четверг, 5 июля 2018 г.

Айман Экфорд: "Почему предпринимателям может быть выгодна инклюзия"

Чернокожая женщина перед компьютером
ЧАСТЬ 1.
Почему предпринимателям может быть выгодна инклюзия.

(Примечание: Эта статья отражает исключительно мою личную позицию и может не отражать позицию других членов Аутичной инициативы за гражданские права и активистов движения за социальную справедливость по отношению к инвалидам, с которыми я работаю).

В статьях о социальной справедливости и движении за права инвалидов «капитализм» часто называют одной из основ эйблизма.

- Людей оценивают по их полезности для рынка, поэтому всем наплевать на инвалидов, - пишут активисты.

Я думаю иначе. Как человек, который очень долго планировал заниматься бизнесом, и который является сторонником минимального вмешательства государства в дела рынка, я вижу проблему в другом.

Разумеется, социальный дарвинизм вписан в нынешнюю «капиталистическую» систему, потому что все распространенные в обществе убеждения и предрассудки так или иначе пересекаются. Но одной из основ оценки людей по их полезности является коллективизм — невозможно оценивать людей «по их полезности» без представления о том, что ценность человека основывается на том, насколько он полезен для некоего абстрактного «общества», коллектива, сообщества, государства или для некой существующей системы.

Социальный дарвинизм зародился в обществе с коллективистской моралью, и лучше всего процветал именно в коллективистских обществах — начиная от нацистской Германии (в которой считалось, что люди должны жертвовать всем ради нации), и заканчивая СССР (с его «диктатурой пролетариата», при которой люди должны жертвовать своими интересами ради «блага трудящихся»). Более того, среди сторонников негативной евгеники всегда были те, кто приветствовал государственное вмешательство в экономику, например, известный экономист Джон Кейнс.

Я изучала как меняется отношение к инвалидам в странах с преимущественно индивидуалистической культурой (например, в США), и за тем, как меняется отношение к инвалидам в странах с более коллективистской культурой (в большинстве стран постсоветского пространства), и могу сказать, что социального дарвизма и склонности оценок людей по их полезности в коллективистских культурах гораздо больше, чем в индивидуалистических. И это распространяется даже на активисткие сообщества.
Я не говорю, что коллективизм всегда и неизбежно приводит к эйблизму, но в основе эйблизма практически всегда лежит коллективизм. (Более подробно я писала об этом здесь).

При этом нормально функционирующая рыночная система ориентирована на отдельных личностей. По сути, эта система очень индивидуалистическая.
Она не требует от людей жертвовать собой ради «общего блага».
Да, в рыночной системе надо не просить помощи, а предлагать людям то, что им выгодно, но это не то же самое, что требовать от них жертвовать собой ради интересов абстрактного «большинства».
Во-первых, потому что тут речь идет о симбиозе, о сотрудничестве, а не о «жертвовании собой».
Во-вторых, большинству людей — в том числе людям с интеллектуальной инвалидностью — есть что предложить. Большинство людей могут выполнять ту или иную работу, и при создании доступной среды их выбор расширяется.
В-третьих, культурные особенности и мода сильно влияют на выбор потребителей, а на это можно влиять с помощью СМИ, рекламы и активизма (который влияет на СМИ и рекламу).

Как бы вы ни относились к рыночной экономике, было бы странно отрицать тот факт, что для преодоления эйблизма в ее деконструкции нет необходимости.
А вот в преодолении коллективистских стереотипов необходимость есть. Потому что именно они приносят жизни инвалидов в жертву «нормальному обществу».
И именно эти же коллективистские стереотипы мешают бизнесу, потому что они требуют от него жертвовать своими интересами ради блага «общества» и «государства».

На самом деле, этатизм в экономике и этатизм по отношению к меньшинствам связаны — если вы считаете, что люди являются собственностью государства, вы, вероятно, считаете, что у государства есть право жертвовать имуществом граждан и их правом на предпринимательство (и вводите экономические ограничения), и что у них есть право жертвовать жизнями или благополучием тех, кто не вписывается в принятые в этом государстве нормы (гомосексуалами, трансгендерами, религиозными меньшинствами и инвалидами).

Вот она из причин, почему предпринимателям и сторонникам либеральных и либертарианских идей может быть выгодна борьба с эйблизмом.


- Но разве это не значит, что предприниматели и все работающие должны будут содержать инвалидов? - могут спросить некоторые из вас.
Нет. Как я уже говорила, в нейэблистской культуре в выборе вида деятельности у инвалидов практически такой же выбор, как у неинвалидов. Большинство инвалидов так или иначе могут выполнять определенные виды работы, а число тех, кто не может настолько незначительно, что в любой развитой стране все равно есть ресурсы для их содержания (на что все равно многие люди будут согласны, потому что они понимают, что сами могут статьи такими инвалидами, или потому что такими инвалидами могут стать их близкие).

И, что самое главное, предпринимателям зачастую выгодно брать на работу инвалидов и нейроотличных людей.

В своей следующей статьей я подробнее расскажу о том, почему это выгодно.


_____
ЧАСТЬ 2

В этой статье я хочу подробнее остановиться на том, почему вам может быть выгодно брать на работу инвалидов.


1) У вас будет более широкий выбор кадров.
А чем больше выборка, тем больше шансов найти именно такого специалиста, который вам нужен. Когда вы создаете искусственные ограничения, оценивая людей не по их навыкам, а по цвету кожи, полу, сексуальной ориентации или по наличию/отсутствию инвалидности, вы сужаете выбор, и уменьшаете свои шансы найти нужного специалиста.
Да, для женщин и для небелых людей не надо создавать «специальных» условий.
Но, в конце концов, вы можете вложить деньги в инклюзивную среду один раз, и получать от нее прибыль в течение десятилетий. Это гораздо более выгодное и практичное вложение, чем, скажем, необычный офисный дизайн.


2) Если на вашей работе важно принятие нестандартных решений, вам выгодно, чтобы у вас работали люди с разным образом мышления (то есть, с разными нейротипами).

У многих нейроотличных людей есть свои сильные стороны.
Например, многие аутичные люди внимательны к деталям, среди аутичных людей чаще встречаются те, кто может долго заниматься монотонной работой, которая была бы очень тяжелой или сложной для неаутичных большинства людей.
К тому же, на многих аутичных людей очень слабо влияет культура, их образ мышления очень сильно отличается от образа мышления большинства, и поэтому они могут предлагать необычные, оригинальные и даже революционные идеи. Это может быть полезно в самых разных видах деятельности, начиная от политической аналитики и заканчивая программированием.
И, наконец, многим аутичным людям свойственно очень глубоко изучать интересующую их тему, и, если эта тема связана с его работой, в благоприятных условиях он может стать незаменимым сотрудником, приносящим компании огромную прибыль.
То же самое касается и других нейроотличий... например, есть исследования, показывающие что среди людей с дислексией и среди людей с СДВГ больше творческих личностей с хорошими художественными или дизайнерскими способностями.



3) Создание доступной среды может быть основано на универсальной дизайне.

Универсальный дизайн полезен большему количеству людей, чем кажется на первый взгляд. Например, хорошо продуманные пандусы и спуски могут быть удобны как для инвалидов-колясочников, так и для людей с детскими колясками. А разрешение альтернативной коммуникации может быть полезно не только неговорящим и малоговорящим людям, а и иностранцам и всем, кто плохо владеет русским языком.


4) Преодоление эйблистских стереотипов в компании избавит вас от необходимости соблюдать бессмысленные нормы.
И это даст всем больше возможности сосредоточиться на работе, и может быть полезно не только для инвалидов.
В качестве примера рассмотрим такое явление как стимминг. Стимминг — это повторяющиеся действия и движения, которые естественны для многих аутичных людей и людей с СДВГ. Поэтому, как писала аутичная активистка Синтия Ким, иногда приходится выбирать между решением примеров в столбик и «спокойными руками». Сейчас большинство школ и предприятий устроены так, что человек вынужден выбирать «спокойные руки». Это отнимает у него много ресурсов.
Лично мне сложно одновременно говорить и следить за руками, писать тексты и следить за тем, чтобы не раскачиваться из стороны в сторону, думать и при этом не передвигаться по помещению. И это не говоря уже о том, что часть моего внимания зачастую уже тратится на окружающий шум из-за сенсорно неблагоприятной среды! Все это приводит к тому, что когда я стараюсь быть «нормальной», я менее продуктивна и кажусь менее компетентной.
Так что если люди будут знать, что во время собеседования они могут стимить, если они смогут стимить прямо на рабочем месте (если это не мешает окружающим), или выходить постимить, если это может кому-то мешать, они смогут принести вашей компании больше пользы!
И, что не менее важно, это будет полезно не только для них. Популярность игрушек для стимминга вроде фитжет-куба и спиннеров показывает, что стимминг помогает расслабиться даже «обычным» людям.
Кроме того, почти все люди в чем-то фрики, и, разрешив стимминг, вы покажете людям, что они могут быть фриками, чудачество не мешает работе и не вредит окружающим людям. Люди не будут бояться показаться чудиками, они будут чувствовать себя свободнее, и это прекрасно, потому что это поможет им раскрыть свой потенциал.

5) Создавая инклюзивную среду, вы способствуете снижению уровня этатизма в экономике.

Это очень долгосрочная тенденция, но она работает.
Смотрите — государство должно обеспечивать выживание граждан, поэтому для того, чтобы инвалиды, которые из-за эйблизма общества постоянно оказываются без работы, могли выжить, государство должно обеспечивать их пособиями и бесплатной медициной.
Деньги на эти пособия и медицину берутся с налогов, в том числе с ваших налогов. В том числе с «прогрессивного налога», и с дополнительных налогов, налагаемых на бизнес, если они есть в той стране, где вы живете.
Чем меньше инвалидов могут работать, тем больше надо денег на пособия, а значит, у государства будут новые оправдания для повышения налогов, и для создания ограничений для предпринимателей.
Но и для государства, и для предпринимателей, и для инвалидов будет выгоднее, если инвалидам не придется постоянно жить на пособие.
Это выгодно для инвалидов, потому что даст им больше возможностей и больше независимости, и поможет раскрыть свой потенциал.
Это выгодно на вас, потому что для обеспечения инвалидов к вам будут реже лезть в карман.
И это выгодно для тех, кто управляет государством, потому что при меньшем вмешательстве в экономику будет больший экономический рост, и потому что чиновники и политики, наконец-то, смогут заняться другими делами, например, у них будет больше времени и ресурсов для борьбы с преступностью.
Так что, принимая на работу инвалидов, вы постепенно меняете существующую экономическую систему в лучшую сторону.


6) Создавая инклюзивную среду, вы меняете представления о бизнесе.

Инклюзивная среда в частных компаниях способствует победе идей свободного предпринимательства.
Этот пункт можно разбить на множество подпунктов, и этому вопросу можно посвятить отдельную статью, потому что преимуществ здесь очень и очень много.
Их можно разделить на две категории — на те, которые меняют отношение общества к бизнесу и к капитализму, и на те, которые меняют отношение людей к вашей компании.

Начнем с первого пункта, и рассмотрим пару основных идеологических побед.
Если люди увидят, что предприниматели дают инвалидам больше возможностей и независимости (а, по-сути, работа дает людям больше возможности и независимости), им будет сложнее поверить, что капитализм является системой угнетения.
Если люди увидят, что предпринимателям выгодно создавать инклюзивную среду, которая улучшает жизнь работников компаний, им будет сложнее поверить, что для нормальных условий труда необходимо жесткое вмешательство профсоюзов и государства в дела частных компаний.
Разумеется, понадобится определенная степень «пиара», надо будет обратить внимание на эти факты, писать о них в СМИ, но это не такая уж сложная задача, и, вероятно, этим будете заниматься не вы. Вы просто внесете свой вклад в преодоление ограничивающих вас стереотипов, сделав то, что вам и без того выгодно.

А теперь второй пункт... инклюзия не просто поможет вам прослыть «социально ответственным предпринимателем». Если вам удастся создать по-настоящему инклюзивную среду даже для людей с одним видом инвалидности, вы можете стать образцом для подражания. Ваш опыт будут изучать другие предприниматели, и даже студенты и журналисты. О вас будут говорить в СМИ. Вы сможете использовать это в качестве рекламы своей компании, и это будет гораздо более интересная и запоминающаяся реклама, чем какой-то банальный ролик по телевизору.
Кроме того, некоторые люди будут покупать ваши товары или пользоваться вашими услугами в том числе и из-за того, что они будут поддерживать ваши идеи об инклюзии. Сейчас вы можете увидеть подобную тенденцию у некоторых косметических компаний, и компаний, производящих бытовую химию. Некоторые люди, в том числе и я, очень недовольны, когда для производства подобной продукции используют тестирование на животных, и поэтому мы выбираем товары тех компаний, которые не проводят подобные тестирования, а то и активно пропагандируют отказ от них. Я считаю этот подход справедливым — когда я что-либо покупаю, я поддерживаю тех, кто производит этот товар и тех, кто его продает. По-сути, я голосую за них, и я не хочу поддерживать тех, чьи действия (или чье бездействие) мне неприятны. И, наоборот, я могу стараться поддерживать тех, кто, по-моему мнению, меняет мир к лучшему.
И вы можете стать таким человеком.