суббота, 9 сентября 2017 г.

Айман Экфорд: «Контрольный список привилегий людей, чья культура совпадает с той, которую приписали им в детстве»

Введение в проблему.
Иногда люди не принадлежат к той культуре, в которой они выросли. Культура, которая по умолчанию считается их «родной» культурой, может на всю жизнь оставаться для них странной, дикой и непонятной – а может со временем стать более понятной, но все равно остаться чужой. Они привыкают к ней так, как иммигранты привыкают к культуре страны, в которую они иммигрировали.

Разница заключается лишь в том, что люди, в подавляющем большинстве случаев, сами выбирают страну, в которую они хотят иммигрировать, а дети не выбирают культуру, в которой им предстоит жить. Культура приписывается детям на основании того, на какой территории они родились, и на основании того, с представителями какой культуры они жили в детстве. Ни то, ни другое никто не выбирает.

Нейроотличные люди чаще, чем нейротипичные, не принадлежат к той культуре, которая была приписана им в детстве, и о причинах этого я писала ранее.
Я один из тех нейроотличных людей, которого всю жизнь считали представителем чужой для меня культуры.

Анализируя свой опыт, я составила список привилегий, которые, вероятно, есть у Вас, но которых нет у людей, подобных мне.


Контрольный список привилегий людей, чья культура совпадает с той, что была приписана им в детстве.
1) У Ваших родителей и/ или опекунов та же культура, что и у Вас.

2) Ваша семья принимает Вашу культуру.

3)  На протяжении всего детства Вам не пытались навязать чуждые Вам культурные традиции и привычки.

4) Ваше общение не сопровождается постоянным ощущением культурной пропасти, во всяком случае, вы не испытываете это ощущение при общении с Вашим ближайшим окружением.

Если Вы нейроотличный человек и Вы чувствуйте культурную пропасть от того, что у находящихся рядом с Вами людей другой образ мышления, Вам не приходится сталкиваться с двойной культурной пропастью, в отличие от нейроотличных людей, чья культура не совпадает с той, что им приписали.

5) Если Вы сталкиваетесь с культурной пропастью, другие люди с уважением относятся к Вашей проблеме, и готовы пояснить Вам вещи, которых Вы не понимаете.


6) Люди не ожидают, что Вы будете понимать социальные нюансы и традиции чуждой Вам культуры. Они не строят на подобных предположениях свое общение с Вами.

7) Если культурная пропасть и длительное пребывание среди людей другой культуры нанесли Вам психологическую травму, Вам легче найти психотерапевта, который может Вам помочь. Практически любой психотерапевт признает существование Вашей проблемы.

8) К Вашей культуре относятся серьезно, ее не называют «игрой, которую Вы перерастете, когда станете старше», «просто сильным увлечением» или «дурью». Даже ксенофобы, презирающие Вашу культуру, всерьез воспринимают вашу к ней принадлежность.

9) Вам не приходится общаться с людьми, ненавидящими Вашу культуру, с ощущением, что они обращаются не к Вам, а к своей галлюцинации, потому что они говорят с Вами, будучи уверенными, что перед ними человек их культуры.

10) Люди не пытаются убедить Вас в том, что Вы не понимаете свою собственную культуру.

11) В Вашей культурной и национальной идентичности не видят ничего нездорового и опасного.

12) У Вас не возникает негативной реакции на выражение «другой менталитет» (либо на любое другое выражение, связанное с культурной/ национальной/ расовой идентичностью) только потому, что этим выражением всю Вашу жизнь пытались обесценить Ваш опыт.

13) Вам редко приводят в качестве аргументов и примеров факты из чужой и дикой для Вас истории и культуры. При этом Ваши попытки объяснить что-либо на примере своей истории и культуры не воспринимаются людьми как нечто дикое и непонятное.

14) Вас не уговаривают возвращаться к «корням» того народа, к которому Вы никогда не принадлежали.

15) Вас не пытались всю жизнь заставить быть патриотом чужой страны.

16) Ваш патриотизм воспринимается как нормальное явление, а не как «предательство Родины».

17) Окружающие люди не приходят к единогласному мнению о том, что Вы будете чужим в стране с Вашей культурой, и не пытаются отговорить Вас от иммиграции туда. (Если на то нет веских причин, которые не имеют никакого отношения к менталитету).

18) Вашу культурную идентичность не станут обесценивать от того, что Вам сложно формулировать свои мысли устно, или от того, что Вы не думаете словами.

19) Вам не приходится учить язык свое страны/ культуры позже иностранного языка, которому Вас научили в раннем детстве.

20) У Вас нет языкового барьера в общении с представителями своей культуры.

21) То, что Вы используйте какие-либо атрибуты своей культуры, не считают культурной апроприацией.

22) Представители Вашей культуры не считают Вашу национальную/ расовую/ культурную идентичность апроприацией и неуважением к Вашей общей культуре.

23) Представители Вашей культуры не относятся к Вам, как к чужаку. Они не начинают общения с Вами с предположения, что Вы все равно не поймете их из-за «другого менталитета».

24) Представители Вашей культуры не пытаются в снисходительной и упрощенной форме объяснить Вам особенности Вашей общей культуры. И они не приводят для объяснения понятных Вам культурных явлений примеров из непонятной и уже давно надоевшей Вам чужой культуры.

25) Вам не говорят, что Вы готовы разделить с представителями Вашего народа экзотические атрибуты /высокий уровень жизни/ необычные прически, но не готовы разделить с ними их угнетение и проблемы. А если и говорят, то это, вероятно, является лишь предположением, а не утверждением.

26) Вам не говорят, что Вы не можете говорить за представителей своего народа из-за Вашей внешности/ идентичности людей, которые Вас воспитывали/ языка, которому Вас научили в детстве/ куска территории, на котором Вы родились. Люди воспринимают всерьез Ваши рассуждения об опыте своего народа.

27) Представители Вашей расы/ культуры/ народа не дискриминируют и не стигматизируют Вас по расовому /национальному /культурному признаку.

28) В случае конфликта между Вашей культурой и чужой, представители Вашей культуры не обвиняют Вас в преступлениях иностранцев, а представители чужой культуры не считают, что Вы обязаны быть на их стороне.

29) Если Вы сделали нечто значительное, то Ваши заслуги не приписывают чужой культуре.

30) Ваши действия не оценивают, исходя из особенностей/ истории чуждой Вам культуры.

31) Люди не обращаются к Вам с просьбой объяснить им особенности культуры, которую Вы совершенно не понимаете.

32) Вы не оказываетесь «меж двух огней», когда представители своей культуры считают Вас чужим, а Вы сами, при этом, чувствуете себя чужим в той культуре, которую Вам приписали в детстве. Даже если Вы являетесь представителем дискриминируемой расы/ национальности, вероятнее всего, рядом с Вами есть представители Вашей общины, которые могут защитить Вас, утешить, дать совет по преодолению культурной пропасти и возможность почувствовать себя в безопасности.

33) В случае, если Вы не понимаете какие-либо культурные особенности Вашей страны, это будут списывать на Ваш характер и на Ваше личностное восприятие, а не на то, что у Вас, якобы «другой менталитет».

34) В Вашей стране Вас не будут постоянно спрашивать, откуда Вы приехали.

35) Если Вы смогли иммигрировать в страну с Вашей культурой, Вам не приписывают принадлежность к этносу, к которому Вы не принадлежите и/ или не станут уделять повышенное внимание стране вашего рождения. Т.е. если вы грузин, родившийся в России и иммигрировавший в Грузию, вас не будут называть «русским грузином». Гораздо чаще о Вас будут говорить просто как о грузине, потому что Вы родились в грузинской семье.
Если Вы американка, но родились в Италии, потому что Ваши родители жили там какое-то время, то после возвращения в США Ваше «итальянское» происхождение не будут подчеркивать при любом упоминании о Вас.

Послесловие.
У некоторых людей, чья культура отличается от той, что была приписана им в детстве, нет некоторых указанных в списке проблем. При этом у них могут быть другие проблемы, которых я не учла.

Например, человек может очень хорошо знать язык той культуры, к которой он принадлежит, и для него будут неактуален пункт про «языковые проблемы». Либо человек может принадлежать к какой-либо культуре, но при этом не быть патриотом какой-либо страны. Это может быть связано как с особенностями культуры (не у всех культур и народностей есть свои государства), так и с особенностями государства (например, у человека может быть русская культура, но при этом ему может не нравиться Россия из-за ее политических особенностей), или с личностными качествами человека (например, у него, как и у меня, может не быть склонностей к патриотизму). Либо, например, культурная принадлежность человека может не совпадать с его идентичностью (но при этом ни то, ни другое не будет подходить к приписываемой при рождении культуре, либо с ней будет совпадать что-то одно).

Думаю, у большинства людей, чья культура не совпадает с той, что приписали им в детстве, будут несоответствия по определенным пунктам. При этом у них могут быть другие проблемы, которых я не учла.

У меня у самой нет нескольких указанных мною проблем, но они, вероятно, есть у многих похожих на меня людей, и, возможно, появятся у меня в будущем.
И, наконец, некоторые вещи в данном списке могут подходить не только людям, чья культура не совпадает с той, что была приписана им в детстве, а и тем, у кого нет культурной идентичности, культурной принадлежности и определенной культурной социализации, тем, кто не является патриотом страны, в которой он_а родился, тем, кого удочерили представители другой расы/ национальности, мигрантам, детям из смешанных семей и, возможно, представителям каких-либо других групп населения.