|
Кот читает книгу |
Когда я
говорю о том, что сама по себе наука не может быть «левой» и «правой» (а также «религиозной», «атеистической», «зеленой», «феминистской», «еврейской» и т.п.), я говорю именно то, что я говорю. Но почему-то многие люди этого не понимают. Они читают мои тексты «между строк», хотя между строк в них ничего не написано. Поэтому я хочу еще раз объяснить вам эту концепцию.
Для примера науки рассмотрим историю. А для того, чтобы понять, какая может быть наука (то есть, в нашем примере, история), посмотрим, может ли она быть правой или левой.
Думаю, это важно, потому что эта концепция касается не только экономики и других сложных штук. Она может влиять на то, что вы думаете о том, что говорят в школе и по телевизору, что пишут в популярных пабликах по феминизму и рассказывают знакомые. Ведь мы постоянно говорим о ценах и расходах, о налогах и зарплатах - по сути, мы как самые простые люди часто говорим о экономике. И многие из в той или иной степени говорят о науке (например, обсуждая те же статьи из пабликов или популярные передачи).
Я постараюсь рассказать вам это все очень просто, так, чтобы было понятно даже тем, кто не знаком с этой темой.
Для начала, разберемся с терминами.
Слова «правый» и «левый» люди могут понимать по-разному. Например, я могу сказать что магазин находится слева, а парк - справа, но это никак не связано с политикой. Еще я могу сказать что кто-то прав, потому что я с ним согласна, но говорить о человеке с левыми взглядами (но, конечно, хвалить его не за левизну, потому что я не левая). И, конечно, некоторые называют «правыми» всех консерваторов, то есть сторонников того, чтобы сейчас все было как раньше, а «левыми» - всех, кто стремиться к переменам. При этом такие люди почему-то считают, что правые за свободу торговли, а левые - за разные экономические ограничения, хотя в некоторых странах экономические ограничения уже давно стали традицией, а экономическая свобода была бы чем-то новым и радикальным.
Но мы тут не будем рассматривать физические направления, или вопросы традиционности. Я буду говорите о «правом» и «левом» только с точки зрения экономики. То есть, «Левые» - это сторонники активного вмешательства государства и общества в экономику - например, многие из них выступают за то, чтобы средства производства (например, заводы и шахты) принадлежали обществу и государству. А «правые» - это те, кто считает, что государству вообще надо как можно реже лезть в дела рынка (начиная от обычных рынков и магазинов, и заканчивая сложными экономическими процессами).
В общем, по этой схеме все просто. Например, Сталин левый, как и Гитлер, потому что и правительство Сталина, и правительство Гитлера сильно контролировало экономику своих стран. Современные феминистки- социалисты тоже левые, потому что они выступают против рыночной системы.
При этом Сталин и Гитлер - консервативные левые, они были гомофобами, эйблистами и расистами. А большинство социалисток из феминистических пабликов очень прогрессивные и понимают проблемы меньшинств.
Я тоже понимаю проблемы меньшинств, но при этом я за свободный рынок, и по этой схеме я правая. Как и известная американская писательница и философ Айн Рэнд, которая в середине прошлого века выступала за разрешение абортов и писала книгу про женщину, которая управляла железной дорогой. Еще один правый с точки зрения экономики - религиозный фанатик и гомофоб Дмитрий Энтео. Как видите, если мы рассматриваем понятия «право» и «лево» с точки зрения экономики, они никак не связаны с консерватизмом.
Можно быть очень консервативным левым, а можно быть правым, понимающим проблемы представителей меньшинств и дискриминируемым групп. И наоборот.
Ну а что такое за наука такая - история, я думаю вы сами знаете.
Так что давайте посмотрим, что я НЕ ГОВОРЮ, когда заявляю, что история не может быть «правой» и «левой».