среда, 19 июля 2017 г.

Айман Экфорд: «4 мифа о высшем образовании»

В эти выходные я ездила в феминистский лагерь.
Когда в день приезда мы собрались недалеко от костра, и организаторка предложила собравшимся рассказать что-то о себе,  практически все люди начали говорить о  высшем образовании. Они рассказывали, где и на кого они учились (или учатся), и работают ли они по специальности.

Думаю, дело не только в том, что люди не успевали придумать более интересные и разнообразные ответы. Подобное  внимание к высшему образованию я встречала практически всю свою жизнь, и не только со стороны людей, которые ничего не знают о дискриминации.

Живую Библиотеку в Санкт- Петербурге, чаще всего, посещают прогрессивные люди. Но когда я выступаю на Живой Библиотеке,  и отвечаю на вопросы как аутистка, люди постоянно спрашивают, есть ли у меня высшее образование.

Большинство авторов интерсекционального феминистского ресурса Everyday Feminism в конце своих статей пишут о том, где и на кого они учились, даже если их образование никак не связано с темой статьи.

Большинство ЛГБТ- организаций требуют диплом о высшем образовании даже для специальностей, которые можно освоить самостоятельно.

Люди с высшим образованием преувеличивают его значение, и не понимают, что они могут кого-то дискриминировать, уделяя  высшему образованию повышенное внимание. Поэтому я хочу написать о четырех фактах, которые стоит учитывать, прежде чем говорить (или писать) что-то о высшем образовании.



1. УДЕЛЯЯ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ВЫ ДИСКРИМИНРУЕТЕ ЛЮДЕЙ. 
Не у всех людей есть финансовые возможности для оплаты обучения, или даже для того, чтобы обеспечивать свою жизнь, учась на бюджете.

Не все люди могу переехать в другой город или даже в другую страну, где они могли бы учиться на интересующей их специальности.

В некоторых странах в ВУЗы не берут женщин,  людей определенной национальности или определенной расы.

Об этом знают многие, и обычно эти причины учитываются. Другие причины менее очевидны, и большинство людей о них не задумывается.

Например, у подростков может быть достаточно знаний и навыков для обучения в ВУЗе. Они могут даже обладать знаниями на уровне выпускников ВУЗа, но их мнение не считается важным просто потому, что из-за своего возраста они не могут поступить в ВУЗ и  получить диплом.

Некоторые гомосексуальные и бисексуальные люди бывают вынуждены покинуть ВУЗ из-за травли.
И я знаю о трансгендерных людях, которые ушли из университета после того, как они стали жертвами "коррекционных" изнасилований.

Многие люди с инвалидностью не могут учиться в тех ВУЗах, в которых учились вы, просто потому, что в них не соблюдаются элементарные правила по созданию инклюзивной среды (даже если они гарантированы законом).
Речь идет о самых разных видах инклюзии- от возможности получить академический отпуск из-за клинической депрессии, до установки пандусами на лестницах.

Некоторые требования по инклюзии, вроде необходимости предоставления триггер- предупреждений для людей с ПТСР, не просто не удовлетворяются, а не воспринимаются всерьез.

Из-за этого некоторым людям, как и мне в свое время, приходится выбирать между психологическим- и даже психическим благополучием- и высшим образованием.

Могут быть и другие причины, из-за которых люди не могут получить высшее образование.

Поэтому излишнее внимание к высшему образованию является проявлением эйблизма, эйджизма, сексизма, расизма, гомофобии, трансфобии и других предрассудков.


2. УДЕЛЯЯ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ,
ВЫ СТАВИТЕ ДИПЛОМ ВЫШЕ ЗНАНИЙ.
Общаясь с людьми, я не замечала особой разницы между эрудицией тех, у кого есть высшее образование, и тех, у кого его нет.

На эрудицию и интеллектуальность влияют самые разные вещи- количество и разнообразие книг, которые читала персона, ее память, умение искать информацию, умение анализировать подученную информацию, независимость мышления, и другие подобные вещи. Но само по себе высшее образование не обеспечивает эрудицию, а люди, закончившие ВУЗ, далеко не всегда эрудированны.

Высшее образование также не гарантирует и  профессионализм. Большинство российских специалистов по аутизму знают об аутизме гораздо меньше меня, несмотря на то, что у них, в отличие от меня, есть высшее образование. Многие из этих "специалистов" не могут отличить аутизм от шизофрении, или считают, что все аутисты не могут говорить устно.
Практически все педиатры, к которым меня водили в детстве, прописывали своим пациентом гомеопатию.
В одном из ведущих Питерских ВУЗов студентов учат тому, что гомосексуальность и мастурбация являются болезнью.
Я постоянно нахожу ошибки в новостных статьях о политике Ближнего Востока, которые пишут профессиональные журналисты.
Думаю, вы тоже сталкивались с подобными «профессионалами».
И после этого вы всерьез считаете, что знание и диплом о высшем образовании- это одно и то же?

Если нет, то почему вы уделяете такое внимание тому, что высшее образование есть у вас?


3. УДЕЛЯЯ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ВЫ МЕШАЕТЕ ЛЮДЯМ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ.
Я знаю людей, которые стали профессионалами и нашли любимое дело, обучаясь в ВУЗе. Обычно этим людям для обучения нужна была помощь в поиске и анализе информации, но у меня никогда не было с этим проблем.
Мне, как и многим (но далеко не всем) аутистам, было просто искать и систематизировать информацию. Мне не нужна была помощь в обучении, не надо было, чтобы кто-то направлял меня. Когда меня что-либо интересует- от аутизма до ЛГБТ-движения, от международной политики до сицилийской мафии, я просто читаю все, что мне попадается, смотрю все фильмы, и слушаю все лекции, которые могу найти, пока не изучу разные сферы интересующего меня явления, и разные точки зрения по интересующему меня вопросу. И в процессе изучения темы я просто формирую собственную позицию по интересующему меня вопросу.

Но при этом я не смогла учиться в ВУЗе из-за эйблистской системы образования. Но даже теперь, когда я могу намного лучше формулировать свои мысли словами и ориентироваться в нестандартных ситуациях, я все равно не решилась бы вернуться в ВУЗ, и частично из-за того, что ВУЗ мешал бы мне учиться. Я ненавижу, когда мне указывают, что я должна учить, а чего нет. Мне не нравится, когда преподаватели навязывают мне свою точку зрения, и когда от меня требуют транслировали идеи, с которыми я не согласна. И я терпеть не могу выполнение бессмысленных заданий, которых слишком много в университетских программах.

Маловероятно, что я смогла бы изучать вопросы аутизма или международные отношения в российском или украинском ВУЗе. Потому что у меня есть свои взгляды, которые противоположны взглядам большинства преподавателей. Вероятнее всего, после такого "обучения" я бы знала гораздо меньше, чем знаю сейчас, и мне было бы крайне сложно заставить себя читать о том, чему меня учили в ВУЗе.
У меня уже был подобный опыт.
После школьного обучения английскому у меня до сих пор есть серьезные психологические проблемы с устной английской речью и чтением.
После попыток учиться на компьютерной специальности я плачу, когда мне надо устанавливать новую программу на свой компьютер.

Так что, считая ВУЗ единственным способом получения знаний, вы поддерживаете систему, которая не дает стать профессионалами тем, кому не подходит наша система высшего образования.


4. УДЕЛЯЯ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ВЫ ПРИНУЖДАЕТЕ ЛЮДЕЙ ТРАТИТЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЖИЗНИ НА БЕСПОЛЕЗНЫЕ (ИЛИ ДАЖЕ ТРАВМИРУЮЩИЕ) ЗАНЯТИЯ.
Как я уже писала выше, не всем людям легко поступить в ВУЗ и там удержаться, и зачастую это связано с дискриминацией, которой эти люди подвергаются, и которую они не могут «просто преодолеть».

Но, несмотря на то, что ВУЗ не гарантирует знания и профессионализм, и что некоторые люди могли бы стать лучшими профессионалами без обучения в ВУЗе, иногда эти люди идут в ВУЗ из-за давления общества.

Когда все вокруг говорят и пишут о высшем образовании, выпускники школ могут решить, что их не будут считать полноценными людьми, если они не продолжат получать образование.
И, что не менее важно, многие работодатели берут на работу только людей с высшим образованием не потому, что для выполнения этой работы обязательно необходимо обучение в ВУЗе, и человек не может освоить профессию самостоятельно, а потому, что в нашем обществе считается, что высшего образования нет только "у тупых".

 Что, опять -таки, служит навязыванию единой нормы усваивания информации, и является частью эйблистской, эйджистской, сексистской, расистской, гомофобной и трансфобной системы угнетения.


****
Несмотря на то, что некоторым людям нравилось учиться в ВУЗе, и обучение принесло им пользу, высшее образование доступно и полезно далеко не для всех. Повышенное внимание к высшему образованию служит укоренению многих систем угнетения, создает негативные стереотипы и мешает людям становиться лучшими профессионалами.

Вспомните об этом, прежде чем писать очередную вакансию, или использовать фразу "высшее образование" как синоним образованности, или говорить о высшем образовании как о чем-то очень значимом.

И, что не менее важно, на очередном активистком мероприятии вспомните, зачем вы туда пришли, и кто ваши союзницы. Активистские теории, к которым ссылаются в академических дискуссиях, фактически зародились на улице. Они появились из-за потребностей конкретных людей, у многих из которых не было высшего образования. Многие из них принадлежали к нескольким дискриминированным группам, и далеко не у всех было самообразование на уровне ВУЗа.  У некоторых было недостаточно знаний, времени или интеллектуальных способностей для получения  высшего образования. Но это не делает их идеи менее важными, даже если они сказаны простыми словами. И это не делает их потребности и проблемы менее важными.

Высшее образование вообще ничего не говорит о личности, идеях и знаниях человека. Наличие диплома о высшем образовании означает только наличие диплома о высшем образовании. И больше ничего.