понедельник, 16 апреля 2018 г.

Айман Экфорд: "3 необычных урока диснеевского мультфильма Русалочка — об эйджизме, культуре и родительских ошибках"

Русалочка Ариэль
В своих прошлых постах я писала о том, чему могут научить такие фильмы как Люди X и Игра Престолов. На этот раз я хочу написать о мультфильме, который многим может показаться очень детским и наивным, но который является таким только на первый взгляд.
В этом обзоре для простоты я буду рассматривать только диснеевские мультфильмы «Русалочка» и «Русалочка 2: Возвращение в море», а не оригинальную сказку Андерсона и не диснеевский мультсериал об Ариэль.

Я впервые смотрела диснеевский мультфильм Русалочка, когда была маленькой — он мне показался странным и страшным, кроме того, тогда я в принципе не любила мультики о принцессах.
Во второй раз я смотрела этот мультик в семнадцать лет, когда заинтересовалась историей компании Дисней. И тогда он произвел на меня очень сильное впечатление. Я поняла, что это не просто примитивная история о любви, а довольно многогранная, жизненная и интересная штука.

Вот 3 интересных урока, которые очень часто упускают люди, но которые вы можете узнать из Русалочки.


1) ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ НЕ К ТОЙ КУЛЬТУРЕ, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЛСЯ.
Юная Ариэль, дочь морского царя Тритона, всю жизнь интересовалась культурой Земли. Она наблюдала за людьми, живущими на берегу, коллекционировала вещи, связанные с земной жизнью, узнавала о Земле все, что только могла узнать.
Но Земля была не просто ее «специальным интересом».



Земная культура была ей гораздо ближе и понятнее, чем культура «родного» подводного царства. Ей было относительно просто освоится с земной жизнью, и, как показано во второй части мультфильма, она стала хорошей королевой одного из наземных царств, и вместе со своим возлюбленным Эриком воспитывала дочь так, как «принято» на Земле. Ее отношение с Эриком — это не просто очередная история «любви с первого взгляда». Это история о людях, которые разделяли общую культуру и которые довольно быстро научились понимать друг друга (что было бы невозможно, если бы Ариэль не была настолько похожа на жителей Суши). То есть, стремление Ариэль к Суше было оправдано и обосновано.

Но при этом всю ее жизнь окружающие считали ее увлечение земной культурой в лучшем случае странным хобби, а в худшем — угрозой для нее и для всего подводного общества.
Ей приходилось скрывать свою культурную принадлежность, потому что отец и все окружающие постоянно старались ее переделать.

Точно так же мои родственники и знакомые никогда не воспринимали всерьез, что американская культура мне намного ближе и понятнее российской и украинской культуры. Они не верили мне, когда я говорила, что мне проще общаться с американцами, чем с русскими, и они не понимали, насколько экзотичной мне кажется Россия и Украина. И очень долго я боялась об этом говорить.

Кроме того, тема «другой культуры» раскрыта в мультике довольно глубоко, и там показаны мелочи, которые могут быть непонятны тем, кто не знает, как человек может не скопировать ту культуру, в которой он воспитывался.
Например, там показано, что дело не в «неправильном воспитании», потому что остальные сестры Ариэль были вполне типичными представителями русалочьей культуры.
И что несмотря на то, что Ариэль явно ближе культура землян, чем культура морских обитателей, она все равно не знает некоторые земные традиции, потому что склонности и опыт — немного разные вещи.


2) СИСТЕМА ЗАПРЕТОВ НЕ РАБОТАЕТ.

Несмотря на то, что многие зрители считают, что в главном конфликте мультфильма виновата Ариэль, потому что она «ослушалась отца» и доверилась ведьме, мне кажется, что главная проблема в ее отце.
Подумайте сами — Ариэль — отдельная личность, у нее есть собственные желания и предпочтения, но отец всю жизнь пытается заставить ее отказаться от своей личности и от своих склонностей. Он хочет, чтобы она была такой же, как ее сестры. В конце концов, он в грубой форме приказывает ей никогда не подниматься на сушу. Вдобавок он уничтожает часть ее собственности, и запрещает ей видится с понравившимся ей парнем.

В итоге у Ариэль есть выбор — пытаться и жить, как раньше тайно «бунтуя», постоянно сталкиваясь с запретами и наказаниями со стороны отца, или всю жизнь жить так, как ей не нравится, притворяясь той, кем она не является, или, наконец, взбунтоваться по-настоящему.

Фактически, она может либо пожертвовать своим счастьем и своей волей ради отца, который прямо этого от нее требует, либо попытаться вырваться из враждебного окружения.
Так что поступок Ариэль — это не каприз наивной девушки, это бунт против культурной нормативности и эйджизма, и попытка добиться хоть какого-то шанса на свободу в условиях, когда несвобода стала невыносимой. Ради этого Ариэль готова рискнуть своей жизнью.
Она была готова на этот риск даже ради трех дней той жизни, которая ей нравится (и дело тут не только в парне, которого она видела всего один раз в жизни, а в самой возможности жить на Земле). Я очень хорошо понимаю, что значит ненавидеть свою нынешнюю жизнь, и что значит хотеть чего-то так сильно, чтобы быть готовой поставить ради этого на карту буквально все.

Именно к этому и приводит система запретов — человек либо ломается, либо бунтует, либо находится в неком смешанном состоянии между бунтом и сломленностью. И не важно, идет ли речь о цензуре, о попытках привить чужую культуру, о неприятии гендерной идентичности, о попытках навязать религию или о чем-то еще — попытки изменить человека, который не мешает окружающим своими отличиями — это всегда непростительное и опасное насилие. К сожалению, многие родители этого не понимают. И это — одна из главных причин подростковых самоубийств и психических расстройств молодых людей. И очень часто она толкает людей на необдуманные и рискованные поступки.

Если бы отец воспринимал Ариэль как равную, если бы он не мешал ей быть собой и интересоваться тем, что ей нравится, она, вероятно, не пошла бы на такую рискованную сделку.

Поэтому мне было очень неприятно, что авторы мультфильма в итоге показали довольно правдоподобную ситуацию так,будто Ариэль и Тритон одинаково неправы.


3) ДЕТИ, ВЫРАСТАЯ, ЧАСТО ПОВТОРЯЮТ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ.

В мультфильме «Русалочка 2: Возвращение в море», дочь Ариэль, Мэлоди, обожает море точно так же, как Ариэль в свое время обожала сушу. Но, несмотря на свое прошлое, Ариэль ограничивает дочь так же, как ее ограничивал отец, воспроизводя ту же самую систему угнетения.

Это очень правдоподобная история. Я очень часто сталкивалась с этим явлением, но не могла понять его причину. Например, я видела, как дети, которые жалуются на то, что родители их ограничивают, превращаются в тиранов для своих детей. Как те, кому не нравится, что с ними не хотят играть детишки постарше потому что они «мелкие», используют этот самый предлог, чтобы не играть с младшими братьями и сестрами. Как парни, которым неприятно, когда отец бьет их мать, сами начинают избивать своих жен.
И иногда проблема заключается в том, что люди просто не видят альтернативы.

И мне нравится, что в мультфильме показали, к каким последствиям может привести такой подход. Ариэль чуть не погубила свою дочку точно так же, как Тритон чуть не погубил ее.
Конечно, в случае Ариэль и Мэлоди ситуация была более сложная, потому что на Мэлоди с детства было опасно находится в воде из-за того, что злая колдунья Моргана решила использовать ее для мести Тритону. Но вместо того чтобы объяснить все дочери, рассказать какую опасность представляет Моргана, и как избежать этой опасности, вместо того, чтобы нейтрализовать Моргану, Ариэль решила ограничивать свою дочь. Она даже не сказала ей, кто является ее дедушкой! Но информационные ограничения и необоснованные запреты никогда не приводит ни к чему хорошему. В итоге Моргана воспользовалась незнанием Мэлоди, чтобы попытаться с ее помощью заполучить скипетр Тритона и власть над подводным царством. То есть, по-сути, Ариэль подвергла свою семью той самой опасности, от которой хотела ее защитить, потому что просто не видела альтернативы, и не понимала, как можно растить ребенка, не воспроизводя то токсичное воспитание, которому подвергали ее.

***
Мультфильмы о Русалочке неидеальны. В них слишком часто оправдывается неправильное поведение родственников, и слишком много гендерных стереотипов. Но все же они — одни из моих любимых мультфильмов, а Ариэль — одна из моих любимых диснеевских героинь.

Ариэль — первый диснеевский персонаж, чья культура не совпадает с приписываемой в детстве, и, думаю, когда-нибудь она может стать символом движения тех, кто, как и я, относится не к той культуре, в которой его воспитывали.

К тому же, она очень сильный персонаж-подросток, отстаивающий свое право на свободу и счастье вопреки враждебному обществу. В каком-то смысле, юная Ариэль — очень антиэйджистский персонаж.

А взрослая Ариэль их «Русалочки 2» тоже может стать символом — символом родителей, которые воспроизводят негативные модели воспитания из своего детства, и тех последствий, к которым это может привести.

Оба мультфильма заканчиваются хорошо, и в каком-то смысле это показывает, что никогда не поздно перестать быть абьюзером. Но в жизни все же иногда бывает поздно — в жизни чудеса редко случают в последний момент. Поэтому чем раньше вы покончите с абьюзом и начнете воспринимать детей и подростков как равных, тем лучше.