пятница, 5 мая 2017 г.

Эрин Хьюман: «5 вещей, которые я узнала о родительстве и гендере»

Источник: Erin Human


Изображение на картинке «5 вещей, которые я узнала о родительстве и гендере» сопровождается пятью фигурками людей розового, белого, голубого, фиолетового и зеленого цвета.
Когда у меня появился первый ребенок, у меня были благие намерения не помещать его в определенные гендерные рамки. Однако мне пришлось многому научиться: как в вопросах гендера, так и в вопросах родительства.

Прошло семь лет, а я все еще учусь понимать гендерные вопросы (как и вопросы, касающиеся родительства!), но вот что я уже могу вам рассказать:


1. ГЕНДЕР НЕБИНАРЕН. 
Сейчас сложно поверить, что я когда-то считала, что существует только два гендера – особенно учитывая тот факт, что я сама никогда не вписывалась в розовую/голубую дихотомию. Я просто предполагала существование двух гендеров, как и многие другие хорошие люди.

Сейчас я лучше разбираюсь в этих вопросах, и сама идея гендерной бинарности кажется мне абсурдной. Ничто в людях не является бинарным. Разве у людей может быть только два оттенка кожи? Или только два возможных цвета глаз? Два типа телосложения? Два типа сексуальных ориентаций? Два варианта характера? Пол тоже не является бинарным, это спектр, и термин «интерсекс» означается все возможные вариации, которые находятся между бинарными и всем известными категориями пола.

Так почему же мы рассматриваем гендер так черно-бело?

С ним все не так просто.


2. ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ – НЕ ТАКОЕ УЖ И РЕДКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Когда у меня появился первый ребенок, я была уверена, что трансгендерность – это редкое явление, и, конечно же, мой ребенок чисто статистически не будет трансгендером, так что мне не надо включать вопросы трансгендерности в свою родительскую повестку. Я ошибалась по двум причинам. Мало того, что трансгендерность гораздо более распространена, чем мне казалось, так еще и то, что мой ребенок не трансгендер, не означает, что ему не надо знать вопросы, касающиеся трансгендерной идентичности и прав трансгендерных людей.
В последнем исследовании, которое я видела, говорилось, что около 0,6%  американцев являются трансгендерными. На самом деле, мне кажется, что их намного больше, потому что исследования учитывало только людей, которые идентифицируют себя как трансгендеры. Мало того, что  в Соединенных Штатах на данный момент не безопасно быть трансгендером – как известно, каждый год в США убивают в среднем более двух десятков транс-людей, - так еще многие люди не знают, что небинарные люди тоже являются трансгедерами. Кроме того, некоторые люди, которые, фактически, являются небинарными, не знают о существовании небинарных гендерных идентичностей.


Даже если мои дети и не являются трансгендерами, невежество всегда приводит к предрассудкам, стереотипам , а то и фанатизму, и теперь я знаю, что говоря о гендере, я обязана быть инклюзивной.



3. У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРИМЕРНО В ТРИ ГОДА.
Обычно гендерная идентичность начинает развиваться довольно рано – примерно в два-три года, и она окончательно формируется примерно в пять лет, хотя со временем она может становиться менее жесткой.

Многие взрослые считают, что единственная нормальная гендерная идентичность, которой надо помогать развиваться – это цисгендерная идентичность*, и они считают, что маленькие трансгендерные дети просто еще «путаются с полом», или что они «никак не могут запомнить, какого они пола», несмотря на то, что психологический пол – гендер  - формируется в таком раннем возрасте.  Но я считаю неправильным, негуманным и даже нелогичным считать, что, когда речь идет о формировании гендера, одна гендерная идентичность может формироваться в определенном возрасте, а другая в этом возрасте формироваться не может. Если ребенок говорит вам, что он трансгендерный мальчик, почему вы ставите его гендерное восприятие под сомнение, если вы не ставите под сомнение восприятие цисгендерного мальчика?

Печальная ирония заключается в том, что детям просто не дают осознать, что такое гендер и какая у них гендерная идентичность – взрослые навязывают гендерные стереотипы даже младенцам! Начиная от игрушек и одежды «правильного» гендерного цвета, и заканчивая прическами, которые делают детям, как только у них появляются волосики (девочкам зачастую сразу плетут косички, а мальчикам делают короткие стрижки). Кроме того, на детей влияют средства массовой информации. Так что взрослые просто заваливают детей цисгендерными нормами с момента их рождения.

И это значит, что…


4. ПАССИВНОГО ОТКАЗА ОТ СТЕРЕОТИПОВ НЕДОСТАТОЧНО – ОТ РОДИТЕЛЕЙ ТРЕБУЕТСЯ КОЕ-ЧТО БОЛЬШЕЕ. 
Хорошо, если вы не пытаетесь запихнуть детей в гендерные рамки, не покупая розовенькую одежку для девочек, и голубенькую – для мальчиков, и не выбирая для них «правильные для их пола» игрушки. Хорошо, если вы не навязывайте им стереотипные гендерные нормы. Но проблема в том, что окружающий мир все равно будет играть с ними в Гендерную Полицию. Это значит, что мы должны быть бдительными, выступая против его влияния, и что мы должны учить наших детей мыслить критически и самостоятельно анализировать всю поступающую информацию на гендерные темы.

Иногда общество навязывает стереотипы прямо – например, к нам однажды заходил знакомый мальчик, который сказал одному из моих сыновей, что его мягкая игрушечная сова «для девчонок», просто потому, что она розовая. Но чаще всего гендерные послания оказываются не такими явными, например, я заметила что в большинстве детских игр на iPad надо указывать гендер, но при этом детям предлагают выбрать только мужской и женский гендер. При этом для девочек – розовая аватарка с длинноволосой фигурой, а для мальчиков – голубая аватарка с фигуркой, у которой короткая стрижка.

Поэтому я, как родитель,  я должна не просто отказаться от гендерного контроля – я должна помочь своим детям противостоять гендерному навязыванию со стороны культуры, и ставить под сомнение циснормативные** послания, которые они получают из окружающего мира.


5. ЕСЛИ У ДЕТЕЙ ЕСТЬ ШАНС, ОНИ МЫСЛЯТ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ГИБКО И ОНИ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОТКРЫТЫ, ЧЕМ МЫ.
Дети не рождаются фанатиками, и изначально их головы не заполнены предрассудками, но они с рождения воспринимают и перенимают социальные нормы из окружающей их культуры (при этом нейроотличные дети обычно менее склонны копировать существующие нормы и соглашаться с ними, и я считаю это нашим благословением!). Дети, растущие в трансфобной и сексистской культуре, переносят стереотипы, которые они почерпнули дома, на свое общение со сверстниками.

Я часто слышала, как родители говорят о своих детях, что они с самого рождения «очень женственные» или «настоящие пацаны», то есть, что для них естественно воспроизводить цисгендерные гендерные нормы, без какого-либо вмешательства родителей. Зачастую эти взрослые не понимают, как на детей влияет гендерное воспитание, которому они подвергаются с самого рождения – и не просто воспитание, а навязываение гендерных норм. Более того, многие родители, не желая сделать ничего плохого, формируют гендерные ожидания еще на 20 неделе беременности, когда делают УЗИ. Если бы дети не были подвергнуты этому давлению, каким бы тонким оно ни было, и какие бы ни были у родителей «лучшие побуждения», большинство маленьких детей могли бы (и, вероятно, были бы) более гибкими и открытыми в понимании своей гендерной идентичности.

Однажды я смотрела со своим младшим ребенком мультфильм My Little Pony, и я заметила, что я думала, что один из пони – которого в мультике назвали «он» - девочка. Ребенок сказал мне: «ну, она одновременно и девочка, и мальчик».  Мой четырехлетний ребенок без какого-либо объяснения понял, что такое небинарная гендерная идентичность.

В тот момент я могла либо подтолкнуть его обратно к циснормативной культуре, либо принять его предположение. Конечно же, я сделала второе.
- О, это круто – знаешь, в реальной жизни некоторые люди тоже являются одновременно и мальчиками, и девочками.
Жизнь полна подобных «учебных» моментов, и то, как мы на них реагируем, определяет не только отношение наших детей к себе, а их отношения и взаимодействия с окружающими людьми.

Иногда сложно бороться с циссексизмом, не оскорбляя людей и вещи, которые нравятся нашим детям. Иногда может быть больно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, которых иначе воспитывают. Но это того стоит. Я рада, что интересы и развлечения моих детей никак не привязаны к гендерным нормам и стереотипам – это позволяет им быть собой, оставаться увереннее в себе и дарит им радость от любимых занятий, которую не способны испортить предрассудки. И еще надеюсь, что это поможет им стать более понимающими и сострадательными людьми, и их взгляды будут основаны на принципах равенства и уважения.


_____

* Цисгендер или «цис» -это человек, у которого та же гендерная идентичность (т.е. психологический пол), которую ему приписали при рождении, глядя на гениталии этого человека.  Например, если ребенок родился с вагиной, то родители и/или врачи могут быть полностью уверены в том, что это девочка, но если он_а не цисгендерная, они ошиблись.

**Циснормативность – это представления о том, что все люди по умолчанию являются цисгендерными, или что цисгендерность является единственной нормой, а трансгендеры - это просто «другие», редкое исключение из правил. Например, то, как большинство родителей рассказывает детям об анатомии – «у девочек вагины, а у мальчиков пенисы» - является воспроизведением циснормативных норм, и не соответствует истинному положению вещей.

***Циссексизм – предвзятое отношение к трансгендерным людям – в том числе к небинарным и гендерно-неконформным людям.