понедельник, 28 августа 2017 г.

Лидия X. Z. Браун: «Не, ну правда, откуда вы приехали?»

(Примечание Айман Экфорд: Надеюсь, эта статья поможет вам в общении с людьми  неславянской внешности, потому что изложенные в ней советы применимы и на постсоветском пространстве)

Источник: Autistic Hoya


Это не мое фото. Это фото с кампании Оксфордских студентов против расистской микроагрессии. На фото молодая персона стоит на улице. Она с недоверием смотрит в камеру, и в ее руке плакат: «Итак... почему ты так хорошо говоришь по-английски?»

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему небелые люди так расстраиваются/обижаются/злятся/возмущаются и т. п. Когда вы (в этом тексте «вы» чаще означает — белые люди, и да, НЕ ВСЕ БЕЛЫЕ ЛЮДИ ТМ так себя ведут), спрашиваете: «Откуда вы приехала?», «Нет, ну а на самом деле вы откуда?», «А какой ваш родной язык» или другие подобные вопросы?

Вас когда-нибудь донимали подобными вопросами? (Возможно да, возможно нет). Но меня этим донимают постоянно.

Нет ничего плохо в том, чтобы хотеть узнать чью-то национальность или чье-то этническое происхождение. Точно так же нет ничего плохого в вопросах. Любопытство естественно, и когда вы видите кого-то, кто говорит и выглядит не так, как вы, вы можете задавать эти вопросы просто чтобы узнать о человеке побольше, или показать свой к не_й интерес Но вот какая загвоздка — люди, которым вы задаете эти на первый взгляд невинные вопросы, слышали их множество раз. Так что это не просто случайные редко встречаемые вопросы. Это часть системы.

Я американ_ка китайского происхождения, и меня постоянно останавливают на улице совершенно незнакомые люди, чтобы узнать, откуда я приехал_а, сколько лет я живу в США и говорю ли я на корейском, японском или китайском.

Вероятнее всего, эти незнакомцы не хотели показаться грубыми, не собирались никого обидеть, и, скорее всего, они уж точно не хотели быть расистами. По отдельности, все эти вопросы такими не являются, но вместе они показывают, что по мнению большинства людей я не могу быть сво_ей, что я по определению не могу быть американк_ой, что я являюсь предметом изучения и любопытства, чем-то экзотическим, в корне отличающимся от других людей. И эти представления напрямую связаны с расизмом. Для того, чтобы эти вопросы так воспринимались, они не должны задаваться из-за жестокости или злого умысла. Достаточно того, что они основаны на существующем представлении о том, что белый цвет кожи является единственно нормальным и чем-то само собой разумеющимся (и поэтому незаметным, чем-то, естественность чего не ставится под сомнение), а чернокожие, выходцы из Латинской Америки, коренные американцы, представители смешанной расы и азиаты являются «другими» (то есть, отличающимися от белых людей, чья внешность считается единственной нормой, которую никто даже не думает поставить под сомнение), и поэтому воспринимаются как экзотика.


Много слов. (Простите, я над этим работаю).

Я хочу сказать, что да, вам не обязательно быть расистскими ублюдками для того, чтобы доставать меня вопросами о том, откуда я родом и какой у меня родной язык, НО — и это очень большое НО — это не значит, что подобные вопросы безобидны. Я слышу эти вопросы постоянно, и они похожи на воду, ветер и дерьмо, которые точат камни, вот только камень — это я, а вся эта мокрая гадость, которая меня точит — микрорасизм. Я называю этот расизм «микро» не потому, что он безобидный, а потому, что этот вид расизма не соответствует доминирующим представлениям о том, что такое «расизм».
Когда такие вопросы звучат один или два раза, они никому не вредят. Но когда ты слышишь подобное тысячи раз в год, это уже не лезет ни в какие ворота!

Поэтому я решил_а объяснить, что можно делать, а чего делать не стоит, если вы не хотите быть мудаками, но при этом хотите узнать больше о культурной идентичности и сообществе других людей. Я считаю попытки узнать больше о чужой культуре хорошей и достойной вещью. Но существуют разные способы, с помощью которых можно пытаться узнавать и понимать чужие культуры, и не все они являются безвредными, действенными и приемлемыми.

НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ: «Итак, на скольких языках кроме родного вы еще можете говорить?» если вы спрашиваете это, пытаясь выяснить, какой родной язык у человека — и особенно, если вы спрашиваете это, предполагая, что е_е родной язык не английский, потому что человек небелый. Грубо без какого-либо контекста задавать этот вопрос, даже если человек говорит с акцентом. Из-за силовой динамики такой вопрос гораздо чаще задают небелым людям с акцентом, чем белым (или тем, кто выглядит как представитель доминирующей расы) людям с акцентом.

МОЖНО СПРАШИВАТЬ: «Знаете ли вы какие-либо языки кроме английского?», особенно в контексте разговора- знакомства, когда люди задают вопросы, чтобы лучше узнать друг друга, и вы уже задавали другие подобные вопросы (например: «в каких городах вы жили», «есть ли у вас братья или сестры», «чем вы занимаетесь», и т. п.). Подобный вопрос не показывает, что вы автоматически воспринимаете человека как приезжего, и что вы думаете, что человек обязательно знает какие-то языки помимо английского.

НЕ НАДО НАЧИНАТЬ РАЗГОВОР:  (особенно с совершенно незнакомым человеком), спрашивая о е_е национальности/расе/этническом происхождении. Особенно если вы еще даже не поздоровались с человеком и не спросили «как дела?»  или «как тебя зовут?». Вероятно, вы не проводите демографические исследования, не занимаетесь переписью населения, и не записываете нас в тюремную книгу. А когда вы это спрашиваете в других случаях, это выглядит так, будто вы рассматриваете нас как экзотическую диковинку, а не как полноценных людей.

МОЖНО СПРАШИВАТЬ: о чей-то национальности/расе/этническом происхождении после того, как вы познакомились с этим человеком, и после того, как вы убедитесь, что он_а нормально относится к разговорам на эту тему. (например: «Кстати, Саалиха, могу ли я спросить у тебя о твоем этническом происхождении?»). Это поможет человеку уйти от неприятного разговора («Прости, сейчас мне неудобно говорить на эту тему») или ответить на вопрос («Ага, ничего не имею против»). Это показывает, что вы уважаете собеседника и заботитесь о е_е чувствах, и не рассматриваете е_е как экзотическую (и, вероятно, туземную) штуку, которая существует только для того, чтобы удовлетворять ваше любопытство.

НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ: «А чо ты такое?», если вы хотите узнать, какой я национальности или этнического происхождения. Я «кто», а не «чо».

НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ: «А какое твое настоящее имя?», если небелый человек представляется вам западным именем. Человека надо называть тем именем, которое он_а назвал_а. Это и есть е_е «настоящее имя». Точка.

МОЖНО СПРАШИВАТЬ: «Не могли бы вы мне сказать, как это пишется/произносится?», если вы не уверены, как пишется/произносится чье-то имя, особенно если понимание того, как оно пишется/произносится, поможет вам его запомнить.

НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ: «Но откуда вы родом?» или «Нет, серьезно, откуда вы НА САМОМ ДЕЛЕ приехали?», если вы хотите узнать мою национальность или мое происхождение. Опять таки, особенно если единственная причина, по которой вы это спрашиваете, заключается в том, что я небел_ая, и вы считаете, что из-за этого я не могу быть местн_ой.

МОЖНО СПРАШИВАТЬ: «Вы давно здесь живете?» или «Где вы выросли?» или «Вы всегда жили в этом городе/деревне/штате/регионе?», особенно если вы недавно познакомились с человеком, или ведете с кем-то светскую беседу на деловом мероприятии, или если это случайный разговор в незапланированной социальной ситуации (например, во время ожидания автобуса на остановке). Эти вопросы вполне обычные — они не предполагают, что т_а, кому их задают, обязательно должен_а быть не так_ой, как все «нормальные» люди. Эти вопросы можно задавать любому, а не только тем, кого считают «экзотичными» и «не такими, как все». И благодаря им человек сможете рассказать о себе то, что считает нужным.

НЕ НАДО: проводить культурные мероприятия, рассчитанные в основном/полностью на людей какой-либо культуры, к которой вы не принадлежите, и проводить мероприятия о чуждой вам культуре. Возможно, вы думаете, что вы тем самым оказываете нам поддержку, но это не так. Особенно если вы белый_ая — у белых людей всегда была возможность требовать какое-либо пространство — начиная от колониализма и джентрификации и заканчивая межличностными взаимодействиями — а для маргинализированных культур крайне важно обладать собственным пространством. Кроме того, если вы не принадлежите к определенному культурному бекграунду, вы не можете претендовать на право собственности по отношению к нашей культуре, и проводить мероприятия на тему того, какие мы, по вашему мнению, классные и как вы хотите нас поддержать — потому что подобное зачастую оказывается не поддержкой, а оскорблением, воровством и апроприацией.

МОЖНО:  посетить мероприятие о культуре, которое рассчитаны на широкую аудиторию (или если это мероприятие рассчитано на представителей определенной культуры, и один из них вас на него пригласил), для того, чтобы больше узнать о чужой культуре. Внимание: национальную одежду стоит надевать только если вам это предложили; в других случаях, об этом лучше спросить заранее. Тем самым вы покажете, что поддерживаете и цените людей из этой культуры, И ПРИ ЭТОМ  уважаете их границы и понимаете, что бывают разные виды организаций и мероприятий.

НЕ НАДО: предполагать, что знание или изучение иностранного языка и чужой этнической истории автоматически дает вам право говорить об этой культуре с экспертной позиции, отвечать от имени носителей этого языка, и что это изучение означает, что вы «практически один_а из них». Это не так.

МОЖНО: учить иностранные языки и наречия. Спросите сво_ю знаком_ую, котор_ая говорит на изучаемом вами языке, может ли он_а помочь вам попрактиковаться (но только знаком_ую, а не случайного человека с улицы). Это является одним из лучших способов показать, что вы уважаете чужой язык и культуру.

НЕ НАДО: подходить к первому попавшемуся небелому человеку на улице, и начинать говорить с н_ей на языке, на котором, по вашему мнению он_а говорит. Даже если вы составили свое мнение на основании внешности или действий этого человека.
Например: не надо подходить к смуглому человеку в хиджабе и говорить с не_й по-арабски, или подходить к смуглому уборщику и говорить с не_й на испанском.
Потому что, на самом деле, вы понятия не имеете, какое у этого человека этническое происхождение и даже раса, а даже если вы угадали правильно, вы все еще можете ошибиться, потому что раса и этническое происхождение далеко не всегда определяет язык, на котором говорит человек. Но даже если вы угадали и язык, и происхождение, так все равно не стоит делать, потому что подобное поведение основано на предрассудках и поэтому является расистским.

МОЖНО: говорить с небелым человеком на е_е родном языке, если вы уверены в том, что этот человек действительно говорит на этом языке, и особенно если вы делаете это потому, что от этого есть практическая польза.
Например: Вы спрашиваете у человека, как куда-то пройти, и он_а отвечает вам на ломаном английском с большим количеством слов из суахили, и поэтому вы переключаетесь на суахили; или вы зовете кого-то по рабочему вопросу, и человек отвечает вам на вьетнамском, и поэтому вы тоже начинаете говорить с н_ей на вьетнамском.

Помните: то, что можно говорить в одних случаях, нельзя говорить в других.

Например, если кто-то говорит вам, что он_а родил_ась и вырос_ла в стране, где  английский не является доминирующим языком, и особенно если он_а старается практиковать английский или думает, что говорит по-английски не очень хорошо, нормально и даже желательно сказать человеку, что он_а прекрасно владеет языком. С другой стороны, если вы встречаете меня и, обращая внимание на то, что я небел_ая, в самом начале разговора делаете мне комплимент по поводу того, что я отлично владею английским, вы тем самым показываете, что думаете, что я не могу быть местн_ой — и даже если бы это была правда, пока вы не узнаете меня получше, не стоит делать таких комплиментов. Это снова является показателем силовой динамики, потому что подобные вещи происходят только с небелыми людьми.

Если многие из этих советов кажутся вам «политкорректной хренью», позвольте заметить, что:
а) это не так;
б) вы совершенно не разбираетесь в этом вопросе;
с) мне наплевать на «политическую корректность».

Я говорю об элементарном уважении к другим людям. Я говорю о том, как показать, что вы считаете меня полноценным человеком, а не вещью. Я говорю о том, что не стоит быть мудаками и доставать незнакомцев, которые ничем перед вами не провинились, и не обязаны выслушивать всякую хрень. Я говорю о том, как сделать так, чтобы окружающие вас люди чувствовали себя в безопасности, и могли расслабиться, находясь рядом с вами. И эти люди могут быть теми, о ком вы заботитесь и кто вам явно не безразличен, так что да, я говорю о действительно важных проблемах.

У вас есть возможность узнать, как может восприниматься ваше поведение. Возможно, вам стоит задуматься о своей реакции на мои слова, и понять, что вещи, которые казались вам безобидными, на самом деле серьезно вредят окружающим. И да, я говорю, что эти вещи именно ВРЕДЯТ. Они не просто «оскорбительные». Они вредные.

Если вы действительно считаете, что все люди достойны уважения, что все должны быть «равны», и что надо с уважением относиться к отличиям, теперь у вас есть замечательная возможность постоянно демонстрировать свои взгляды с помощью своего поведения. Каждый небелые человек — рожденный здесь или нет, с детства говорящий по-английски или нет, названный западным именем или нет — постоянно сталкивается с подобными вопросами просто потому, что является представителем меньшинства, и вам не стоит поддерживать эти систему.

Вот о чем вы теперь можете поразмышлять перед сном.

--

(*Примечание: Это текст во многом основан на североамериканском контексте, но он может быть полезен для других западных или европейских стран, в которых английский является доминирующим — или, в другом контексте, вы можете изменить английский язык на доминирующий язык вашей страны).

(**Примечание: Если вы по каким-либо причинам не можете изменить используемые вами фразы, это не означает, что вы плохой, злой и ужасный человек. Существует множество причин, по которым у людей может не быть возможности частично или полностью изменить используемые ими слова — например, у человека может быть слишком плохое образование, е_й может быть сложно использовать речь из-за инвалидности, он_а может не очень хорошо владеть языком, на котором говорит, и т. п. То, что я написал_а, рассчитано на людей, которые могут выражать свои мысли с помощью разных фраз, и менять свой язык. Я писал_а это с учетом того, что язык зачастую выражает скрытые идеи и отношение людей к чему-либо, и поэтому за ним стоит следить).

(***Примечание: Многие предположения в этом тексте касаются, прежде всего, зрячих людей. Я не хочу сказать, что незрячий или слабовидящий человек не может совершать подобных ошибок, я просто хотел_а показать, как часто зрячие люди строят свои предположения о расе, языке и идентичности людей, основываясь на их внешности).