пятница, 6 ноября 2015 г.

Вероника Беленькая: "Жизнь гомосексуальных и бисексуальных аутистов и проблемы, о которых не пишут на популярных сайтах"

На русском языке существует множество ресурсов, посвященных ЛГБТ-тематике, и в них рассматривается множество проблем, с которыми сталкиваются ЛГБТ+ в России и во всем мире. На них затрагивают самые разные вопросы, но все эти ресурсы в первую очередь рассчитаны на нейротипичных или хотя бы неаутичных ЛГБТ-людей, поэтому многие проблемы, с которыми сталкиваются ЛГБТ-аутисты так и остаются за кадром.

В то же время в русскоязычном интернете есть несколько хороших сайтов на тему аутизма, но - частично из-за гомофобной пропаганды и предрассудков, существующих в обществе, частично из-за общей безграмотности населения в вопросах аутизма (лучше уж переводить статьи о более важных вопросах, с которыми сталкиваются все аутисты - возможные рассуждения администраторов сайтов) - в них не рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются ЛГБТ-аутисты.

То есть проблемы ЛГБТ-аутистов не рассматриваются ни на ЛГБТ-сайтах, ни на аутичных сайтах, а сами эти проблемы отличаются от тех, с которыми сталкиваются не-аутичные ЛГБТ-люди и от тех, с которыми сталкиваются гетеросексуальные и/или цисгендерные аутичные люди.

Уникальные проблемы - свойственные преимущественно ЛГБТ-аутичным людям и свяанные с их нейротипом игнорируются и остаются незамеченными. Одни предрассудки цепляются за другие, методы и формы дискриминации переплетаются, и иногда даже сложно понять, с чем именно столкнулся человек - с гомофобией или с эйблизмом. Изучение подобных "пересечений" называется интерсекциональным анализом, и сейчас эта одна из основных тем, которые меня интересуют. В данном тексте я же попыталась просто выделить три основные проблемы гомосексуальных и бисексуальных аутичных людей - две из них напрямую связаны с пересечением дискриминации, и одна в гораздо большей степени с особенностями аутичного восприятия. Это может помочь разобраться в ситуации тем, кто пытается понять, с каким именно видом дискриминации столкнулся человек. Эти проблемы встречаются не у всех ЛГБ-аутистов, и не все ЛГБ-аутисты считают их серьезными проблемами, но они достаточно серьезны для того, чтобы обратить на них внимание.
В данной статье я не так пристально акцентирую внимание на проблемах транс* аутистов, потому что, во-первых, сама не являюсь транс*, а во-вторых транс* сталкиваются с некоторыми проблемами, с которыми не приходится сталкиватся ЛГБ-аутичным людям, а некоторые проблемы гомосексуальных и бисексуальных аутистов будут для них не так актуальны.



 Итак, список важных проблемм ЛГБТ-аутистов:

1) Открытость аутичных гомосексуалов и бисексуалов.

Думаю, многие ЛГБ-аутисты (да и транс* аутисты, пожалуй, тоже) ведут себя так, как призывают себя вести многие ЛГБТ-организации, когда говорят о "выходе из шкафа". Вот только камин-ауты зачастую являются не политическими актами, не обдуманными действиями, на которые было сложно решиться, а самым что ни на есть естественным поведением.
Они не "выставляют свою ориентацию напоказ", но многие их знакомые делают именно такой вывод. Дело в том, что гомосексуальные и бисексуальные аутичные люди зачастую живут в гомофобном обществе так, будто гомофобии практически не существует.

Многие гетеросексуалы критикуют ЛГБТ-людей за чрезмерную открытость, за то, что они "орут о своей ориентации". И это частично связано с тем, что ЛГБТ-люди являются более закрытыми и об их личной жизни большинству их знакомых обычно известно гораздо меньше. Гетеросексуалы не стесяняясь говорят о своих свиданиях, о свадьбах, о планах завести ребенка, выставляют фотографии со своими партнерами, а если бы они участвовали в каком-нибудь публичном "марафоне влюбленных парочек", их знакомые, вероятнее всего, не стали бы этого критиковать, даже если бы фотографии с данного мероприятия появлялись в социальных сетях. Но когда человек, партнер которого одного с ним пола гоорит о своих свиданиях, о планах завести ребенка, о предстоящей или возможной свадьбе, выставляет фотографии где он обнимает своего партнера и тем более если он выкладывает фотографии с ЛГБТ-мероприятия в публичный доступ, общество реагирует на это иначе, и в последнее время крайне негативно. Поэтому многие ЛГБТ-люди этого не делают.

Аутичные люди изначально воспринимают общение как способ передачи информации, а не способ влияния на собеседника. Т.е. главное - донести информацию, а не то, как сделать так, чтобы собеседник ее правильно понял. Поэтому для большинства аутичных людей предугадывание реакции других людей не является чем-то естественным и подобное "предугадывание" может срабатывать не всегда. Поэтому они могут не догадаться попытаться предугадать последствия всякий раз, когда сообщают нечто связанное со своей сексуальной ориентаций.

Аутистам гораздо сложнее понимать невербальные способы коммуникации не-аутистов - в том числе выражение лица и интонацию в голосе и намеки, поэтому они могут просто-напросто не распознать гомофобию своего собеседника или понять, до какой степени собеседник гомофобный. Это может стать причиной не только излишней открытости, а и причиной насилия, потому что аутист может вовремя не распознать потенциально опасную ситуацию.

На аутичных людей в гораздо меньшей степени влияет культура и воспитание, поэтому им сложнее воспринимать культурное влияние на других людей как нечто само собой разумеющееся -а гомофобия является следствием культурного влияния и воспитания.

Кроме того, аутистам зачастую сложно определить, как сильно на других людей может влиять пропаганда и как сильно может менятся отношение к ЛГБТ-людям в обществе за несколько лет, поэтому они могут не заметить повышение уровня гомофобии, если постоянно не вращаются в ЛГБТ-среде.

И, наконец, большинству аутичных людей притворятся и обманывать гораздо сложнее, чем не-аутистам и умеют они это гораздо хуже. Дело не в принципиальности, а в том, что многие аутисты не понимают "правила игры" при обмане, не понимают, как это делается и/или воспринимают саму ситуацию, в которой надо обманывать и притворяться как нечто абсурдное и очень сложное.

Все эти факторы - вместе и по отдельности приводят к тому, что ЛГБТ-аутисты являются более открытыми и у них гораздо больше шансов сделать себе аутинг, чем у нейротипичных ЛГБТ. От этого они более подвержены насилию и дискриминации.

2) Психологическая и юридическая помощь

Аутичным людям в целом бывает очень сложно записаться к врачу, написать заявление в полицию или обратится к юристу.

На это есть много причин. Зачастую аутичным людям сложно сообразить, что именно и когда именно они должны говорить, и это никак не связано с их интеллектуальным уровнем.
Иногда им сложно понять, куда именно им следует обращаться, если существует несколько вариантов.
И решить, надо или нет говорить специалисту об аутизме, надо притворятся нейротипичным или нет, а если надо, то как именно.
Некоторым аутичным людям сложно разговаривать по телефону. Некоторых аутистов пугает неизвестность и то, что они не могут заранее предугадать, о чем их будет спрашивать специалист. Да и аутичному человеку может быть просто сложно самому инициировать разговор со специалистом.
Некоторые имели негативный опыт общения с полицией и с психотерапевтами в прошлом, и это были ситуации, в которых полиция и медецинские работники неправильно интерпретировали поведение или слова аутиста.
Проблемы, перечисленные в этом абзаце - это общие проблемы аутичных людей, вне зависимости от их сексуальной ориентации.

Из-за гомофобии ЛГБ-аутистам гораздо сложнее получить адекватную помощь и добиться того, чтобы специалисты к их проблеме отнеслись с вниманием. А в случае неудачи им становится еще сложнее обратится за помощью, поэтому многие из них отказываются от этой попытки.
Если организация, в которую обратился за помощью ЛГБТ-аутист не является гомофобной, проблемы могут возникнуть от того, что службы этих организаций расчитаны прежде всего на нейротипичных представителей ЛГБТ-сообщества, и там могут не уметь работать с аутичными людьми, ничего не знать об их способе мышления, восприятия и о естественном для них поведении. Это может стать причиной того, что ЛГБТ-аутист не получит необходимую для него помощь, и, опять-таки, откажется от еще одной попытки обратится за помощью.
  Это еще вероятнее, если человек является не просто аутичным и, например, гомосексуальным, а принадлежит и к другим угнетаемым группам. Например, если он к тому же является еще транс*, эмигрантом или беженцем, живет за чертой бедности, имеет другую инвалидность и т.п.

3) Осознание собственной сексуальной ориентации

Я полностью осознала что я лесбиянка только в 19 лет. Конечно, это было связано с внутренней гомофобией и с тем, что я очень боялась этого в подростковом возрасте, когда фактически осознала свою гомосексуальность. Но мне не удалось бы так просто о ней "забыть" если бы я лучше понимала собственные физические ощущения и смогла бы отделить собственные сексуальные желания от других психо-физиологических ощущений.

Аутичным людям сложно дать наименования - даже мысленно и, для некоторых аутичных людей, особенно мысленно - своим физическим ощущениям. Настолько, что у многих аутичных людей возникают серьезные проблемы со здоровьем потому что они не могут описать врачу свои физические ощущения и врачу приходится "угадывать" симптомы, как при работе с очень маленьким ребенком.
Поэтому аутист может спутать сексуальное желание к примеру с волнением, со "странными физическими ощущениями" (и посчитать, что причина этого в плохом здоровье или в стрессовой ситуации) или даже с желанием мастурбировать, если он мастурбирует.
Кроме того, некоторым аутистам может быть не только сложно осознать сексуальное желание, а и сразу понять, на кого именно оно направлено.

Аутичным людям сложнее понимать свои эмоции и чувства - точнее давать наименования этим самым эмоциям и чувствам, понять, как подобные ощущения называются. Настолько, что многие аутисты вообще не понимают описания эмоций персонажей в книгах - слова, описывающие эмоции, кажуются им какой-то бессмыслицей, особенно в детстве и/или во взрослом возрасте у тех, кто намеренно не учился лучше понимать значения слов, описывающих эмоции и не учился самому их описывать. Но даже это может не помочь, если требуется описать и понять собственные эмоции а не, к примеру, эмоции выдуманного персонажа при написании рассказа. Аутист может влюбиться не понимая того, что он влюблен. При этом влюбленность он может считать совокупностью физических ощущений и эмоций, вызванных совсем другими причинами. И он может вообще не понимать значение слова любовь. К примеру, я до сих пор не могу полностью понять значение этого слова, для меня оно слишком многозначно.
Поэтому, когда не-аутичный человек может сразу сказать, что он в кого-то влюблен, аутист в подобной ситуации может этого не понять.

Из-за гомофобии, существующей в обществе, определиться со своей сексуальной ориентацией может быть сложнее, т.к. человек может просто не рассматривать свою гомосексуальность как вариант, считать этот вариант либо табуированным, либо маловероятным. Бисексуалам еще сложнее, потому что некоторым из них приходится дважды "понимать" свою ориентацию.
Проблемы с выявлением сексуальной ориентации могут привести к психологическим трудностям, неудачным отношениям, заключению недолговечного брака и т.д. и т.п.

Справедливости ради надо заметить, что, из-за того что на аутичных людей в меньшей степени влияет культура некоторым из них бывает легче осознать то, что они не гетеросексуалы.