понедельник, 4 декабря 2017 г.

Айман Экфорд: «Радикализация подростков?»

Примечание: ИГИЛ, точнее ИГ (или, как ее еще называют, ДАИШ) — террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации, которая контролирует часть Сирийских территорий. На данный момент, ИГ теряет свои территории, поэтому ее основная пропагандистская идея (создание «халифата», на территории которого должна состояться финальная битва добра со злом), теряет всякий смысл. Квазигосударство разваливается на части. Но, тем не менее, пропагандисты ДАИШ отлично к этому приспосабливаются, и придумывают новые пропагандистские маневры. Кроме того, другие «джихадистские» группы изучили опыт ИГ по ведению информационной войны, и теперь могут начать использовать полученные знания. А значит, подростки, на которых была направлена часть пропагандистской продукции ИГ, и которых террористы выбрали в качестве одной из своих целевых групп, все еще находятся в «зоне риска». Но почему это происходит? И что с этим могут поделать сами подростки и их окружение?

____
Один из аргументов против политической активности молодежи заключается в том, что «среди ИГИЛовцев полно подростков». На самом деле, это не совсем так — среди ИГИЛовцев гораздо чаще встречаются мужчины 27-40 лет. И если уж кому-то и надо запрещать участвовать в политической жизни на основании того, что их «полно среди ИГИЛовцев», так это мужчинам среднего возраста (которые, кстати, и в нашем обществе имеют больше политического влияния).

Но среди ИГИЛовцев действительно есть подростки, которые приехали в Сирию из других государств. И дело не в том, что подростки более подвержены пропаганде. Лично я очень сомневаюсь в этом аргументе, и ему нет никакого научного подтверждения. Кроме того, мы ведь уже выяснили, что если и можно выбрать «группу риска» подверженных пропаганде ИГ, так это мужчины среднего возраста, которым никто не собирается ограничивать доступ к информации.

И, конечно, дело не в том, что ИГИЛовцы создали ряд «специальной» информационной продукции, которая рассчитана в первую очередь на подростков — книги Стивена Хоккинга о физике тоже написаны простым языком и рассчитаны на неподготовленных читателей, но это не приводит к тому, что все, кто их прочел, превращаются в любителей физики.

На самом деле, я бы выделила две основные особенности влияния пропаганды ИГИЛ на подростков (а я долго и упорно ее изучала, причем смотрела как аналитику, так и сами пропагандистские материалы).

1) ИГИЛ ПАРАЗИТИРУЕТ НА БЕСПРАВИИ ПОДРОСТКОВ.


Прежде всего, проблема в том, что ИГИЛ паразитирует на бесправии молодежи.
Вспомните, когда вы в последний раз читали статьи о том, как подросток «спасает мир», участвуя в апокалиптической битве добра со злом? Как часто вы видели новостные репортажи о ребенке, покаравшем преступников, которые разрушили жилые дома и погубили десятки ни в чем не повинных людей?
В современном мире подобное можно встретить только в некоторых художественных произведениях... и в ИГИЛовских пропагандистских материалах!

Причем в ИГИЛовских видео вы увидите все — разрушенное здание и изуродованные трупы погибших, показания «грешника», по чьей вине это произошло, и казнь, совершаемую подростком. Вопреки стереотипным представлениям о пропаганде ИГИЛ, в этом видео подросток будет выглядеть не мясником, бездумным палачом и жертвой обстоятельств — он будет показан героем.

И неважно, что все, показанное в видео — неправда, и, вероятно, человек, которого казнил этот ребенок, непричастен к разрушению здания, да и сама гибель мирных жителей была ошибкой, а не «коварными происками крестоносцев и предателей». Большинство людей верят красивым картинкам, не проверяя факты — люди самых разных возрастов, самого разного уровня образования и разных гендеров верили пропаганде Третьего Рейха, верили сталинской пропаганде, верили Мао и верят ИГИЛ. Они не проверяют факты — большинство людей для этого слишком плохо умеет искать информацию, у них недостаточно развит научный критический подход к анализу, и они слишком подвержены распространенным манипулятивным техникам. Они, как сказал бы Малдер из «Секретных Материалов», просто «хотят верить». Хотят верить в красивые картинки, которые заставляют их чувствовать превосходство. Так что, анализируя влияние пропаганды, надо, прежде всего, говорить не о фактах, а об образах, которые эта пропаганда предлагает.

Подумайте еще раз, что именно предлагает подросткам пропаганда ДАИШ — она предлагает им влияние, власть, силу, возможность участвовать в событиях исторического масштаба и возможность стать героями, защищающими угнетенных.

И сравните это с другой картинкой — с той, которую предлагают большинство СМИ. В доминирующей в Западных странах картине мира дети показаны как неполноценные и беспомощные создания — они не могут мыслить здраво, они могут только повторять друг за другом, а в их протестах и проблемах нет ничего рационального (поэтому все решения за них должны принимать «мудрые» взрослые). Все разговоры о молодежи ведутся с позиции того, что с этой молодежью надо делать — как защитить ее от нежелательной информации, как ее чему-то обучить, как привить ей патриотизм — а не о том, что может сделать сама молодежь.

Отношения взрослых и несовершеннолетних являются объектно-субъектными (и, конечно, объектом в них выступает молодежь, чей образ жизни полностью контролируется взрослыми).

При этом согласно ИГИЛовской пропаганде молодежь обязана соблюдать иерархию и подчиняться старшим, но это скорее подчинение солдата своему командиру. А это не превращает подростков (точнее, подростков мужского пола) в вещи, которыми распоряжаются другие люди.


2) ИГИЛ ПРЕДЛАГАЕТ ЗНАКОМЫЕ, НАВЯЗЫВАЕМЫЕ С ДЕТСТВА

«ТРАДИЦИОННЫЕ» ЦЕННОСТИ.

Второй аспект привлекательности ИГИЛовской пропаганды среди молодежи заключается в ее внешней «традиционности».
Например, согласно ИГИЛовской пропаганде, Сан-Франциско — мировая столица геев, гомосексуальность является «западным» явлением, привезенным в ИГИЛ для того, чтобы развратить нацию (т.е. Умму), и поэтому все, кто защищают права ЛГБТ, являются американскими агентами.
ИГИЛ предлагает возвращение к героическим временам, традиционные семейные ценности, устоявшиеся гендерные роли и борьбу с западным колониализмом.
Вам это ничего не напоминает? Разве это не похоже на официальную российскую пропаганду?
Когда я стала изучать пропаганду ИГИЛ, я была поражена тем, насколько она похожа на то, что показывают по российскому Первому каналу.
А значит, все, кто воспитывался в подобном «традиционном» ключе, все, кого воспитывали на программах Первого канала, все, кому прививали ненависть к гендерному равенству, геям, трансгендерам, которых учили теориям заговоров об американцах и евреях, находятся в «группе риска». (И не стоит забывать, что многие православные проповедники открыто говорят о «западных» заговорах, а в православных церквях продаются «Протоколы Сионских Мудрецов»).

Так что пропаганде ИГИЛ особенно подвержены те подростки, которые, казалось бы, должны быть от нее дальше всех — подростки, которые выросли в консервативных православных семьях с русско-патриотическим уклоном. Если они по какой-либо причине взбунтуются и попытаются избавиться от культурного наследия своей семьи, большая вероятность, что они примут идеи ИГИЛ.
Культура очень сильно влияет на большинство людей, и поэтому они смогут отказаться от внешних, русских атрибутов, но при этом сохранить фундаменталистский взгляд на религию и многие культурные стереотипы. Образно говоря, ДАИШ будет предлагать им понятные и с детства знакомые идеи, но на другом языке. Это будет бунт против «русских» традиций без какой-либо рефлексии.

Еще одна «группа риска» - подростки-мигранты и подростки с Северного Кавказа, которые тоже вышли из консервативных сообществ.
Кроме знакомой «традиционной» модели ИГИЛ предложит им возврат к «героическому прошлому», в котором мусульмане снова будут править миром. Эти подростки большую часть жизни сталкивались с расизмом, и с тем, что в России (и в других Западных странах) их считают гражданами второго сорта, поэтому идеи исламского превосходства могут показаться им особо заманчивыми. Особенно если эти идеи будут не слишком революционными (если из-за них не придется менять всю картину мира), и будут основаны на знакомых с детства «традиционных нормах морали».


Итак, что обычно предлагают делать для того, чтобы уберечь подростков от ИГИЛ и других экстремистских фундаменталистских групп? Чаще всего предлагают:
а) перекрыть доступ детей к информации, ограничить их время в интернете и контролировать то, что они смотрят и читают.
б) воспитывать их в «традиционном» патриотическом ключе.

И очень маловероятно, что это может подействовать. Наоборот, как уже говорилось выше, именно на таких идеях паразитирует пропагандистская машина радикальных движений вроде ДАИШ.

ИТАК, ЧТО ТОГДА ДЕЛАТЬ?


Если честно, понятия не имею. Я не могу дать точные советы на тему того, что делать, если ваш ребенок стал жертвой ИГИЛовской пропаганды, точно так же, как я не могу сказать, что вам делать, если ваш отец стал неонацистом. Здесь не может быть никаких универсальных советов, потому что все люди разные и живут в разных условиях.

Проще говорить о том, чего делать не стоило.
Вероятно, вам не стоило с детства навязывать ребенку патриархальные нормы поведения и сексистские стереотипы. Вам не стоило называть гомосексуальность «содомией», а трансгендерность - «извращением». И вы точно не должны были рассуждать о еврейском заговоре, «Протоколах Сионских Мудрецов» и вездесущих «пиндосских политиках», которые ведут войну с «традиционной семьей», как о чем-то логичном.
Если вы это сделали, что же... Ваш ребенок теперь говорит с пропагандистами ДАИШ на одном языке, а значит, идеи ДАИШ не покажутся ему абсурдными.

Еще вам стоило с самого начала говорить с ребенком о рациональном подходе, о научных методах проверки информации, о сложных социальных проблемах, о правах человека и дискриминации меньшинств. Конечно, если ребенка интересовали эти темы, и если вы замечали у него склонность доверять тому, что он видит по телевизору. Но, увы, большинство взрослых тоже верят «ящику», и не умеют замечать логические не состыковки в текстах.

Но что делать, если шанс упущен, и вы застукали своего ребенка за просмотром ИГИЛовских видео или за чтением Дабика?
Прежде всего, не паниковать, не кричать и не «наезжать» на человека. Возможно, он просто интересуется пропагандой, тоталитарными движениями, политикой Ближнего Востока или борьбой с терроризмом. Подобные интересы могут быть у человека любого возраста. И интерес к пропаганде ДАИШ может быть чисто научным.
Материалы ИГИЛ не обладают магией, и можно спокойно изучать их, не превращаясь в террориста. Я изучала их довольно долго — у меня был период в жизни, когда ИГИЛовские видео были первым, что я смотрела утром, и последним, что я смотрела перед сном. В это же время я активно занималась ЛГБТ-активизмом, и боролась с религиозным фундаментализмом во всех его проявлениях. В этом не было никаких противоречий.
Запомните — интересоваться — не значит поддерживать. Вы же можете изучать историю Второй Мировой Войны, и при этом не быть нацистом.

А вот запреты могут привести только к негативным последствиям. ИГИЛовцы выставляют свои идеи как истину, которую от людей пытаются скрыть. И не надо делать им подарок, пытаясь отнять у ребенка Дабик. Кроме того, помните картинки о могущественных подростках, которые предлагает ИГИЛ? Вы хотите еще больше убедить подростка в его беспомощности, чтобы он точно проникся идеями ДАИШ?

Итак, запрещать не стоит... а что стоит делать? Я думаю, для начала, попытаться поговорить с человеком, который начал симпатизировать террористическим движениям.
Обратить внимание на их примитивную и неточную трактовку ислама. Обратить внимание на логические несостыковки в ИГИЛовской пропаганде (например, ИГИЛовцы то превозносили кошек, то стали призывать выгонять их из дома), и о двойных стандартах членов самой организации (какие еще могут быть «стандарты» у тех, кто казнитгеев, но при этом держит геев на высоких должностях в своей армии?).
Возможно, для этого вам самим придется больше узнать о ДАИШ.

А можно просто обратить внимание на бытовые проблемы на территории, подконтрольной ИГИЛ. На то, какая там ужасная медицина. На то, как мерзко ИГИЛовцы обращаются с теми, кто на них работает. На то, как отвратительно они обходятся с женщинами. И на то, что жизнь в Первом Халифате Пророка Мухаммеда (который идеализирует ИГИЛ, и к которому хочет вернуться) была не такой уж идеальной, как может показаться на первый взгляд. Представьте, что вы говорите с тем, кто начитался рыцарских романов и стал идеализировать жизнь в тринадцатом веке.

А главное — ориентируйтесь на того, с кем вы говорите. Помните, что подростки — тоже люди, а значит, с вашим ребенком вам стоит говорить так же, как бы вы в аналогичной ситуации говорили со своим другом.