По материалам QSpirit
Подготовлено специально для Nuntiare.org
«Это было прекрасно», Дуг Бланшар |
28 июня 1969 года ЛГБТ-сообщество выступило против полицейского произвола в Стоунволл-инн, начав современное освободительное движение ЛГБТ.
Их храброе противостояние против государственного преследования ЛГБТ отмечается каждый год по всему миру во время месяца ЛГБТ-гордости — месяца прайдов и прайд-парадов. Стоунволльский бунт продолжает вдохновлять людей.
Год назад место, в котором начался бунт, было объявлено национальным памятником. Стоунволл стал первым памятником истории борьбы ЛГБТ-сообщества за свои права.
ЛГБТ-люди, противостоявшие полиции во время восстания — не святые в традиционном смысле этого слова. Но их можно назвать святыми Стоунволла, потому что они отважились бороться с несправедливой системой. Они не представляют никакую религию — они представляют нашу веру в себя. Их чудо — чудо преображения ненависти к себе в гордость. Эти «святые» начали процесс, в котором отдельные личности смогли стать единым сообществом. Их святая смелость вдохновила движение за справедливость, которое растет и продолжается до сих пор.
Полиция регулярно проводила рейды в гей-барах и задерживала их посетителей, которые как правило не сопротивлялись задержаниям. Тем не менее, стоунволльские бунты были не первыми — так, в 1967 году прошла демонстрация в таверне «Черный Кот» в Лос-Анджелесе.
Одна из последних попыток рассказать историю Стоунволла через искусство — фильм 2015 года «Стоунволл», режиссером которого был Роланд Эммерих, более известный по фильму «День независимости». «Стоунволл» — художественный фильм, а не документальный. События показаны глазами молодого белого гея из Индианы. ЛГБТ-сообщество отнеслось к фильму критически из-за того, что в нем не были показаны другие ключевые участники и участницы восстания — драг-артисты, трансгендерные и бисексуальные женщины, лесбиянки и цветные люди. Фильм бойкотировался, были организованы протесты из-за того, что ради воображаемого белого гея не были показаны настоящие активисты и активистки.
Одно из наиболее значительных произведений искусства, посвященных Стоунволлу — «Освобождение геев», скульптура, созданная знаменитым скульптором Джорджем Сигалом (George Segal) в 1979 году. Она представляет из себя четыре статуи — двух геев и двух лесбиянок. Статуи отлиты из бронзы и окрашены в белый. Они стоят или сидят в повседневных, расслабленных позах.
В Стоунволл-инне собирались самые бедные, наиболее маргинализованные представители сообщества: драг-квин, трансгендерные люди, бездомные, потребители наркотиков и люди, вовлеченные в проституцию. По рассказам свидетелей сложно понять, кто первой стала сопротивляться полиции ранним утром 28 июня — то ли драг-квин, то ли лесбиянка-бутч. Но уже вскоре толпа начала закидывать полицейских монетами, бутылками и кирпичами. Полиция, не ожидавшая никакого сопротивления, избила нескольких людей — но потом им самим пришлось прятаться в баре. Новости о сопротивлении быстро разошлись по району, и сотни людей вышли на улицы Гринвич-Виллидж.
Драг-квин спонтанно встали на первую линии сопротивления, напротив полицейских в шлемах и с дубинками. Насилие — и угрозу насилия — они встречали танцами и дерзкими песнями о «стоунволльских девчонках». Этот момент запечатлен на картине Дугласа Бланшара «Это было прекрасно».
В ту ночь 13 людей были задержаны, некоторые попали в больницы. Улицы опустели к четырем утра, но на следующий вечер состоялась новая стычка с полицией. Протесты продолжались целую неделю.
В следующем месяце был создан «Фронт освобождения геев» — одна из многих ЛГБТ-организаций, вдохновленная святыми Стоунволла. Если бы не они, не существовало бы и ЛГБТ-религиозных групп.
Одно из наиболее значительных произведений искусства, посвященных Стоунволлу — «Освобождение геев», скульптура, созданная знаменитым скульптором Джорджем Сигалом (George Segal) в 1979 году. Она представляет из себя четыре статуи — двух геев и двух лесбиянок. Статуи отлиты из бронзы и окрашены в белый. Они стоят или сидят в повседневных, расслабленных позах.
Идея создания публичной скульптуры на десятую годовщину Стоунволльских бунтов пришла активисту Брюсу Веллеру (Bruce Voeller). Его видение вдохновило фонд Милдред Эндрюс, который и заказ скульптуру Сигалу. Когда скульптура только была выставлена, ее приходилось переносить несколько раз из-за вандализма, но в итоге она осталась к Кристофер-Парке, напротив Стоунволл-Инна.
Рассказывая о Стоунволльских бунтах, художники как правило выбирают между двумя подходами: одни концентрируются на истории, другие изображают современный Стоунволл-инн, который до сих пор работает как бар для ЛГБТ-сообщества.
Один из художников, воплощающих прошлое — Дуг Бланшар, художник из Нью-Йорка, преподаватель в Городском университете и прихожанин Епископальной церкви. Картина «Это было прекрасно» и другие его произведения, посвященные Стоунволльским событиям, впервые были выставлены в Нью-Йорке в 1999 году.
Сэндоу Берк (Sandow Birk), художник из Калифорнии, помещает события Стоунволла в героический контекст. Главная его картина на этот сюжет — «Битва при Стоунволле, 1969». Она отсылает к классической картине «Битва при Монс-ан-Певеле, 1304» французского художника Шарля Филиппа Ларивьера. На обоих картинах изображено, как физически превосходящие силы атакуют слабых и в итоге проигрывают. У Берка мечи заменены на полицейские дубинки, а национальные флаги — на плакаты. Рыцарь в сияющих доспехах превращается в драг-квин в косметике и на высоких каблуках.
Настоящие бунты не были настолько белыми, насколько это изображено на картине Берка: «В первую ночь бунтов афроамериканцы и латиносы были самыми большими группами участников, потому что мы чаще всех ходили в бар», — пишет исследовательница и активистка Ирен Монро в книге «Любовь, Кристофер-Стрит». — «Для бездомной цветной ЛГБТ-молодежи Стоунволл-Инн был постоянным прибежищем, потому что они спали в Кристофер-Парке напротив».
Место, в котором происходили исторические события, особенно ярко изображено на картине «Стоунволл-Инн» художницы Труди Баррерас (Trudie Barreras) из Городской церкви сообщества.
Британский художник Тони О’Коннелл (Tony O’Connell) чтит память о Стоунволльских бунтах, фотографируя собственное паломничество в исторический бар в 2013 году. Его молитва у Стоунволл-Инна — часть серий об ЛГБТ-паломничествах, которые он фиксирует в фотографиях. Он путешествует в важные для истории ЛГБТ-сообщества места так же, как другие совершают паломничества к святыням или святым.
Мэри Баттон (Mary Button), художница из Теннесси, сплетает воедино Стоунволльское восстание с путем Христа на Голгофу в Восьмом стоянии ее серии «Крестный путь ЛГБТ». Она показывает цепь угнетения, протянувшуюся от распятия Христа к полицейскому преследования ЛГБТ в наши дни, и через это показывает путь к надежде и воскресению.
Пусть святые Стоунволла вдохновляют нас в борьбе за справедливость и равенство!