вторник, 11 октября 2016 г.

Джейми Утт: «Как говорить о привилегиях с теми, кто не понимает, что это такое»

Источник: Everyday feminism


(Описание изображения: Черный значок на белом фоне с надписью: "got privilege?" белыми буквами. Источник: White Privilege Conference)


Однажды я опубликовал статью о привилегиях белых людей, которая очень не понравилась отцу моего белого друга. После ее прочтения он сразу же позвонил на работу своему сыну и спросил у него:

- Чем ты сейчас занимаешься?

- Работаю. А что? – переспросил мой друг.
 Он занимался чисткой ковров, которая, безусловно, является крайне тяжелой работой.

- Ладно… Джейми пишет, что ты очень привилегированный. Ты чувствуешь себя привилегированным, когда вынужден гнуть задницу для того, чтобы прокормить свою семью?

-Ты шутишь?! Черт бы его побрал! Да мне никогда ничего просто так не перепадало!

Подобное происходило со мной очень часто.

Как часто вам приходилось говорить о привилегиях с людьми, которые имеют самые лучше побуждения, но при этом  понятия не имеют о том, какие у них есть привилегии? Как часто в таких случаях разговор заканчивался подобным образом?

Что такое «привилегия, основанная на идентичности»? Это любые выгоды или преимущества, которые человек может получить просто за то, что он_а принадлежит к определенной группе людей/что у него_нее есть определенная идентичность.  Вот примеры различных идентичностей, которые могут быть источником привилегий: раса, религиозная принадлежность, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, класс/уровень богатства, физические и психические возможности, наличие какого-либо гражданства.

Через какое-то время мой друг вспомнил ту мою статью из блога, которая так сильно взбесила его и его отца. И мы ее обсудили. Этот разговор прошел не очень хорошо. Друг сразу же стал обороняться, и все закончилось скандалом.

Когда я стал анализировать этот разговор, я задумался о некоторых инструментах, которые я приобрел за годы работы над вопросами разнообразия, и которые могли бы мне помочь сделать подобные разговоры более понятными и менее враждебными.

Я  решил еще раз поговорить со своим другом. Второй разговор был немного напряженным, какими и бывают разговоры о привилегиях. Но в этот раз он прошел действительно хорошо, и я думаю, все дело в том, что я хорошо постарался, чтобы изменить тон разговора.

После этого я не мог избавиться от мысли о том, что мне надо поделиться этими инструментами. Итак, не важно, собираетесь ли вы поговорить о привилегиях мужчин со своим отцом, о белых привилегиях с попутчиком из автобуса или о привилегиях правшей с человеком, который играет с  вами в гольф… вот несколько советов, которые вам стоит учесть прежде, чем приступать к разговору.


1. ВНАЧАЛЕ АПЕЛЛИРУЙТЕ К ВОПРОСАМ, В КОТОРЫХ У ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА НЕТ ПРИВИЛЕГИЙ.
Вы сможете быстро разоружить собеседника, который_ая старается обороняться в разговоре о привилегиях, если вначале выслушаете его_ее жалобы и поговорите о тех ситуациях в которых у него_нее нет привилегий.

Однажды я присутствовал  на воркшопе Пегги Макинтош, автора  “
Unpacking the Invisible Knapsack”, который проводился для того, чтобы дать людям инструменты для осознания собственных привилегий и собственного угнетения, и для того, чтобы они могли без сопротивление пройти через это осознание.

Одна из ее идей заключалась вот в чем: она выдала людям листок бумаги, разделенный на две части.
Участник начинает работу с левой части листа. Туда он_а записывал_а все, в чем он_а не имеет привилегии, основанной на идентичности. Это может включать все что угодно, начиная от того, что человек является левшой и ему_ей сложно пользоваться установленной чернильницей, и заканчивая тем, что этот человек является женщиной и ей приходится иметь дело с гендерным разрывом в оплате труда. После этого человек на другой стороне бумаги писал о вещах, в которых его_ее идентичность дает ему_ей привилегии.

После этого люди делились на пары и внимательно слушали собеседника, который_ая рассказывал_а о том, что он_а записал_а на обеих половинках листа. Это позволяло людям выразить свои фрустрации по поводу того, что они лишены определенных привилегий, и при этом безболезненно признать собственные привилегии.

Это упражнение помогает людям понять, что сила привилегий основана на системе угнетения, и что деконструкция этой системы послужит всеобщему благу и освобождению.

Но для того, чтобы поговорить об этом с человеком, вам не надо проводить воркшоп. Просто попытайтесь заговорить с другим человеком о тех вопросах, в которых у него_нее нет привилегий, основанных на идентичности, спрашивайте его_ее, и с уважением отнеситесь к тем разочарованиям и обидам, которые это у него _нее может вызывать.

Простое выслушивание может дать очень многое! К тому же, это поможет человеку позже проявить сочувствие к тем, у кого нет его_ее привилегии.



2. ПОДЧЕРКНИТЕ, ЧТО ПРИВИЛЕГИИ - ВЕЩЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. 
Привилегии и их отсутствие зависят от того, с кем именно человек на данный момент взаимодействует.

Таким образом, привилегии являются относительными, и мы должны именно так о них и говорить.

Значит ли это, что все привилегии являются равными? Нет. Я пишу правой рукой, и, значит, мне не придется тащить свою руку через прикрепленную чернильницу во время письма. У меня есть эта привилегия благодаря той особенности, с которой я родился.

Но это не значит, что моя праворукость имеет то же значение и налагает на меня ту же социальную ответственность, которую налагают на меня привилегии, которые у меня есть из-за моего цвета кожи, гендера, социального положения и сексуальной ориентации.

Дело в том, что наши особенности являются сложными, и они пересекаются друг с другом, и одна особенность может влиять на то, как проявляется другая.

Некоторые люди начинают оборонятся, как только разговор заходит о привилегиях, потому что они боятся, что в этих разговорах не будут затронуты реально существующие и очень важные для них вопросы, в которых они лишены привилегий. Поэтому они начинают говорить только об этих вещах.

Но то, что у нас есть определенные привилегии, не означает, что у нас есть все существующие привилегии.

Осознание относительности привилегий поможет нам лучше сотрудничать как с теми, у кого есть наши привилегии, так и с теми, у кого их нет.


3. СИСТЕМА ПРИВИЛЕГИЙ И УГНЕТЕНИЙ ВРЕДИТ ВСЕМ НАМ. 
В разговорах о привилегиях крайне важно объяснить людям, что существующая система вредит не только тем людям, которые не могут похвастаться наличием той или иной привилегии, основанной на идентичности.

 Она вредит нам всем. И пока мы этого не поймем, эта система будет существовать, потому что только привилегированные люди смогут положить конец системе угнетения, а они не смогут этого сделать, пока не избавятся от вины и от патерналистского отношения.

Рассмотрим в качестве примера «белую привилегию». По сути, белая привилегия является социальным конструктом, который создали богатые европейцы для того, чтобы получать еще больше богатства, натравливая бедных жителей Европы на бедных африканцев и на коренные народы, проживающие на территории колоний.

Бедным людям навязывали идеи белого превосходства, тем самым позволяя даже белому пролетариату господствовать над цветными людьми.  То есть, пока белые люди наслаждались и пользовались своим мнимым «превосходством» над цветными людьми, богатые белые люди еще удобнее усаживались на шею белых бедняков!
Так что белые привилегии причиняют нам гораздо больше вреда, чем пользы!

Точно такой же спорной является польза от мужских привилегий. Но зато они создают гендерные стереотипы и загоняют нас в рамки маскулинности. Не знаю, что там насчет вас, но лично меня уже тошнит от попыток вписаться в гендерные стереотипы и действовать «как положено мужчине».

Я хочу, чтобы мое гендерное выражение было свободно от тех аспектов маскулинности, которые вредят как мужчинам, так и женщинам. Мне не нужно «насилие как метод решения проблемы», «мальчики не плачут», «мужчина должен быть главой семьи», «мужчина должен знать все, даже когда он ничего не знает», и т.п.

Когда мы рассматриваем справедливую систему, которая могла бы быть на месте системы угнетения, мы понимаем, что наши привилегии нас маргинализируют.


4. ТО, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПРИВИЛЕГИЯ, НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОН_А В ЧЕМ-ТО ВИНОВАТ_А.
В «
The Construction of Masculinity»  Майкл Кауфман описывает вину как: «…укоренившуюся консервативную эмоцию, которая мало способствует свершению перемен. Люди, испытывающие вину и чувствующие себя неудобно, не склонны к совершению перемен и не вдохновляют на перемены других».

Чаще всего, узнав о том, что у них есть незаслуженная ими привилегия, люди реагируют двумя способами, которые зачастую связаны с виной:

Оборона: «Я не буду чувствовать себя виноватым_ой за то, что я это унаследовал_а (что мне просто повезло). Если у кого-то нет такой привилегии, что же… им просто не повезло!»

Размышления о действиях и бессилии, основанные на вине: «Это жутко несправедливо, но что могу сделать я, ради того, чтобы это изменить?! Я этого не просил_а, и один маленький человечек не может изменить систему, которая существует уже сотни лет!»

В обоих случаях, нам надо напомнить людям, что они ни в чем не виноваты, и что сейчас речь не идет о том, кто в чем виноват.

Они правы – они не сделали ничего, чтобы приобрести эти привилегии. Так что ощущать вину вообще бессмысленно.

Но, как сказал один мой наставник: «Если мы наследуем несправедливость, мы не должны чувствовать из-за этого себя виноватыми. Мы не несем ответственности за прошлое. Однако, если мы решаем ничего не делать вместо того, чтобы хоть как-то менять сложившуюся ситуацию, то нам есть чего стыдиться».

Напомните человеку, что он_а не должен_а испытывать вину за свои привилегии, но при этом предложите человеку действовать ради изменения существующей системы и обращать внимание на свои привилегии.

Что приводит нас к пункту 5…


5. ПРЕДЛАГАЙТЕ КОНКРЕТНЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗРУШИТЬ СИСТЕМУ ПРИВИЛЕГИЙ И СИСТЕМУ УГНЕТЕНИЯ В ЖИЗНИ ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА.
Когда люди чувствуют бессилие в разговоре о привилегиях, или начинают обороняться, им могут понадобиться советы по деконструкции системы привилегий, сложные и не очень.

Если вы будете поощрять действия, а не застой, от этого будет только лучше!

Вот несколько сложных и простых действий, которые помогут людям учитывать свои привилегии:

Если вы узнали о сценарии, основанном на угнетении, и у вас в этом сценарии есть привилегия, например, если вы мужчина и вы услышали нечто вроде: «Мужчины всегда доминируют над женщинами в разговорах и обсуждениях, потому что их научили считать, что их мнение более ценное», вы можете подумать над тем, как не поддерживать этот сценарий. Например, в разговорах с женщинами вы можете меньше говорить и больше слушать.

Старайтесь осознать, как на вас влияют ваши отличия и ваши привилегии, а не просто обсуждайте особенности отношений. Слушайте тех, у кого нет ваших привилегий, основанных на идентичности. В конце концов, умение слушать является корнем социальной справедливости.

Если некоторые люди не имеют определенных прав или привилегий из-за государственной системе угнетения, подумайте о том, как вы можете отдалиться от этой системы. Например:

Если вы натурал, вы можете провести брачную церемонию, но не регистрировать свой брак, пока у всех людей не будет такого права. (Примечание переводчика: Если только у вас нет необходимости в регистрации брака, потому что брак, прежде всего, является юридическим договором; если вы не сможете оформить опеку над своим ребенком в случае смерти партнера, от этого никому не станет легче, так что подумайте о последствиях)

Если вы белый богатый человек, у которого_ой есть дети, вы можете послать их в местную государственную школу по соседству, или хотя бы в частную школу, в которой есть самые разные дети и инклюзивная среда, а не в частное учреждение «только для белых», связанное с Лигой Плюща. (Примечание переводчика: Если этого хочет ваш ребенок, т.к.  решение о том, в какой школе ему_ей учиться, и учиться ли в школе вообще, должен принимать он_а. Кроме того, в России некоторые «школы по соседству» попросту небезопасные).

Поощряя действия, вы не только даете заинтересованному человеку ответ на вопрос о том, как он_а  может на что-то повлиять, а и помогаете ему_ей лучше понять, как работает система привилегий и угнетений.


6. СДЕЛАЙТЕ ЭТОТ РАЗГОВОР ПОЛЕЗНЫМ, А НЕ СИМВОЛИЧЕСКИМ. 
Как сказано у Джей Смус в “How to tell someone they sound racist,” разговоры о привилегиях не должны переходить на личности.

Привилегии, основанные на идентичности, не определяют нашего характера, и мы их не выбирали, но мы выбираем,  делаем мы то что в наших силах или нет, для того, чтобы изменить систему, которая дает нам незаслуженные привилегии.

И ради перемен мы не должны вести разговор в духе: «Эй, проверь свои привилегии, ты, привилегированная жопа!»

Вместо этого, он должен вестись в стиле: «Как мы можем учитывать и проверять свои привилегии для того, чтобы деконструировать систему угнетения, которая вредит нам всем?»

Когда мы обращаем основное внимание на действия, которые мы можем предпринять, на те шаги, которые мы можем сделать для всеобщего освобождения, разговор становится не только более приятным, а и более полезным.

______

Джейми Утт является одним из авторов Everyday feminism и консультантом по вопросам инклюзии, разнообразия и предотвращения сексуального насилия в Миннеаполисе, штат Миннесота. Он живет со своим любимым партнером и замечательной собакой Хлоей. Он еженедельно пишет для www.ChangeFromWithin.org.. Вы можете узнать больше о его работах на  www.JamieUtt.com. Вы можете подписаться на его страницу на Twitter @utt_jamie