четверг, 18 августа 2016 г.

Спарроу Росс Джонс: «Аутизм и гендерная неконформность: есть ли причина у корреляции?»


Источник: Married, With Aspergers 
(гостевой пост)



Начиная с первых систематических исследований о возможных связях между аутизмом и гендерной дисфорией, которые были опубликованы с 2010¹ по 2016 год (было  опубликовано 25 исследовательских статей о людях с гендерной дисфорией в аутистическом спектре), была  заметна сильная корреляция между аутизмом и трансгендерностью (или гендерной неконформностью). Исследователи недавно обнаружили, что около десяти процентов людей, обследующихся в клиниках по гендерным вопросам, имели аутичный диагноз или могли быть диагностированы как аутисты. Это значит, что аутичные люди попадают в такие клиники в десять раз чаще, чем неаутичные.

Стоит заметить, что согласно данным исследования, среди аутичных трансгендерных людей было одинаковое количество тех, кого при рождении посчитали мужчинами, и тех, кого при рождении посчитали женщинами. Это соотношение довольно интересное, учитывая, что тех, кого при рождении посчитали мужчинами, диагностируют в четыре раза чаще, чем тех, кого при рождении посчитали женщинами. Наблюдается и обратная корреляция – то есть, обращая внимание на признаки трансгендерности у молодых аутистов, было замечено, что у аутистов эти признаки проявляются в семь раз чаще, чем у населения в целом³.

Что является причиной данной связи между аутизмом и гендерным разнообразием? Исследователи не могут дать точного ответа на этот вопрос, точно так же, как они не могут дать точного ответа на вопросы о причинах возникновения аутизма и о причинах возникновения гендерной неконформности. Исследования аутизма, как и исследования гендерного выражения и гендерной идентичности, все еще находятся в зачаточном состоянии, и поиск ответов, в основном, заключается в построении домыслов на данные темы.

Я гендернонеконформный аутичный человек, и поэтому мои домыслы, основанные на исследованиях аутизма и гендерной неконформности, вероятнее всего, будут более достоверны, чем домыслы тех, кого эта тема не касается. Обдумывая эту тему, я пришла к выводу, что наиболее правдивыми теориями являются: теория о корреляции без прямой причинно-следственной связи; биологическая/генетическая связь; аутичное восприятие общественных норм; нейрологические отличия, влияющие на восприятие мира; и борьба за принятие и самопринятие, которую ведут многие аутичные люди в инвалидизирующем их мире.
Если в этих гипотезах есть доля истины, то, вероятно, корреляция между аутизмом и гендерной неконформностью обусловлена комбинацией всех этих фактов. Вероятнее всего, аутизм, гендерное выражение и гендерная идентичность имеют гетерогенный характер. Сами причины пересечения также могут различаться в каждом конкретном случае.



Корреляция без причинно-следственной связи.
Возможно, существует еще третий, не выявленный фактор. Аутичность может быть связанна с этим третьим фактором, точно так же, как и гендерная неконформность, и при этом причины корреляции с третьим фактором могут быть разными. Если это так, то для того, чтобы выявить этот третий фактор и тем самым выявить истинную причину корреляции между аутизмом и гендерной неконформностью, понадобятся годы исследований.


Биологическая/генетическая связь.
Несмотря на то, что «ген аутизма» еще не найден, и не существует единого мнения по поводу генетической природы аутизма, изучение аутичности у близнецов указывает на явную генетическую предрасположенность⁴. Точно так же не существует точного ответа на вопрос о возможной генетической причине транссексуальности, но изучение транссексуальности у близнецов указывает на явную генетическую предрасположенность⁵.  На данный момент мало что известно об аутичном геноме, и еще меньше – о геноме транссексуальноси. Это оставляет возможность для открытия потенциальной генетической взаимосвязи, либо, опять-таки, для открытия третьего фактора, который обуславливает генетическую корреляцию между аутизмом и гендерной неконформностью.


Аутичное восприятие общественных установок. 
Джон Стренг, детский нейрофизиолог, который работает с гендернонеконформными детьми, рассказывал в интервью⁶, что аутичным детям легче распознать собственную трансгендерность, потому что они обращают меньше внимания на социальный статус, репутацию, авторитетов, социальные нормы и чужое мнение. То, что над аутистами часто издеваются, то, что они часто являются изгоями, и что они, по многим другим причинам, могу оказаться «за бортом нормальности», помогает им переосмыслить социальные конструкты вроде гендера и гендерных ролей, и воспринимать их как что-то, что можно исследовать, а не как устоявшуюся и неизменную данность.


Восприятие, обусловленное нейроотличиями.
Aутисты зачастую являются любознательными, и они склонны к адаптивному изучению (что, как заметил Келли, часто патологизируется как «одержимость» и «крайне ограниченные и фиксированные интересы»)⁷ Любознательность и склонность подвергать сомнению общепринятые нормы приводят к тому, что аутичные дети рано ставят под сомнение гендерные роли, и формируют свое собственное восприятие гендера. Склонность аутичных детей к адаптивному обучению может приводить к ранним гендерным экспериментам, а также к «полевым экспериментам» т.е. к изучению различных проявлений гендера.
Гендерная неконформность может проявиться благодаря подобным исследованиям и интересам.



Опыт самопринятия.
И, наконец, умение справляться с психическими сложностями, связанными с тем, что аутисты вынуждены жить в мире, созданном для нейротипиков, приводит к тому, что они раньше и быстрее принимают другие маргинализирующие аспекты своей идентичности. Аутичная жизнь способствует принятию трансгендерности, и наоборот.

Исследуя глухих подростков⁸,  ученые определяли «идентичность» как пересечение «личностного и общественного», и обратили внимание на то, что подростковый возраст является временем формирования идентичностей. Изучая идентичности глухих подростков, надо учитывать опыт, через который проходят глухие подростки, живя в мире, в котором их отличиям уделяется повышенное внимание. У людей, которые могут слышать, нет подобных проблем с формированием идентичности. Точно так же маргинализация, с которой сталкиваются аутисты, заставляет их бороться за свое место в нейротипичной мире. Те, кто не является нейроотличным, не имеют подобного опыта.

Упражнения по формированию идентичности в одной области, безусловно, приводят к формированию идентичностей в других областях, включая гендерную идентичность и идентичность на основании сексуальной ориентации. Однако вопросы самопринятия и практики в формировании идентичности не могут объяснить корреляцию между аутизмом  и гендерной неконформностью, во всяком случае, ни одно исследование не показало подобной корреляции между глухотой и гендерной неконформностью или глухотой и нетипичной сексуальной ориентацией. Это не может считаться отсутствием доказательств, потому что это можно рассматривать и как недостаточное количество исследований возможной корреляции между гендерным и сексуальным разнообразием и глухотой.
В заключении стоит отметить, что аутичность, как и гендерная неконформность, является сложным явлением. Корреляция между этими двумя явлениями не вызывает сомнений. Еще только предстоит узнать сложное пересечение факторов, вызывающих подобную корреляцию, но комбинация генетической предрасположенности, аутичных социальных и когнитивных особенностей и опыт самопринятия, вероятнее всего, объясняют эту корреляцию, если, конечно, аутизм и гендерная неконфорность имеют прямую связь. Но такая сильная корреляция, вероятнее всего, не является простым совпадением. Аутизм и гендерная неконформность связаны, но настоящую природу этой связи еще только предстоит выяснить.


Ссылки:

1 De vries AL, Noens IL, Cohen-kettenis PT, Van berckelaer-onnes IA, Doreleijers TA. Autism spectrum disorders in gender dysphoric children and adolescents. J Autism Dev Disord. 2010;40(8):930-6. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20094764
2 Van der miesen AI, Hurley H, De vries AL. Gender dysphoria and autism spectrum disorder: A narrative review. Int Rev Psychiatry. 2016;28(1):70-80.http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26753812
3 Strang JF, Kenworthy L, Dominska A, et al. Increased gender variance in autism spectrum disorders and attention deficit hyperactivity disorder. Arch Sex Behav. 2014;43(8):1525-33.https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24619651
4 Hallmayer J, Cleveland S, Torres A, et al. Genetic heritability and shared environmental factors among twin pairs with autism. Arch Gen Psychiatry. 2011;68(11):1095-102.http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21727249
5 Diamond, M. Transsexuality among twins: Identity concordance, transition, rearing, and orientation. Int J Transgenderism. 2013;14(1):24-38.http://www.hawaii.edu/PCSS/biblio/articles/2010to2014/2013-transsexuality.html
6 Rudacille, D. Living between genders. Spectrum. https://spectrumnews.org/features/deep-dive/living-between-genders/ April 13, 2016. Accessed July 30, 2016.
7 Kelley, L. The pathologization of interest and curiosity. Thirty Days of Autism.https://30daysofautism.wordpress.com/2015/05/21/the-pathologization-of-interest-and-curiosity/ May 21, 2015. Accessed July 30, 2016.
8 Brice PJ, Strauss G. Deaf adolescents in a hearing world: a review of factors affecting psychosocial adaptation. Adolesc Health Med Ther. 2016;7:67-76.http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4847601/