четверг, 17 ноября 2016 г.

Али: "Теория капусты"

(Примечание администрации: Статья нейроотличного человека о своей гендерной идентичности) 

Этот пост содержит боль, так что если вы несчастливы или у вас в жизни сейчас перегруз боли и вы не в силах думать о других, можете не вникать. *Но в нём есть и надежда*

Вообще, я счастливый человек. Несмотря на некоторые особенности, из-за которых я не могу благополучно состыковаться с реальной действительностью, я счастлив некоторым вещам, например, тому, что:
• утром, когда не могу встать, даже если выспался (иногда это доводит меня до упячки), я могу попросить: «Господи, помоги мне, пожалуйста, встать», — и через два часа проснуться довольным и жизнеспособным, без желания умереть;
• у меня прекрасная мама, и благодаря ей моё детство было замечательным (меня не ломали, не упрекали в инаковости, обо мне заботились, мне выражали любовь, приязнь и веру в мою моральную состоятельность и разумность);
• у меня есть замечательная община, полная друзей, и Дело, которое важнее всего на свете;
• обстановка вокруг, на первый взгляд довольно унылая, на практике служит тому, чтобы обеспечить мне удобство, комфорт и будущее;
• мой опыт, мои люди, мои способности, — всё это принесло в мою жизнь много богатств. Йа Баха-уль-Абха.

И всё же есть темы, которых я избегаю, радости, которым не могу сопереживать, активности, в которых не могу поучаствовать. Я даже назван был однажды гетерофобом, потому что не спешу разделять переживания и надежды своих ближних, связанные с семьёй и детьми. На самом деле, даже больше: я убираю из новостей тех, кто репостит «женское счастье», довольно резок с нетолерантными людьми, избегаю бесед и встреч, где обсуждаются и демонстрируются «отношения», и тому подобное защитное поведение мне свойственно. Короче, тема пола — одна из тем, которые я прячу.

Я могу описать свои чувства как нежелание, чтобы меня хватали за обожжённую конечность. Даже случайно. Даже чтобы просто задевали. И тем более, чтобы не обматывали тряпками. Даже если это конечность не моя, а вообще.

Это опыт, который сложно донести, когда твоя проблема окутана ореолом мифов об «извращенцах». И это опыт, о котором сложно говорить, когда твой вопрос настолько «деликатен», что по причине его крайней «деликатности» люди боятся развеивать свои предубеждения. Кажется, они уверены, что знают, как должно выглядеть твоё «исцеление», даже не разбираясь в вопросе (тем более, если и ты в нём не профессионал).

Будучи мной, также сложно поверить в возможность понимания и искать его в трансгендерной среде. Во-первых, потому что нецисгетеросексуальные люди часто имеют опыт религиозной травмы, и представление официальных религий о природе вещей для них как посягательство на достоинство и самоуважение личности. Во-вторых, потому что по убеждениям большинства для психологического здоровья требуется самопринятие. Есть даже термин такой: «эго-дистония» — (здесь) когда ты не принимаешь свою настоящую гендерную идентичность или сексуальную ориентацию.

Поэтому, опуская вопрос, почему я стараюсь быть любимым и принятым всеми, кто мне небезразличен, я хочу раскрыть свой взгляд на идентичность вообще: как я думаю, что это такое.

Мы себя понимаем и принимаем через Другого, так? Человек рождается, у него или неё есть чувство Я, но оно превращается в образ Я, когда этот человек что-то делает и видит себя глазами других, глазами чего-то большего, чем он или она сам(а). Я представляю себе звезду, которая имеет своё воплощение, но сама не видит его, если только оно не освещается другими звёздами.

Это воплощение похоже на росток. Он пробивается из глубины общечеловеческого богатства, берёт оттуда питательные вещества, материал для роста и тянется к свету. Каждая социальная роль, проявление внутреннего вовне, в свет чужого взгляда – это один лист на побеге (и интерфейс для коммуникации). Когда таких листьев много, они усваиваются чувством Я звезды. Они становятся кочерыжкой. Эту кочерыжку называют личностью.

Знаете, как бывает? Бывает, что тебе дают плохую обратную связь. Или такую, что лист не растёт вообще. Бывает, твои листья получают повреждения, или на них падает неверный свет, искажая их. Бывает, листья гниют в неблагоприятных условиях. Бывает, к тебе прикладывают не твои листья!

Бывает, у тебя вовсе нет кочерыжки. В случае, когда чувство Я у человека очень глубоко, спрятано, и/или на формирование его представлений о себе слабо влияет социализация.

Бывает, кочерыжка болеет.

Пример. Человек проявляет себя с одной стороны как мягкий и рассудительный. В тех условиях, где он или она растёт, это оценивается, как слабость, — не важно, самим человеком или той точкой зрения, которую он или она приписывает окружению. Это качество может в результате отторгнуться. Это качество может преобразоваться или компенсироваться противоположным. Вырастет новый лист, непохожий на предыдущий, не похожий на свойственные — казалось бы! — этому растению листья. Это не уменьшит достоинства человека, потому что в его или её душе безграничный потенциал. Но это скажется на личности, характере и судьбе.

Люди могут говорить, что это неправильная капуста, считать её гнилой или нездоровой. Но, если приглядеться, наоборот: здоровье защищает росток мощными листьями от повреждений и воздействий извне. Мы преодолеваем трудности и порой выносим драгоценный опыт. Больше разнообразной капусты! Она может дать хорошие плоды.

Кочерыжка очень важна для человека. Это его внутренний стержень. Если он выйдет из строя, может случиться ядерный взрыв. Да, порой он требует очень многого, иногда попросту перетягивает все силы на себя, вместо того, чтобы давать энергию. Это называется эгоизмом и может превратить звезду в чёрную дыру, однако… Кочерыжка — личность — основа связи человека с этим миром, код его языка. А корешки листьев, из которых она состоит — и есть идентичности.

Идентичность — это чувство собственной принадлежности. То, каким ты себя видишь, и к какой категории относишь. Ты можешь вырасти на Западе и считать себя человеком Востока, или наоборот. Ты можешь быть взрослым, а чувствовать себя ребёнком, или наоборот. Это исходит изнутри, но это результат того, с чем ты столкнулся снаружи. И это дар, обратная связь миру.

Идентичность — это точка координат, с которой кто-то рассматривает себя, имея на то определённые причины. Это чувство разделения каких-либо целей, моделей поведения и чувствования, отношений и ценностей. Если кажется, что человек себя называет тем, кем не является, возможно, вы не знаете кое-чего о нём или о ней. Это также верно, как и то, что, наблюдая только со стороны, человека можно ложно приписать не к той категории. Категорий сейчас так много в мире, они так перепутаны, порой так ограничены.

В случае гендерной идентичности в современном мире «гендер» — это чаще культурная категория, чем половая, и его разнообразие зависит абсолютно и полностью от социокультурных условий отдельного места и времени — того, в каком «свете» рассматривается пол. Именно поэтому категорий гендера больше, чем два... У меня гендерная дисфория начинается не от того, что я принадлежу к женскому полу, а от того, что слова «женщина» и «девушка» в большинстве ситуаций — социальный статус современного общества, который отторгается моим нутром. Поэтому моя гендерная идентичность не совпадает с тем или другим полом. В то же время в другом месте и в другой культуре, например, культуре светлого будущего, в которое я верю (и которое, увы, меня не сформировало), эти слова имеют другое, более благородное значение, поэтому там нет такого разнообразия идентичностей, и у таких, как мы, возможно, будет иная судьба. Но это уже совсем другая история…

Одновременно с этим, идентичность — это чувство общности и солидарности по тем или иным признакам, или по самому главному — самосознанию. Ведь если подумать, каждый из нас намного большее, чем просто кочан капусты.

Так получилось, что внутри моей капусты нет обыкновенной кочерыжки. По правде говоря, это больше похоже на маковый цвет. Я плохо усваиваю социальные роли и с детства смотрю на эти игры со стороны. Поэтому я вроде как «принимаю» свои переживания и «интерфейсы», но всё равно хочу чего-то большего, и знаю, что это возможно. Из-за этого у меня в отношении ярлыков «всё сложно», в отношении отношений с людьми — тоже. Более того, я верю, что наш дух способен влиять на то, какими мы предстаём перед собой и, через действия, перед другими. Это будет совсем не то, как нас отражают сторонние огни или витрины массовой культуры. Листья совсем другого качества. Листья вокруг столпа света. Но это определённый путь исследования себя — мистический путь, и этот путь трудно пройти в одиночку. А в тесной толпе, где толкаются локтями, его практически невозможно пройти :)

Но я говорю о нас нынешних и наших ближних. Даже не входящие в кочерыжку листья, простые листья, сформированные в нашей земной среде, очень ценны для самоуважения, самопринятия и контакта с миром. *Вот тут боль за всю капусту мира.* Можно представить, каково тем, у кого они составляют часть личности. Когда ты чувствуешь себя и мир определённым образом и не можешь поменять раскладку. Я иногда у себя в голове не могу поменять раскладку, диссоциироваться и перестать чувствовать себя в определённом образе, это неприятно (так же неприятно, как когда твои коммуникационные образы от тебя пытаются отторгнуть извне). Наверное, было бы лучше, если бы все развивали способность временами растождествляться :) И идеально, на мой взгляд, когда духовная природа в человеке становится главной идентичностью, из которой происходят все остальные. Я к этому стремлюсь.

Эта вся простыня пусть будет приурочена к Дню толерантности. Но я всё к тому, что: а) никто не должен мерить ближнего своей линейкой, скорее всего всё не так, как думает мерильщик; б) крайне полезно будет для всех, если каждый будет стараться учить языки тех, кто рядом с ним, чтобы называть вещи не только своими именами, но и именами того парня, и той девушки, и вот этого человечищи; в) мы все — листья одной ветви и реки одного… э… круговорота воды в природе.