю с ними по телефону, часто фоном слышен непрекращающийся крик ребёнка. 
Это аутизм. 
Он бывает разный, в том числе тяжёлый. 
Вот у Алекса тяжёлый. 
Таких роликов, как ролик про Алекса, в сети много. Все они сняты не у нас. У нас родители бояться показать своих детей. Боятся, что их осудят, а детей отнимут. Вот им надо помогать. У них такие дети. А могли бы быть у нас. У вас. У меня.»

В этом высказывании она, во-первых, прямо заявляет, что хочет помогать родителям «детей с аутизмом», снова «забыв» о самих аутистах.
Она даже не думает о том, что аутисты тоже могут что-то чувствовать – рассуждая об эйблистской лексике, она пишет только о чувствах «родителей детей с аутизмом».

Но это еще не самое страшное. Самое страшное - это прикрепленное видео, которое является грубейшим нарушением права ребенка на частную жизнь.
Подобный ролик не вызывает у меня сочувствия по отношению к РОДИТЕЛЯМ этого ребенка. Скорее я начинаю бояться о его безопасности в семье, которая считает допустимым выкладывание подобных видео. На что у меня есть явные основания - именно так вели себя родители, которые позже убивали своих детей.

Но даже если ребенок в относительной безопасности, и его не попытаются убить, распространение данного видео в интернете является крайне неэтичным поступком.

Большая вероятность, что ребенок ведет себя подобным образом, чтобы заглушить боль или неприятные ощущения. Его надо отвести к хорошему врачу. Но вместо этого его снимают на камеру.

Еще есть вероятность, что подобное поведение ребенка вызвано стрессом, который съемки явно не смогут решить.

Интересно, понравилось бы госпоже Смирновой, если бы ее муж снял ее на камеру тогда, когда она себя очень плохо чувствует, а потом выложил бы это в интернет, чтобы показать, какая она бедная-несчастная, и как ему с ней тяжело живется?

Думаю, не понравилось бы. По отношению к себе она бы посчитала такое поведение недопустимым, просто потому, что она взрослый нейротипичный человек.

И для того, чтобы применять к себе другие стандарты, ей надо считать детей-аутистов не-совсем-людьми.

3. РЕЧИ НЕНАВИСТИ.
Следующий пост не написан Авдотьей Смирновой, что не делает его менее страшным.
Потому что это – неприкрытые речи ненависти по отношению к аутичным людям.

"Мы все очень боимся аутизма. Мы читать же умеем, смотрим статистику - и умираем от ужаса. Количество детей с аутизмом растёт с такой скоростью, что каждый из нас уже боится, что один из внуков или правнуков будет с аутизмом, что нас коснётся. Как бы мы не зажмуривались - это так"

Именно так говорится в данном посте.

А надо бояться не аутизма, а таких "помощников".
Надо бояться подобной "рекламы" ради денег, вместо нормальных статей о том, почему аутизма (и аутистов) не стоит бояться.
Надо бояться того, что Фонд Выход публикует подобные посты.

Замените слово «аутист» на слово «еврей», и вы поймете, о чем я говорю. Представьте себе фонд, который называет себя «фондом содействия решению проблем еврейства». Представьте, что в официальном издании данного фонда написано о том, что все мы, якобы, «ужасно боимся евреев», «умираем от ужаса, ведь евреев становится все больше» и «каждый из нас боится, что один из наших правнуков будет евреем».

Вам это ничего не напоминает?