Источник: Everyday Feminism
Переводчик: Валерий Качуров
Люди часто говорят о травле. В новостях появляются бесконечные истории о школьниках. За последние несколько лет каждый из штатов США принял какие-то законы или политики, направленные против школьной травли.
Две девочки шепчутся. Одна девочка сидит вдали, поджав ноги, и угрюмо смотрит в сторону. Источник: AltDaily |
Практически каждая школа планирует провести в октябре "Неделю уважения", потому что октябрь - это “Национальный месяц предотвращения травли”.
Разговоры об этой проблеме действительно важны. Они исходят из глубокого беспокойства о людях, которые страдают от травли.
Но эту проблему слишком грубо воспринимают.
Проблему травли не так просто решить, потому что для неё не существует “единого подхода, который помогает при любой ситуации”. Если школьных хулиганов рассматривают в качестве общей проблемы, и применяют общие решения вроде “недели уважения” в школах, то эта проблема никуда не денется.
Потому что по своей сути хулиганское поведение - это демонстрация силы.
Слишком часто молодые люди выбирают друг друга в качестве цели для насилия, преследования или игнорирования, просто чтобы почувствовать себя более сильными. Особенно если на самом деле они чувствуют свое бессилие в жизни.
“Когда мы начнем называть вещи своими именами, и поставим школьную травлю в один ряд с расизмом, сексизмом, гомофобией, эйблизмом, фэтфобией и классизмом, то это позволит детям лучше справляться с такой же динамикой сил, когда они станут взрослыми и столкнутся с этими вещами в жизни. А у школьных работников будет больше ответственности, чтобы они могли лучше бороться против той нетерпимости, которая укоренилась в нашем обществе”.
Травля, основанная на идентичности
По сути, пришло время изменить то, как говорят о травле в школах.
В своей собственной работе я использовал термин "травля, основанная на идентичности", чтобы выразить суть проблемы.
Конечно, бывают и исключения, но в большинстве случаев школьную травлю невозможно объяснить только "баловством детей" и "жестокостью подростков".
Оно отражает такие же проблемы власти, угнетения и привилегий, которые есть в обществе в целом. Просто они разыгрываются на языке, более понятном для школьников.
Те модели поведения, которые мы видим в школьной травле, повторяют проблемы угнетения и маргинализации, которые есть в обществе.
В своем исследовании "Гендер, травля и харассмент", Элизабет Мейер рассматривает последствия сексуальных домогательств и критики тела, которые молодые девушки испытывают в школе, и это является одним из способов травли.
Масштабное исследование от GLSEN показывает, что ЛГБТК+ ученики чувствуют себя в опасности во всех школах, и они подвергаются травле и нападению в тревожных масштабах.
В статье "Толстые дети - обычная цель травли" Жаклин Уэйнсток и Мишель Кребель показывают, что травля по признаку веса достаточно обычна и распространена, и что она является даже социально приемлемой в школьной среде.
В одних школах учеников травят по причине их расовой принадлежности, в других - из-за их физических или умственных способностей, в третьих - по признаку религиозного самовыражения или языка. Также эта проблема относится и к гендерному самовыражению - например, неспортивных мальчиков дразнят за их увлечения, а девочек травят за то, что они не бреют ноги. Кроме того, тела девочек часто критикуют.
Поэтому, когда проводят кампании против травли, и предлагают "уважать друг друга и быть добрыми", то хотя это и хорошее намерение, оно упускает суть проблем.
Почему карательные меры не работают
Как вы думаете, какой самый распространенный подход в недавней волне анти-хулиганского законодательства? Нет, это не выделение средств на курсы, на которых бы обучали школьников, что им делать, когда они столкнутся с травлей. И даже не обучение преподавателей, чтобы они могли создать более доступную среду.
Чаще всего эти законы просто ужесточают наказания за травлю.
Но есть несколько причин того, почему проблему травли невозможно решить только одними наказаниями.
Прежде всего, карательные меры не помогут, если у школьников ещё не развита передняя лобная доля мозга.
Если часть мозга, которая позволяет людям рассуждать о причинно-следственных связях ("Если я сделаю X, то будут последствия Y") ещё не развита у молодых школьников, то в наказаниях просто нет смысла. (ВНИМАНИЕ! Информация о неразвитости мозга подростков является стереотипом, что подтверждают научные исследования - примечание администрации сайта-переводчика).
Кроме биологических, есть и социоэмоциональные аргументы, которые показывают несостоятельность политики наказаний.
Например, многие из учеников, которые травят других детей, сами испытывают проблемы в жизни и когда-то были жертвами травли. В средних классах школы большинство учеников ответили в опросе, что они когда-либо принимали участие в травле.
В исследовании Йельского университета авторы замечают, что на самом деле чрезмерные меры наказания показывают ученикам, которым нужна помощь, что в школе они никому не нужны, и что их не принимают.
Поэтому, если мы хотим положить конец хулиганству, то следует подумать о других возможных решениях.
Если коротко, то для этого нужно преобразовать школьную культуру и атмосферу.
Создание культуры вежливости и доступности.
Если мы хотим положить конец проблеме травли, то нам стоит сделать две вещи: 1) Обращаться к развитой части мозга подростков, которая опирается на культуру и привычку. 2) Учитывать специфику травли в наших школах, и развивать доступность среды.
Если мы хотим положить конец травле, то недостаточно просто принять несколько законов и умыть руки. Нужна кропотливая работа по изменению климата.
К счастью, есть самые простые вещи, которые могут сделать ученики, преподаватели и родители, чтобы развивать в своем сообществе культуру вежливости и доступности, предотвращающую травлю.
1. Признать, что в школе существует разнообразие.
Первый шаг к решению проблемы травли - это признать то разнообразие, которое есть в наших школах.
Слишком часто вопросы разнообразия сводят только к расе и доходу. (и иногда к ориентациям, уклончиво о них рассказывая).
Но разнообразие включает в себя многие жизненно важные аспекты.
Иногда некоторые работники школ говорят: "У нас нет никакого разнообразия! Мы не понимаем, как разговор о травле, основанной на идентичностях, относится к нам".
Такие мнения всегда вызывают у меня недоумение. Как это нет разнообразия? А способности учеников? Их вес и внешний вид? Их опыт и интересы? Отношение к религиям? Гендерное самовыражение? Раса и класс? Разнообразие есть в каждой школе. Как говорил Гарри Ховард: “Это не выбор. Это демографическая реальность”.
2. Увидеть, что травля является проблемой силы.
Необходимо увидеть специфику этого вопроса в каждом школьном сообществе. Для этого нужно понимать, кого из учеников выбирают жертвой травли, и как выглядит эта травля.
Чаще всего это определяется балансом сил. Те ученики, у которых нет общественной силы, подвергаются травле намного чаще. Будь то общественная сила школьного двора ("ботаники против качков"), или более широкая общественная сила привилегий, идентичности, власти и угнетения.
Когда мы поймем, кто из учеников подвергается травле, почему выбирают именно их, и каким образом осуществляют эту травлю, то тогда мы сможем начать решать эту проблему.
3. Развивать сочувствие.
Сочувствие жизненно важно. Поэтому необходимо учить молодых людей, что надо жалеть друг друга и помогать друг другу, а также показывать им модели всего этого.
Нужно поддерживать тех, кто стал жертвой травли - это очевидно. Но иногда даже этого не делается.
Менее очевидная вещь - это выражение сочувствия к тем, кто осуществлял травлю.
Это не значит, что эти ученики не должны быть наказаны. Но если мы не разбираемся в том, почему они производят эту травлю, мы не решим эту проблему.
Чаще всего, причина насильственного поведения заключается в том, что эти ученики по какой-то причине страдают.
4. Привлечь всех.
Слишком часто проблемы травли рассматриваются "в закрытом режиме". Даже родителей привлекают уже после принятия решений, а мнение школьных работников почти всегда игнорируется.
Учеников редко учат тому, как они могут принять участие в предотвращении травли, а не просто защищаться от травли, когда она возникнет. У учителей тоже редко бывает время на то, чтобы разработать программу мероприятий для решения подобных проблем.
Но чтобы изменить культуру и климат в сообществе, требуется участие всех его членов.
Расскажите семьям, как они могут конструктивно участвовать в обсуждении этих вопросов. Выделите время на то, чтобы обучить учеников вопросам предотвращения травли. И пусть каждый школьный работник сможет разрабатывать и принимать меры по предотвращению травли.
Потому что, как гласит пословица: "решение этой проблемы нужно искать всем миром".
5. Предотвращать травлю, а не реагировать на нее.
Если наши законы против травли остаются на уровне реакций, то мы никогда не решим эту проблему. Нужно создать такую среду, в которой ученикам просто не придется никого травить.
Этот подход опирается на ту часть мозга учеников, которую они часто используют в жизни, и которая определяет их поведение, основываясь на сигналах окружающей среды и на привычках.
Есть некоторые важные вещи, которые могут изменить поведение учеников.
Например, можно сделать каждый аспект школьной жизни и школьных достижений связанным с доступной средой.
Потому что когда ученики чувствуют безопасность и доступность в школе, то они перестают прогуливать уроки. Если ученики чувствуют поддержку своей идентичности, то они участвуют в общественной жизни. Если учеников с ранних лет учат, как создавать доступную среду, то они чаще будут поддерживать своих сверстников. Если ученики чувствуют безопасность и доступность в школе, то они могут достигнуть большего.
Проще говоря, одних только наказаний недостаточно. Нужно создать среду, в которой ценится уважение, сочувствие, забота и вежливость. Когда эти вещи становятся ценными, то травля автоматически становится чем-то недопустимым.
И помните, не существует простых ответов.
Когда я встречаюсь с директором, консультантом, учеником или родителем, чтобы предложить им консультацию по предотвращению травли, то клиенты обычно делятся на две категории.
Половина из них хотят простых ответов. Им нужно простое пошаговое решение.
Таким людям я не могу особо помочь.
А другая половина людей?
Они понимают, что проблема травли сложная, и надо учитывать нюансы.
Они понимают, что нельзя просто разбить людей на три категории "хулиганы, свидетели и жертвы". Они понимают, что наказания не работают.
Они понимают, что требуется работа по изменению культуры и климата, и готовы принять участие в этом кропотливом изменении.
Эти люди, скорее всего, смогут реализовывать полезные изменения в своих сообществах.
И я надеюсь, что вы тоже относитесь к этой группе.
Джейми Утт - автор статей на Everyday Feminism и основатель CivilSchools, всеобъемлющей программы по профилактике травли. Он также является консультантом по вопросам разнообразия и инклюзии, и преподавателем по вопросам предотвращения сексуального насилия. Он живет со своим любящим партнером и с их забавной собакой, и ведет собственный еженедельный блог Change from Within. Вы можете узнать больше о его работе на его сайте и в твиттере @utt_jamie, и почитать его статьи здесь. ___ На русский язык переведено специально для проекта Пересечения.