воскресенье, 18 июня 2017 г.

Айман Экфорд: «Ваша жизнь принадлежит вам»

Сегодня Autistic Pride Day, день, когда аутичные люди во всем мире празднуют возможность оставаться собой и вести себя аутично, несмотря на давление со стороны общества.

Вам может это показаться странным, но сейчас я хочу обратиться не только к аутичным людям, а и к людям с различными видами инвалидности, к ЛГБТИ-людям, к тем, кто чувствует свою принадлежность к другой культуре, к тем, кто вынужден жить в сексистской, патриархальной, фундаменталистской среде, ко всем, кто чувствует себя чужим в своем окружении. И, прежде всего, я хочу обратиться к подросткам и молодым людям, которые полностью зависимы от своих родителей.

Ваша жизнь принадлежит вам. Не вашим родителям, не вашим родственникам, не вашему государству. Она принадлежит только вам.


I.
Я выросла в семье технической интеллигенции, которая ненавидит Запад. Моя культура была американской. Мне не близка ни Советская, ни Российская, ни Украинская культура. Более того, мне становится плохо от  проявлений российской культуры, а иногда даже от упоминания определенных элементов советской истории.
В моем окружении было много «умеренных» антисемитов. Я же в детстве часто сравнивала себя с европейскими евреями 19-начала 20 века, и мне было очень неприятно выслушивать антисемитскую риторику.
В моем окружении было много исламофобов. В двадцать лет я приняла ислам.
Мое окружение было наполовину православно-фундаменталистским, наполовину – воинственно атеистическим.  Как только я перестала бояться «разгневать Бога», мои религиозные взгляды стали основываться на самостоятельном анализе священных текстов со ссылкой на исторический контекст. На данный момент я не отношу себя к определенной религии, и,  в отличие от людей, которых я знала в детстве, я точно никогда не стала бы навязывать другим людям какие-либо религиозные взгляды и их отсутствие.

Практически все мои знакомые, включая ближайших родственников, были гомофобами, а я являюсь ЛГБТ-активистом.
Знакомые моих родителей любили лезть в чужую жизнь, и они считали неполноценными тех, у кого нет высшего образования… Что же, у меня нет высшего образования, и я не планирую его получать.

Как видите, мое прошлое  окружение явно не одобрило бы мою нынешнюю жизнь. Оно никогда не было похожим на меня. У моих близких был не просто другой нейротип и образ мышления  - у них была другая культура, другие представления о жизни, другая вера, им была близка другая история…

Я всегда чувствовала, что мне гораздо понятнее жизнь американцев из высшего социального слоя, вроде Рокфеллеров (которых ненавидели в моем окружении). Иногда то, что я не восприняла доминирующую социализацию, доводило меня до истерики, потому что я чувствовала себя чужой и была уверена, что так будет всегда. От этого я не ощущала себя в безопасности, и готовилась жить в окружении тех, кто ненавидит меня такой, какая я есть. Я знала, что они могли бы засунуть меня в концлагерь, и ничего не могла с этим поделать. Я принимала это как данность.

Я не знала ни одного человека, который выбрал себе социальную среду. Большинство моих знакомых жили в том же окружении, в котором они родились, и это считалось практически единственной допустимой нормой.

Я предполагала, что жизнь может быть другой. Что я могу жить в другом городе и в другой стране. Что я могу разорвать связи с людьми, которые на меня не похожи. Но я этого боялась. Я не очень хорошо понимала, как это делается, и я слишком сильно привязывалась к знакомым мне вещам.
Но мне все-таки удалось уехать из Донецка, (частично благодаря моим родителям, но, вероятно, я уехала бы и без них). И я прекратила общение практически со всеми, кого я знала. Я делала это постепенно, потому что очень не люблю разрывать отношения с теми, к кому я привыкла. Но теперь я жалею только о том, что не сделала это раньше.


II.
Моя история не является историей успеха, но если вам нужен пример человека, который порвал со своей социальной средой и разорвал почти все связи с прошлым, вы можете вспомнить обо мне.
На самом деле, таких людей, как я, не так уж и мало – я обращала внимание на них, читая биографии и историческую литературу, и даже читая обычные книги. И теперь я знаю их в реальной жизни.

Я смогла выбрать себе социальную среду, и среди тех, с кем я общаюсь, нет никого, кто разделял бы принципы моих родителей, за исключением самих родителей. Если бы ситуация сложилась иначе, и они не стали бы воспринимать меня как равную, я бы разорвала отношения и с ними, и считаю, что это было бы правильным решением.
Я знаю, что у вас может быть другая ситуация.
Я не хочу вас «мотивировать», ставя себя в пример и предлагая следовать за мной, потому что я понимаю неуниверсальность подобных мотиваторов. Я знаю, что у вас могут быть денежные, физические, психические и любые другие ограничения, мешающие вам разорвать связи с родственниками, сменить место жительства или изменить образ жизни. Я ведь тоже не живу в стране, культура которой мне кажется наиболее понятной.

Я только хочу сказать, что вам стоит взвесить все «плюсы» и «минусы» продолжения общения со своими родственниками, или принятия своей социальной среды.

Но даже если бы вы финансово зависите от своих родственников, или если вам еще нет 18, вы можете выбрать, что именно вы будете от них «брать».
Вы можете отказаться поступать в выбранный ими ВУЗ.
Вы можете отказаться ходить на неинтересные вам занятия.
Вы можете отказаться общаться с «друзьями», которых они вам находят.
Я знаю, что вы можете подумать, что тем самым только усугубите ситуацию, и что ваши родственники будут намного сильнее вас донимать, но, вероятнее всего, это не так. Я знаю на своем опыте и на опыте практически всех своих знакомых, что родители начинают воспринимать детей как равных только когда дети дают им понять, что не будут повиноваться любым приказам родителей. Вначале родители давят, а потом отступают, потому что им отношения с вами не менее важным, чем вам – отношения с ними.

Вы не обязаны стараться соответствовать гендерным стереотипам, потому что, вероятно,  вы можете общаться с теми, кому на них наплевать. В наше время – в век интернета, не так уж и сложно найти таких знакомых. Я познакомилась со своей девушкой и лучшей подругой по интернету, и мы год переписывались прежде, чем я к ней переехала. Когда мы начали переписку, мы жили в разных городах.

Вам не стоит думать, что вы должны притворяться нормальным, чтобы найти себе «пару» или друзей. (Что бы это ни значило – попытки быть гетеросексуальным, отказ от аутичных привычек или попытки соответствовать гендерным стереотипам). Потому что тогда человек, похожий на вас, вероятно, не заинтересуется вами и пройдет мимо. Разве интересно человеку, который не принимает доминирующие гендерные нормы, те, кто старается во всем им соответствовать? Разве человек, чьи интересы и взгляды не зависят от моды, станет писать тому, чья стена в социальных сетях является  полным отражением доминирующих взглядов?  Зато притворяясь, вы привлечете людей, непохожих на вас, но похожих на большинство представителей вашего окружения. Вам нужны такие «друзья»? Вы действительно хотите всю жизнь притворяться?

Если вы пытаетесь «вписаться» в существующее окружение, возможно, вам стоит подумать, как уйти от него и найти себе другое. Если вы не можете найти себе друзей в «реальном мире», возможно, вам стоит подумать, как научиться общаться в интернете.

Если вы выросли в семье капиталистов, а у вас коммунистические взгляды, благодаря интернету вы сможете найти таких же, как вы.

Если вы живете в городе, а хотите жить в деревне, и при этом в состоянии себя обеспечивать, вы можете уехать в деревню.

Если вы родом из семьи потомственных врачей, а хотите заниматься бизнесом и достаточно компетентны в своей будущей работе, вероятно, вы сможете стать бизнесменом. Я не гарантирую, что вы станете очень хорошим бизнесменом, но разве лучше быть врачом, ненавидящим свою работу?

Этот список можно продолжить, но, думаю, вы поняли суть того, что я хочу сказать. Ваша жизнь принадлежит вам. И хотя на нее влияет множество факторов и множество различных вещей, вы можете сами оценивать ситуацию, выбирать, что вам делать и принимать решения.