четверг, 31 января 2019 г.

Кейтлин Николь О’Нил: "Вспоминая и отмечая творчество Ричарда Фарсона, сторонника радикального освобождения молодёжи и автора "По праву рождения: Билль о правах детей""

Ричард Фарсон 1926-2017


Источник: The Youth Rights Blog


13 июня 2018 исполнился год со дня смерти психолога и писателя Ричарда Фарсона, написавшего в 1974 году книгу «По праву рождения: Билль о правах детей».

Он прожил 90 лет и умер в Ла-Холья, Калифорния. Я крайне рекомендую людям, интересующимся правами молодёжи, прочесть «По праву рождения». Это первая книга по теории освобождения молодежи, которую я когда-либо читала, и я не преувеличиваю, когда говорю, что эта книга кардинально изменила мою жизнь. По сей день это лучшая книга, когда-либо написанная о правах молодёжи и о том, как наше общество может добиться прогресса в этом вопросе. Нет другой книги, которая бы содержала более полное изложение теории прав молодёжи, соответствующих принципов, ценностей и надежд на будущее. Книга написана простым языком, но в то же время весьма теоретически обоснована, что встречается крайне редко.

Я много думала о Фарсоне и о его книге "По праву рождения", особенно в последнее время, потому что недавно начала работу над своей собственной книгой на тему прав и свобод молодежи. Его книга была опубликована в США в то время, когда радикальные представления о правах молодежи воспринимались интеллектуалами и активистами гораздо серьезнее, чем сегодня. В настоящее время я чувствую, что настало время для второй волны радикального молодежного освободительного активизма. Нет лучшего источника по молодежной освободительной теории первой волны, чем "По праву рождения", и эта книга дает тем из нас, кому суждено стать активистами второй волны, замечательное наследие, на которое мы можем опереться. Да, мы первопроходцы, активисты молодого движения, но мы также являемся наследниками радикальных молодежных освободительных мыслителей, писателей и деятелей прошлого. И об этом важно не забывать.


"По праву рождения" убедительна во многом потому, что Фарсон видел в молодежном угнетении особую, специфическую проблему, не забывая при этом о ее глобальности. Он смог увидеть, что подчинение молодежи семье, система обязательного образования, постоянные ограничения по возрасту, система ювенальной юстиции, а также репрессивное, покровительственное и патерналистское отношение к молодежи (лишь некоторые из проблем угнетения молодежи, упомянутых в книге Фарсона) являются как отдельными серьезными проблемами, так и проблемами, дополняющими друг друга и являющимися частью системы силы и принуждения, призванной удерживать молодых людей, как сказал Фарсон, «недееспособными и угнетёнными». И именно взгляд Фарсона на специфику проблем молодых людей и на общую картину угнетения молодежи (и на то, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию) оказал большое влияние на книгу про угнетение молодежи, над которой я работаю сейчас.

Другим важным элементом анализа Фарсона было его внимание к интерсекциональности задолго до того, как сторонница критической расовой теории и ученый-правовед Кимберли Креншоу создала этот термин в 1990-х годах. В своей книге Фарсон ссылается на то, как в американском обществе за свои права боролись различные группы - женщины, мужчины, заключенные, расовые и этнические меньшинства, инвалиды, сексуальные меньшинства, бедняки, пожилые люди... Он видел, как молодые люди, принадлежащие к нескольким маргинализованным группам, подвергаются воздействию сразу нескольких систем угнетения. Он также видел и то, как борьба других маргинализированных групп может быть связана с борьбой за освобождение молодежи.

Наконец, Ричард Фарсон прекрасно понимал, что угнетение молодежи - это не просто результат законов и обычаев, хотя они, конечно, играют свою роль. Он также обладал особой чуткостью в понимании того, как эйджистские взгляды влияют на восприятие взрослыми молодых людей и, в конечном счете, на то, как молодые люди начинают воспринимать себя. Особенно очевидным это становится в рассуждении Фарсона о том, как так называемые «вундеркинды» в определенном смысле патологизируются в современном американском обществе; как подростковая сексуальность воспринимается исключительно как девиация; как эйджистские взгляды на молодых людей проникают и влияют на якобы "научные" исследования; и как взрослые люди предпочитают, чтобы дети обязательно были милыми, спокойными, послушными и аполитичными, тем самым показывая глубокую антипатию к их политическим интересам и к молодым людям как к личностям в целом.

Как активист за освобождение молодежи второй волны, я благодарна Ричарду Фарсону за все, что он дал нам как активист за освобождение молодежи первой волны. Я молюсь о том, чтобы он покоился с миром и чтобы его память жила вечно. И, что особенно важно для тех из нас, кто сильнее всего заинтересован в продолжении его молодежной освободительной работы, я молюсь о том, чтобы мы восприняли его кончину как повод для продолжения работы по защите прав и свобод молодежи, которую первая волна активистов за права молодёжи начала в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Пришло время для второй волны. Я думаю, что это наш путь и что нам невероятно повезло с тем, что Ричард Фарсон сможет стать нашим гидом на этом пути.


________
На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.

Переводчик: Никита Онуфриев