(Примечание переводчика: В разговоре об исламском феминизме неизбежны ссылки на прецеденты, на личностей, чья жизнь является образцом для подражания для многих мусульман и на историю Праведного Халифата. Поэтому я решила перевести на русский текст про Аишу, младшую жену пророка Мухаммеда, которую к сожалению западные феминистки вспоминают не как ученую или политика, а как «ту, кого выдали замуж». Внимание - события происходили в раннем средневековье, когда в европейских странах женщины выходили замуж так же рано, а вот подобное высокое положение занимали крайне редко).
Одна из жён Пророка Мухаммеда, Аиша бин Абу Бакр известна как возлюбленная жена пророка. Она была общественным лидером в религиозных и политических вопросах, и одним из главных свидетелей откровения.
В Коране жён Пророка Мухаммеда называют «матерями правоверных». У этого понятия два значения. Первое, что после Пророка никто не мог на них жениться. Второе значение объясняется в некоторых других строках Корана - жены Пророка Мухаммеда были «не такие, как остальные женщины» и поэтому их ждёт двойная награда за любой хороший поступок, и двойное наказание - за любой дурной.
Самые известные жёны Пророка - это Хадиджи бин Хувайлид и Аиша бин Абу Бакр. Хадиджи считается первой среди верующих. Кроме того, она была любимой женой Мухаммеда, и, вероятно, именно поэтому Пророк никогда не женился на другой женщине при жизни Хадиджи.
Следующей была Аиша. Они с пророком были очень близки. Между ними была сильная взаимная симпатия. Они вместе играли, купались и плавали. Кроме того, между ними была сильная интеллектуальная связь. Они говорили на серьёзные темы. Аиша прямо, не стесняясь говорила Пророку то, что думает.
Кроме того, после смерти Пророка ее стали считать одной из мудрейших людей в исламской общине. Наконец, она принимала активное участие в важнейших религиозных и политических событиях.
РАННЯЯ ЖИЗНЬ.
Аиша родилась в 613 году (по христианскому летоисчислению), через три года после того, как Мухаммед получил первые коранические откровения. Она была дочерью лучшего друга Мухаммеда, Абу Бакра. Ее мать Умм Руман была родом из мекканского племени Бану Кинана.
Некоторые современные комментаторы спорят что Аила была старше, но сама Аиша говорила, что она помнит своих родителей «уже мусульманами», то есть она не могла родится до начала послания Корана. Возраст Аиши кажется проблематичным для многих современных исламских историков, которые пытаются доказать что она была старше 18 лет когда вышла замуж за Мухаммеда. Но исторические источники (и оригинальные хадисы) показывают, что она была младше, чем хотелось бы комментаторам-модернистам.
ЗАМУЖ ЗА ПРОРОКА.
Аиша была обручена с Пророком до Великого Переселения в Медину после смерти Хадиджи. Она отправилась в Медину вместе со своей семьёй и с семьёй Мухаммеда, чтобы воссоединиться с Пророком и теми мусульманами, которые уехали раньше.
Согласно некоторым источникам, Аиша поначалу заболела, потому что не могла привыкнуть к погоде Медины. Она вышла замуж за Мухаммеда когда поправилась, то есть на второй год великого изгнания.
Несмотря на то, что у нас мало информации о ее детстве, мы можем утверждать что после свадьбы она показала себя как очень умная и активная молодая женщина. Она помогала сражающимся мусульманам во время битвы при Ухуде, снабжая их водой, собирая важную информацию и ухаживая за ранеными. Она участвовала и в других сражениях. Она приняла военные трофеи после того, как у евреев был отбит хайбарский замок. Мухаммед спросил у неё, какие трофеи она бы предпочла - земли или урожай. Она выбрала земли, тем самым продемонстрировав свой интеллект.
ОБВИНЕНИЯ В ИЗМЕНЕ.
Кораническая глава Нур («Свет») рассказывает нам, что Аишу пытались оклеветать, обвинив в супружеской измене, и что те, кто обвинял ее будут наказаны, когда Бог докажет ее невиновность.
Согласно хадисам и другим источникам, во время путешествия с Пророком и с другими мусульманами Аиша спустилась с верблюда. Рабы не обратили внимание на ее отсутствие и увели верблюда, так что караван случайно ушёл без неё. Она оставалась в лагере до следующего утра, пока Сафван ибн аль-Муаттал, кочевник и член армии Мухаммеда, не нашел ее и не привел обратно к Мухаммеду. Слухи о том, что Аиша и Сафван совершили прелюбодеяние, распространялись, в частности, Абдаллахом ибн Убайем, Хасаном ибн Табитом, Мистой ибн Утхатой и Хамманой бинт Джахш (сестрой Зайнаб бинт Джахш, другой жены Мухаммеда). Усама ибн Зайд, сын Зейда ибн Хариты, защищал репутацию Аиши, а Али ибн Аби Талиб говорил: «Женщин много, вы легко можете сменить одну на другую». Мухаммед пришёл лично поговорить с Аишей. Позже он объявил, что получил от Бога подтверждение о невиновности Аиши. Сура 24 подробно описывает исламские законы касательно наказаний за прелюбодеяние и клевету. Обвинителей Аиши подвергли наказанию в 80 ударов плетью.
ПОСЛЕ СМЕРТИ ПРОРОКА.
Мухаммед умер в комнате Аишы, положив голову ей на колени.
Аиша пережила возлюбленного мужа на на 47 лет. Она выступала в качестве мудреца и советчика для жителей Медины.
Благодаря ей стали известны многие хадисы.
Пророк ее очень любил.
Он дал ей прозвище Хумайра (румяная). Али ибн Абу Талиб назвал ее возлюбленной Мухаммеда.
Несмотря на то, что она не вела активную политическую жизнь, когда халифом был ее отец Абу Бакр, а затем Умар ибн Хаттаб, она стала видным политическим деятелем во время правления Али и Утмана.
Она выступала против некоторых решений Утмана и была в оппозиции к Али. Несколько лет она фактически была лидером оппозиции. Она даже принимала участие в двух битвах против сил Али. После поражения она ушла из политики, разве что критиковала Маувию, спокойно проживая в Медине. Она умерла в 678 году.
Кроме того, Аиша была ещё и религиозным лидером. Женщины всегда обращались к ней за советом, и расспрашивали о жизни Пророка. За советом к ней обращался и халиф Умар ибн Аль-Хаттаб, особенно в вопросах, касающихся женщин.
Аиша очень хорошо знала Коран и Сунну (жизнь Пророка Мухаммеда). Она была умным человеком, который отличался хорошей памятью и здравостью суждений.
Аиша любила поэзию и говорила: «Учите своих детей поэзии и позвольте им упражняться в ее декларировании».
Она знала наизусть много стихотворений великих поэтов того времени, таких как Лабид, Кааб ибр Малик, Хасан ибн Сабит и Абдулла ибн Равахах. Благодаря ее знанию поэзии и уму она была прекрасным убедительным оратором.
—-
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.