Идея написания этой статьи появилась у меня очень давно - когда я вдруг поняла, что большинство моих англоязычных аутичных знакомых, с которыми я переписывалась в интернете и которых я встречала в англоязычных группах по аутизму называют себя "квир". Но тогда я еще думала о том, что возможно дело в том, что в английском языке термин "квир" более популярен, чем у нас. А потом вдруг оказалось, что многие аутичные люди, которых я видела в своей аутичной группе в ВКонтакте также называют себя "квир". Причем "квир", что особенно странно для русскоязычной интернет-среды, в их случаях не обозначал "гендерно небинарный человек". Под этим термином понималось именно (или, для некоторых людей, почти) то же самое, что под ним понимают в квир-теории.
Но почему именно "квир"? Почему не более привычные "гей", "лесбиянка" или, как чаще бывает в случае моих аутичных знакомых сочетания вроде "бисексуал и агендер", "трансгендер и панромантик" и т.п.?
Думаю, у каждого конкретного аутиста своя причина того, почему именно он решил называть себя "квир". Иногда достаточно одной причины, иногда их несколько. Я здесь попытаюсь обозначить самые распространенные - но не все - причины того, почему так много аутичных людей используют слово "квир", когда говорят о себе.
1) Чаще всего на аутичных людей культура и воспитание влияют не так сильно, как на неаутичных. У аутистов гораздо меньше развит "стадный инстинкт" и желание подражать другим, в том числе своим знакомым и родителям. Поэтому то, что генерные рамки и стереотипы о сексуальном поведении не являются чем-то естественным, а просто навязаны обществом для многих аутистов очевидно. Причем первое очевидно еще с детства. Большинство моих знакомых аутистов говорят, что какого пола они бы ни были при рождении, они все равно был бы либо женоподобными мужчинами, либо мужеподобными женщинами, а истории о большинстве женщин и мужчин, которые соотвествуют гендерным стереотипам и считаются "нормальными" кажутся им историями про инопланетян. Очень часто в англоязычных аутичных группах критикуют гендерные стереотипы - более того, это одна из самых распространенных тем в англоязычных аутичных группах. Да и многие мои русскоязычные аутичные знакомые (даже те, кто не называет себя "квир) очень любят писать о том, что "гендер - это конструкт, навязанный нейротипиками".
Поэтому идеи об исскуственности гендера, о том, что гендер создан культурой, о перформативности гендера и т.п. очень близки тем, кто никогда не принимал гендерные стереотипы и не считал что должен подводить себя под рамки, созданные для предствителей определенного гендера.
Многие аутичные люди сами придумывали подобные концепции, когда родители в детстве донимали их тем, что они должны соотвествтвовать гендерным стереотипам, задолго до того, как они впервые услышали о квир-теории или квир-исследованиях.
2) У аутичных людей реже встречается желание идентифицировать себя с какой-либо категорией людей, относить себя к какому-либо сообществу - потому что у представителей этих сообществ образ мышления и способ восприятия мира все равно отличается от аутичного, а значит они все равно в каком-то смысле не будут восприниматься как "свои" и сами аутисты не смогут воспринимать не-аутистов как "своих". Поэтому идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и гендером для них не так важны (как и национальные идентичности, профессиональные и т.п.) потому что они не являются чем-то объединяющим их с другими людьми.
Поэтому антиидентичность квир может быть удобнее скажем лесби идентичности, на основании которой формируется лесби-сообщество.
3) Многих аутичных людей раздражает то, что когда человек относит себя к определенной категории, он начинает соответствовать всем стереотипам, которые существуют касательно этой категории, перенимают образ жизни представителей этой категории, перенимают все внешние атрибуты, полностью перенимают взгляды представителей этой категории - а не фильтруют их в зависимости от того, разделяет ли сам человек эти взгляды или нет. И не важно, что эта за категория: коммунисты, либералы, русские, православные христиане, металлисты, панки или геи.
Поэтому некоторым аутичным людям, если им не близки абсолютно все принципы и взгляды типичных представителей скажем гей-сообщества сама идея относить себя к этому сообществу может казаться абсурдной. Тем более если человек является одновременно геем и агендером (еще сложнее подобрать два сообщества, принципы которых полностью совпадают с твоими). Квир решает эту проблему. Для многих если ты называешь себя "квир", значит что ты отказываешься от более конктретной идентичности и признаешь их навязанными культурой.
4) Квир многие понимают как идентичность. Причем если термин квир используют как общее понятие в которое можно включить ЛГБТ+, то квир считают идентичностью, основанной на отказе от других идентичностей. Сама идея отказа от идентичностей, навязанных культурой близка многим аутичным людям, на которых культура не оказывает такого сильного влияния, как на не-аутистов.
5) Многим аутичным людям сложнее охарактеризовать свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность точнее, чем просто "квир". Многие аутичные люди не мыслят словами, и поэтому им сложно подобрать слова к собственным ощущениям, в том числе к сексуальным желаниям. Это одна из причин, почему я, например, очень долго не могла понять что я лесбиянка, и сейчас не уверена на все сто процентов в том, что я лесбиянка, а не бисексуалка. Некоторые аутичные люди долго не могли определиться, являются они агендерными или гендернонеконформными людьми, или, возможно, они вообще транс*.
Это - путаница в терминах, у которых есть определенные нюансы, вопросы вроде "можно ли относить себя к определенной категории, если полностью ей не соответствуешь?", сложности с тем, чтобы подобрать для себя точный термин, раобраться в своих ощущениях, и мысли о том, что все эти попытки отнести себя к какой-то конкретной категории бессмысленны. Все эти критерии вместе и некоторые из них по-отдельности приводят к тому, что аутичным людям проще и удобнее обозначать себя "квир", чем искать эту более конкретную категорию.
6) У аутичных людей реже встречается потребность соответствовать какой-либо категории, и они сами редко мыслят так, чтобы принадлежность к какой-либо категории определяла то, что они делают. Поэтому аутичные люди чаще воспринимают свою гендерную идентичность (да и любые другие идентичности) как нечто перформативное, непостоянное, меняющееся в зависимости того, что они делают. А чаще еще и как что-то незначительное, настолько, что в этом и не должно быть постоянства - несмотря на то, что аутичным людям чаще важно постоянство и стабильность.
7) Из-за того, что на аутичных людей меньшее влияние оказывает культура, и из-за того что аутичным людям чаще мешает общепринятое понимание нормы - особенно тем аутистам, которые не считают себя больными и не хотят становится другими людьми - аутичным людям ближе теории, которые указывают на то что норма - очень абстрактное понятие, чем те, которые пытаются подвести их сексуальную ориентацию и гендерную идентичность под очередное надуманное понятие нормы.
8) В англоязычном движении за нейроразнообразие в последние годы становится популярным такое понятие как "нейроквир". Несмотря на то, что очень часто я встречала что люди называют себя "нейроквир" чтобы подчеркнуть, что они одновременно являются ЛГБТ-людьми и нейроотличными людьми, само по себе понятие "нейроквир" (хоть у него и нет четкого определения и те кто ввели его сами признают что четкое определение ему дать невозможно) обозначает отношение к "нормальной" и "естественной" неврологии примерно как квир-теория относится к "нормальности" и "естественности" гендера, и в каком-то смысле является пост-структуралистской формой парадигмы нейроразнообразия и/или пересечением парадигмы нейроразнообразия и квир-теорией.
9) Многие ЛГБТ-аутичные люди одновременно являются сторонниками парадигмы нейроразнообразия, которая, как и "mad pride" (частью которого и является движение за нейроразнообразие) имеет много общего с квир-теорией даже если брать "классическую" парадигму нейроразнообразия, а не "нейроквир", поэтому многих - преимущественно англоязычных аутичных ЛГБТ-людей - квир-теория может заинтересовать больше, чем обычные гей и лесби исследования.
Но почему именно "квир"? Почему не более привычные "гей", "лесбиянка" или, как чаще бывает в случае моих аутичных знакомых сочетания вроде "бисексуал и агендер", "трансгендер и панромантик" и т.п.?
Думаю, у каждого конкретного аутиста своя причина того, почему именно он решил называть себя "квир". Иногда достаточно одной причины, иногда их несколько. Я здесь попытаюсь обозначить самые распространенные - но не все - причины того, почему так много аутичных людей используют слово "квир", когда говорят о себе.
1) Чаще всего на аутичных людей культура и воспитание влияют не так сильно, как на неаутичных. У аутистов гораздо меньше развит "стадный инстинкт" и желание подражать другим, в том числе своим знакомым и родителям. Поэтому то, что генерные рамки и стереотипы о сексуальном поведении не являются чем-то естественным, а просто навязаны обществом для многих аутистов очевидно. Причем первое очевидно еще с детства. Большинство моих знакомых аутистов говорят, что какого пола они бы ни были при рождении, они все равно был бы либо женоподобными мужчинами, либо мужеподобными женщинами, а истории о большинстве женщин и мужчин, которые соотвествуют гендерным стереотипам и считаются "нормальными" кажутся им историями про инопланетян. Очень часто в англоязычных аутичных группах критикуют гендерные стереотипы - более того, это одна из самых распространенных тем в англоязычных аутичных группах. Да и многие мои русскоязычные аутичные знакомые (даже те, кто не называет себя "квир) очень любят писать о том, что "гендер - это конструкт, навязанный нейротипиками".
Поэтому идеи об исскуственности гендера, о том, что гендер создан культурой, о перформативности гендера и т.п. очень близки тем, кто никогда не принимал гендерные стереотипы и не считал что должен подводить себя под рамки, созданные для предствителей определенного гендера.
Многие аутичные люди сами придумывали подобные концепции, когда родители в детстве донимали их тем, что они должны соотвествтвовать гендерным стереотипам, задолго до того, как они впервые услышали о квир-теории или квир-исследованиях.
2) У аутичных людей реже встречается желание идентифицировать себя с какой-либо категорией людей, относить себя к какому-либо сообществу - потому что у представителей этих сообществ образ мышления и способ восприятия мира все равно отличается от аутичного, а значит они все равно в каком-то смысле не будут восприниматься как "свои" и сами аутисты не смогут воспринимать не-аутистов как "своих". Поэтому идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и гендером для них не так важны (как и национальные идентичности, профессиональные и т.п.) потому что они не являются чем-то объединяющим их с другими людьми.
Поэтому антиидентичность квир может быть удобнее скажем лесби идентичности, на основании которой формируется лесби-сообщество.
3) Многих аутичных людей раздражает то, что когда человек относит себя к определенной категории, он начинает соответствовать всем стереотипам, которые существуют касательно этой категории, перенимают образ жизни представителей этой категории, перенимают все внешние атрибуты, полностью перенимают взгляды представителей этой категории - а не фильтруют их в зависимости от того, разделяет ли сам человек эти взгляды или нет. И не важно, что эта за категория: коммунисты, либералы, русские, православные христиане, металлисты, панки или геи.
Поэтому некоторым аутичным людям, если им не близки абсолютно все принципы и взгляды типичных представителей скажем гей-сообщества сама идея относить себя к этому сообществу может казаться абсурдной. Тем более если человек является одновременно геем и агендером (еще сложнее подобрать два сообщества, принципы которых полностью совпадают с твоими). Квир решает эту проблему. Для многих если ты называешь себя "квир", значит что ты отказываешься от более конктретной идентичности и признаешь их навязанными культурой.
4) Квир многие понимают как идентичность. Причем если термин квир используют как общее понятие в которое можно включить ЛГБТ+, то квир считают идентичностью, основанной на отказе от других идентичностей. Сама идея отказа от идентичностей, навязанных культурой близка многим аутичным людям, на которых культура не оказывает такого сильного влияния, как на не-аутистов.
5) Многим аутичным людям сложнее охарактеризовать свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность точнее, чем просто "квир". Многие аутичные люди не мыслят словами, и поэтому им сложно подобрать слова к собственным ощущениям, в том числе к сексуальным желаниям. Это одна из причин, почему я, например, очень долго не могла понять что я лесбиянка, и сейчас не уверена на все сто процентов в том, что я лесбиянка, а не бисексуалка. Некоторые аутичные люди долго не могли определиться, являются они агендерными или гендернонеконформными людьми, или, возможно, они вообще транс*.
Это - путаница в терминах, у которых есть определенные нюансы, вопросы вроде "можно ли относить себя к определенной категории, если полностью ей не соответствуешь?", сложности с тем, чтобы подобрать для себя точный термин, раобраться в своих ощущениях, и мысли о том, что все эти попытки отнести себя к какой-то конкретной категории бессмысленны. Все эти критерии вместе и некоторые из них по-отдельности приводят к тому, что аутичным людям проще и удобнее обозначать себя "квир", чем искать эту более конкретную категорию.
6) У аутичных людей реже встречается потребность соответствовать какой-либо категории, и они сами редко мыслят так, чтобы принадлежность к какой-либо категории определяла то, что они делают. Поэтому аутичные люди чаще воспринимают свою гендерную идентичность (да и любые другие идентичности) как нечто перформативное, непостоянное, меняющееся в зависимости того, что они делают. А чаще еще и как что-то незначительное, настолько, что в этом и не должно быть постоянства - несмотря на то, что аутичным людям чаще важно постоянство и стабильность.
7) Из-за того, что на аутичных людей меньшее влияние оказывает культура, и из-за того что аутичным людям чаще мешает общепринятое понимание нормы - особенно тем аутистам, которые не считают себя больными и не хотят становится другими людьми - аутичным людям ближе теории, которые указывают на то что норма - очень абстрактное понятие, чем те, которые пытаются подвести их сексуальную ориентацию и гендерную идентичность под очередное надуманное понятие нормы.
8) В англоязычном движении за нейроразнообразие в последние годы становится популярным такое понятие как "нейроквир". Несмотря на то, что очень часто я встречала что люди называют себя "нейроквир" чтобы подчеркнуть, что они одновременно являются ЛГБТ-людьми и нейроотличными людьми, само по себе понятие "нейроквир" (хоть у него и нет четкого определения и те кто ввели его сами признают что четкое определение ему дать невозможно) обозначает отношение к "нормальной" и "естественной" неврологии примерно как квир-теория относится к "нормальности" и "естественности" гендера, и в каком-то смысле является пост-структуралистской формой парадигмы нейроразнообразия и/или пересечением парадигмы нейроразнообразия и квир-теорией.
9) Многие ЛГБТ-аутичные люди одновременно являются сторонниками парадигмы нейроразнообразия, которая, как и "mad pride" (частью которого и является движение за нейроразнообразие) имеет много общего с квир-теорией даже если брать "классическую" парадигму нейроразнообразия, а не "нейроквир", поэтому многих - преимущественно англоязычных аутичных ЛГБТ-людей - квир-теория может заинтересовать больше, чем обычные гей и лесби исследования.