вторник, 22 ноября 2016 г.

Мелиса А. Фабелло: «Быть феминисткой в нефеминистическом мире»

(Примечание: Статья написана для феминисток, но изложенные в ней советы могут подойти любым активист_кам, вне зависимости от того, каким видом активизма они занимаются)

Источник: Everyday Feminism



(Черный человек, вероятно, женщина, сидит, подперев лицо руками. У нее недовольное лицо. Источник: Black Love Forum)

Я отключила комментарии на YouTube.

-Зачем? – написал друг. – Разве возможность оставлять комментарии не создает возможность для ведения дискуссии чаще, чем мешает из-за редких комментариев троллей?

- Редких? – фыркнула я. – Скорее постоянных.

Решение о таких радикальных мерах далось мне нелегко. Я обдумала все плюсы и минусы. Я задавала себе тяжелые вопросы. Я боялась, что таким образом я лишу хороших людей с хорошими намерениями площадки, на которой они могут высказывать свое мнение.

Но вечером я все же решила, что мое эмоциональное благополучие для меня важнее, чем возможная польза от комментариев, и что так и должно быть. Я устала заходить на YouTube, боясь очередной негативной реакции, и затаив дыхание от этого страха.

- Я получаю гораздо больше комментариев вроде: «возвращайся на кухню, шлюха»,  - ответила я. – Минусов здесь гораздо больше, чем плюсов.

Но почему? Из-за чего минусов больше, чем плюсов? Почему люди угрожают меня убить или изнасиловать, почему они шлют мне десятки низкопробных кухонных анекдотов, почему существует так много мужчин, которые пытаются мне объяснить, что на самом деле значит женский опыт, и почему люди оставляют столько комментариев о «титечках» и пожеланий идти на х*й?

Прежде всего, это связано с тем, что я женщина. И не просто женщина, а женщина со своим собственным мнением, которое она открыто высказывает, и которую им удобнее заткнуть, чем слушать. Потому что такие как я не могут нормально существовать в патриархальном обществе.

Я феминистка.

И по сравнению с другим радикальным решением, на которое я готова была пойти, отключить комментарии на YouTube было просто. Я хотела жить вдали от общества, спрятаться, и до  конца жизни жить в однокомнатной каморке со своей кошкой и книгами. Я думала об этом на полном серьезе – и что в этом такого странного?

Но вместо этого я решила еще раз переосмыслить свое место в мире, и то, что мир значит для меня. Так я пришла к двум решениям, о которых я всегда стараюсь не забывать.

Во-первых, я всегда стараюсь держаться с достоинством, вне зависимости от того, что обо мне пишут анонимные недоброжелатели на Tumblr.
Во-вторых, мне пришлось признать, что моя боль реальная. Что действительно тяжело быть феминистской в антифеминистическом мире.


Все это непросто.

Одна дело тролли из интернета. То, что у такого количества мудаков есть доступ к высокоскоростному соединению реально мешает, но они не заслуживают того, чтобы на них обращали внимание. Можно просто выключить компьютер, или блокировать комментарии, или убедить себя в том, что анонимный человек, который_ая только что писал_а тебе что он__а хочет, чтобы ты умерла долгой и мучительной смертью, просто не понимает, что говорит.

Но что можно поделать с людьми в реальном мире? Если это твои друзья или члены семьи? От подобных комментариев у меня в животе все сжимается.

Это происходит, когда ваш_а бывший_ая сокрусник_ца, стар_ая знакомый_ая или коллега по работе комментирует вашу ссылку на  Facebook, пытаясь убедить вас в том, что вы слишком преувеличиваете, и вы не можете справиться со вскипающей в вас яростью.

Это происходит во время неловкого молчания, когда на  семейной встрече ваш дядя заявляет, что аборт – это убийство, и все смотрят на вас, ожидая вашей реакции, и никто не решается ничего сказать.

Это происходит, когда ваша собственная мать смеется и дает вам советы, когда вы рассказываете ей о домогательствах на улице.

Иногда, несмотря на поддержку в замечательных феминистических интернет- сообществах, в которых вы чувствуете себя в безопасности, вы можете чувствовать себя ужасно одинокой. Вы подвергаетесь нападкам. Вы подвергаетесь домогательствам. К вам относятся с ужасным неуважением.

И, со временем, боль увеличивает ваше недовольство и растет, пока вы трещите по швам, готовые пойти на что угодно в следующий раз, когда очередной человек скажет, что феминизм – фигня.

Но у вас есть выбор (мы, феминистки, так любим выбор). И вы можете выбрать заботу о себе.

Итак, я не хочу сказать, самое худшее, что может быть в жизни – это быть феминисткой и получать ответную реакцию. Это не так.

Для большинства из нас грубые шуточки о том, что наше место на кухне – явно не самая серьезная проблема.

И те из нас, кто маргинализирован еще и другим образом – например, наши небелые сестры, и те, кто принадлежит к ЛГБТ-сообществу – переносят (к сожалению) на себе гораздо более тяжелые удары. И они могли бы рассказать вам истории, которые гораздо хуже моей, и объяснить, как интерсекциональность влияет на восприятие, потому что чем больше вы маргинализированы, тем меньше вас воспринимают всерьез.

Но как феминистки, думаю, мы все можем согласиться с тем, что подобные нежелательные реакции – вне зависимости от того, насколько они серьезные –являются болезненными и заслуживающими внимания.

Они являются следствием существующей системы, но от этого не легче – иногда нас может тошнить от всего этого. Иногда мы не можем зависеть от окружающего нас мира, потому что в нем нет того, что может нас поддержать. Иногда нам надо самим о себе позаботиться.

Итак, вот несколько идей, которые помогут вам выжить, если вам приходится быть феминистками в нефеминистическом мире:



1. УЧАСТВУЙТЕ В РАЗГОВОРЕ ТОЛЬКО ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ОН БЕЗОПАСЕН И ЧТО В НЕМ МОЖЕТ БЫТЬ СМЫСЛ.
Возможно, вам стоит обсудить с непонимающим вас собеседником вопросы привилегий. Может, вашему собеседнику надо просто лучше понять историю движения за права женщин, и то, как оно изменила общество. А, возможно, все дело в том, что этот человек просто не понимает, как сильно СМИ влияют на наше восприятие феминизма.

Если вам кажется, что вы можете говорить с собеседником в безопасном и конструктивном ключе, то действуйте!

Но если вы не можете или не хотите с ним_ей говорить, то…



2. СДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВ. ВЫ НЕ ПРЕДАДИТЕ ФЕМИНИЗМ СВОИМ ОТСТУПЛЕНИЕМ.
Однажды, когда я жила на севере, я общалась с человеком, который пытался меня «спасти» - точнее, обратить в христианство. Я вежливо объяснила ему, что я агностик, который совершенно уверен в своих взглядах, и что его попытки ни к чему не приведут.

И знаете что он ответил?
- Ладно.
Он добавил, что не хочет проповедовать тем, кто все равно не сможет его понять, и что он хочет приберечь энергию для людей, которые готовы к разговору, и которым он действительно может помочь.

И это было самое лучшее, что он мог сделать. Я часто рассказываю об этом случае, когда молодые феминистки-новички просят, чтобы я научила их убеждать людей. Тратьте время и энергию на людей, которые будут вас слушать и воспринимать то, что вы говорите. Тогда вы действительно сможете на что-то повлиять. И вам не будет казаться, что вы бьетесь головой об стенку.


3. ПЫТАЙТЕСЬ ВИДЕТЬ В ЛЮДЯХ ХОРОШЕЕ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРИ ЭТОМ О ПЛОХОМ.
Иногда хорошие люди совершают плохие поступки. Иногда люди ведут себя грубо, отказываясь это признавать. И важно не забывать, что ни один человек не может быть исключительно плохим, или исключительно хорошим.

Не забывайте о том, что определенные виды поведения являются неприемлемыми, но при этом не оценивайте всего человека  на основании отдельно взятых действий или убеждений. Это особенно важно во время работы с семьей и друзьями.

Только то, что ваш отец верит в стереотипы, касающиеся гендерных ролей, не делает его ужасным человеком, верно?



4. ЗАЩИЩАЙТЕ СЕБЯ. ВЫ ЗАСЛУЖИВАЕТЕ УВАЖЕНИЯ.
Если кто-то вам грубит, укажите ему_ей на неприемлемость его_ее поведения. Вы не обязаны ради этого с ним_ей спорить. Вы можете просто сказать что-то вроде:
- Мне очень жаль, но мне тяжело продолжать этот разговор, потому что мне кажется, что вы на меня постоянно нападаете. Мы сможем обсудить это  только когда вы будете готовы говорить со мной с должным уважением.

На этом можно закончить. Никому не позволяйте себя унижать. Дай им знать, что отстойно вести себя подобным образом.

И помните сами, что совершенно нормально устанавливать границы и требовать уважения. Иногда нам кажется, что если мы пытаемся защитить свои собственные права в публичном пространстве, мы тем самым показываем «слабость» и предаем феминизм.

Я же готова поклясться, что это не так; и что в попытках заставить других относится к себе с уважением, нет ничего антифеминистического.



5. ГОВОРИТЕ ПРАВДУ, И НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ДРУГИМ ВАС ЗАТКНУТЬ.
Вы знаете ту правду, за которую вы хотите бороться. Она основана на вашем опыте и на вашей истории. Они принадлежат вам, как и ваш голос.

Помните о том, что вы чувствуете, и никому не позволяйте забрать это у вас. Продолжайте говорить о своей правде. Не позволяйте троллям вас заткнуть.  Вы нам нужны!

Но при этом помните, что вы не обязаны постоянно быть активисткой. Утомительно непрерывно отстаивать правду. Но, вне зависимости от вашего состояния, вы можете рассказать о ней себе или тому_ой, кто вас понимает.

При этом вы можете уйти от разговора, если кто-то посягает на вашу частную жизнь, обесценивая ваше мнение (или каким-либо другим образом).

Найдите удобный для вас способ, помогающий справляться с антифеминистическими настроениями.

И, эй! Если один_а из нас терпит неудачу, он_а всегда сможет найти поддержку среди своих товарищей-феминист_ок.

Потому что, вне зависимости от чьего-либо мнения, вы заслуживаете уважения. И если вы хотите, чтобы к вам относились с уважением, относитесь с уважением к себе.


Мелисса А. Фабелло является одной из менеджеров- издательниц Everyday Feminism.  Она занимается вопросами предотвращения бытового насилия, сексуальным просвещением, проблемами расстройства пищевого поведения, активизмом с целью формирования позитивного представления о теле, и вопросами медиа-тактичности. Она живет в Филадельфии. Она любит дождливую погоду, «Парк Юрского периода» и иногда песни Taylor Swift. Ее можно найти на YouTube и Tumblr. У нее есть диплом учителя английского языка из Бостонского университета, и кандидатская степень по вопросам сексуальности из Видинерского университета. Сейчас она работает над докторской степенью. Вы можете найти ее в Twitter @fyeahmfabello. Здесь вы можете прочесть ее статьи, а здесь – ее книгу о проведении публичных дискуссий.